Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:17, статья
Этническая толерантность – уважение и признание равенства и свобод всех наций. Низший уровень этнической толерантности – терпимость к чужому этносу при высокой степени собственной национальной идентичности. Более высокие уровни этнической толерантности строятся на признании совместного проживания на одной территории людей разных национальностей как фактора, способствующего обогащению культуры и развития общества в целом. В качестве предмета настоящего исследования выделена этническая толерантность будущего учителя.
Этническая толерантность как базовая ценность демократического общества.
Этническая толерантность – уважение и признание равенства и свобод всех наций. Низший уровень этнической толерантности – терпимость к чужому этносу при высокой степени собственной национальной идентичности. Более высокие уровни этнической толерантности строятся на признании совместного проживания на одной территории людей разных национальностей как фактора, способствующего обогащению культуры и развития общества в целом.
В качестве предмета настоящего исследования выделена этническая толерантность будущего учителя. Под формированием этнической толерантности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на увеличение уровня поликультурных знаний будущих учителей, а также укрепление в них уважения и терпимости к различным этническим и культурным группам. Актуальным для формирования этнической толерантности является исследование распространенности национальных чувств в молодежной среде, отношение к представителям различных наций, роли религиозной веры в процессе профессионального становления и будущей работы.
Цели этнической толерантности различны,
от терпимости и понимания до действий
в интересах социальных перемен и справедливости.
Этническая
толерантность основывается в своей миссии
на концепциях, философии,
принципах и научном подходе. Понимание
будущими учителями этнических отношений
и их влияния на различные группы, на политику
и
Для целей настоящего исследования, смысл "межэтнические отношения" будут ссылаться на отношения между представителями различных этнических групп. Речь идет о межэтнических отношениях в целом, не характерных для конкретных наций. Рост миграции, межкультурной коммуникации, повышение политической и личной свободы в ранее автократических обществах, а также всплеск международных организаций во многих странах свидетельствуют о том, что мир вступил в "возраст разнообразия". Разнообразие мира становится более интегрированным, глобальным, международным и люди из ранее однородных сред вынуждены взаимодействовать, общаться и участвовать в различного рода отношениях с людьми из разных этнических принадлежностей, идеологии, религиозных и политических убеждений и т.д. (Essed, 1996).
Формирование этнической толерантности
по существу является
В этой связи возникает необходимость
в формировании у будущего
учителя способности быть самому этнически
толерантным, в становлении у
него универсальных методов ориентации
в сложном, разнообразном,
Практическая реализация процесса
формирования этнической
толерантности будущих учителей в вузовском
образовании должна включать в себя наиболее
адекватные данной ориентации способы
педагогической
деятельности. То есть, необходимо акцентировать
внимание будущих учителей на важности
применения форм и методов обучения, направленных
на движение личности учащегося по пути
становления субъектности. Добиться
этого возможно через диалог, механизмы
взаимной адаптации, интерактивные методы
общения, проблемные технологии обучения,
В своем исследовании, мы опираемся на мнение В.А.Лекторского, о том, что толерантность «уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога», т.е. толерантность выступает в качестве готовности к пониманию и вступлению в диалог с человеком на основе открытости, уважения, внимания [1, с. 20].
На наш взгляд, толерантность
также напрямую связана с социальной
зрелостью личности. Как было уже отмечено
выше данной проблематикой
детально занимается относительно новая
область человекознания, как
- личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя;
- личность склонна считать ответственным за все происходящее с ним в жизни других людей, внешние обстоятельства, ситуацию.
Формирование ответственности
напрямую связано с предоставлением личности свободы принятия
решений относительно самого себя и развитием
автономности. То есть, невозможно развить
в личности ответственность,
блокируя развитие и проявление автономности,
а также свободу принятия
решений. К сожалению, эмпирические данные
показывают, что в
Терпимость – важная составляющая социальной зрелости. Выделяются два ее вида:
- сенсуальная толерантность,
связанная с классической
- диспозиционная терпимость - предрасположенность, готовность к определенной реакции личности на среду. Здесь можно говорить об определенных установках личности, ее системе отношений к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других на себя. В основе диспозиционной терпимости лежит позитивное отношение, определяющее позитивное восприятие действительности;
Саморазвитие - показатель и одновременно условие достижения социальной зрелости. Время учебы в вузе совпадает как раз с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных качеств. Развиваются такие качества как, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам. Ведущими видами деятельности в данном возрасте выступают профессионально-учебная и научно-исследовательская. Приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
Для успешной реализации
себя как специалиста и
В нашем понимании, этническая толерантность, выступает как ценностное качество, которое представляет собой активную жизненную позицию человека и направлено на готовность и умение конструктивно взаимодействовать в диалоге культур. Не являясь по своей сути врожденным, этническая толерантность, как и любое другое нравственное качество, необходимо развивать, стимулировать и корректировать. Важной составляющей при этом должна явиться выработка ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения.
Исследования, проведенные в рамках данной диссертационной работы, показали, что при интерпретации термина «этническая толерантность» довольно часто встречаются противопоставления «свой-чужой, другой», «я-ты» и наличие различий, даже если речь идет о простом факте социальной категоризации, порождает отрицательный образ «внешних других». То есть напрашивается вывод о том, что этническая толерантность нужна лишь в случаях, когда существует угроза социально-этнической идентичности, происходит столкновение интересов, потребностей, ценностей. Однако мы считаем, что этническая толерантность относится к базовым ценностям любого демократического общества и представляет собой открытость социума не только внутренним инновациям, но и иным культурным нормам и ценностям, благодаря чему создаются условия развития, движения общества вперед. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего личности оставаться самим собой в быстро изменяющемся обществе, что предполагает палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение.
Список использованных источников.
Информация о работе Этническая толерантность как базовая ценность демократического общества