Этническая толерантность как базовая ценность демократического общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:17, статья

Краткое описание

Этническая толерантность – уважение и признание равенства и свобод всех наций. Низший уровень этнической толерантности – терпимость к чужому этносу при высокой степени собственной национальной идентичности. Более высокие уровни этнической толерантности строятся на признании совместного проживания на одной территории людей разных национальностей как фактора, способствующего обогащению культуры и развития общества в целом. В качестве предмета настоящего исследования выделена этническая толерантность будущего учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

этническая толерантность какsoft Word (3).doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Этническая толерантность как базовая ценность демократического общества.

 

 

Этническая толерантность – уважение и признание равенства и свобод всех наций. Низший уровень этнической толерантности – терпимость к чужому этносу при высокой степени собственной национальной идентичности. Более высокие уровни этнической толерантности строятся на признании совместного проживания на одной территории людей разных национальностей как фактора, способствующего обогащению культуры и развития общества в целом.

В качестве предмета настоящего исследования выделена этническая           толерантность будущего учителя. Под формированием этнической                   толерантности будущего учителя мы понимаем процесс, направленный на увеличение уровня поликультурных знаний будущих учителей, а также укрепление в них уважения и терпимости к различным этническим и культурным группам. Актуальным для формирования этнической толерантности является исследование распространенности национальных чувств в молодежной среде, отношение к представителям различных наций,   роли религиозной веры в процессе профессионального становления и будущей работы.

Цели этнической толерантности различны, от терпимости и понимания до действий в интересах социальных перемен и справедливости. Этническая              толерантность основывается в своей миссии на концепциях, философии,                принципах и научном подходе. Понимание будущими учителями этнических отношений и их влияния на различные группы, на политику и                                 законодательство, и их последствия – основные аспекты современной базы           знаний. Процесс достижения данной цели во многом реализуется через             подготовку этнически толерантного будущего учителя.

Для целей настоящего исследования, смысл "межэтнические отношения" будут ссылаться на отношения между представителями различных этнических групп. Речь идет о межэтнических отношениях в целом, не характерных для конкретных наций. Рост миграции, межкультурной коммуникации, повышение политической и личной свободы в ранее автократических обществах, а также всплеск международных организаций во многих странах свидетельствуют о том, что мир вступил в "возраст разнообразия". Разнообразие мира становится более интегрированным, глобальным, международным и люди из ранее            однородных сред вынуждены взаимодействовать, общаться и участвовать в различного рода отношениях с людьми из разных этнических                        принадлежностей, идеологии, религиозных и политических убеждений и т.д. (Essed, 1996).

Формирование этнической толерантности по существу является                              мировоззренческой проблемой. Выступая как необходимое качество личности и феномен общественного бытия, является важной смысловой единицей жизни. Важно осознание той мысли, что взаимная помощь и терпимое отношение друг к другу, принятие или желание понять иные взгляды и позиции, уважительное отношение к другому мнению могут выступать как фактор эволюции. Все вышесказанное является необходимым условием стабильности и развития общества, достижение которого должно выступать предметом деятельности образовательных учреждений.

В этой связи возникает необходимость в формировании у будущего                    учителя способности быть самому этнически толерантным, в становлении у                 него универсальных методов ориентации в сложном, разнообразном,                     противоречивом мире и в умении формировать этническую толерантность учащихся в процессе своей профессиональной деятельности.

Практическая реализация процесса формирования этнической                       толерантности будущих учителей в вузовском образовании должна включать в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической                      деятельности. То есть, необходимо акцентировать внимание будущих учителей на важности применения форм и методов обучения, направленных на движение личности учащегося по пути становления субъектности.  Добиться этого возможно через диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения,                                                                                                                                                                         применение ситуации  выбора. Содержание вузовского образования обладает не малым потенциалом в решении данной задачи. Здесь важно осознание будущим учителем понятия этнической толерантности в самом широком ее понимании.

В своем исследовании, мы опираемся  на мнение В.А.Лекторского, о том, что  толерантность «уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога», т.е.                    толерантность выступает в качестве готовности к пониманию и вступлению в диалог с человеком на основе открытости, уважения, внимания [1, с. 20].

На наш взгляд, толерантность  также напрямую связана с социальной             зрелостью личности. Как было уже отмечено выше данной проблематикой                 детально занимается относительно новая область человекознания, как                                 акмеология. В сфере внимания данной науки лежит «процесс и результат                 достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом                    деятельности (в том числе профессиональной) и индивидуальностью».                 Личностную зрелость рассматривают через четыре основных, базовых                    составляющих, вокруг которых группируются множество других:                      ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление,              положительное отношение к миру. Рассмотрим эти компоненты более              подробно. В настоящее время распространена концепция двух типов                    ответственности:

- личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя;

- личность склонна считать ответственным за все происходящее с ним в жизни других людей, внешние обстоятельства, ситуацию.

Формирование ответственности  напрямую связано с предоставлением    личности свободы принятия решений относительно самого себя и развитием автономности. То есть, невозможно развить в личности ответственность,                блокируя развитие и проявление автономности, а также свободу принятия              решений. К сожалению, эмпирические данные показывают, что в                                    педагогических кругах ценятся гораздо более дисциплинированность, чем                  самостоятельность личности учащегося.

Терпимость – важная составляющая социальной зрелости. Выделяются два ее вида:

- сенсуальная толерантность,  связанная с классической толерантностью, и предусматривает повышение  порога чувствительности к воздействиям                           социальной среды, в частности, воздействие субъектов межличностного                 взаимодействия;

- диспозиционная терпимость - предрасположенность, готовность к                          определенной реакции личности на среду. Здесь можно говорить об                      определенных установках личности, ее системе отношений к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других на себя. В основе диспозиционной терпимости лежит позитивное отношение, определяющее позитивное восприятие действительности;

Саморазвитие - показатель и одновременно условие достижения               социальной зрелости. Время учебы в вузе совпадает как раз с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных качеств. Развиваются      такие качества как, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам. Ведущими видами деятельности в данном возрасте выступают профессионально-учебная и научно-исследовательская. Приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента в качестве средств будущей профессиональной деятельности.

Для успешной реализации себя как специалиста и востребованности на рынке труда, профессиональные характеристики будущих  учителей должны отвечать требованиям современного общества. Известно, что реалии                       сегодняшнего дня предусматривают ориентацию на общечеловеческие               ценности.

 В нашем понимании, этническая толерантность, выступает как ценностное качество, которое представляет собой активную жизненную позицию человека и направлено на готовность и умение конструктивно взаимодействовать в диалоге культур. Не являясь по своей сути врожденным, этническая толерантность, как и любое другое нравственное качество, необходимо развивать, стимулировать и корректировать. Важной составляющей при этом должна явиться выработка ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения.

Исследования, проведенные  в рамках данной диссертационной  работы, показали, что при интерпретации термина «этническая толерантность»                     довольно часто встречаются противопоставления «свой-чужой, другой», «я-ты» и наличие различий, даже если речь идет о простом факте социальной                   категоризации, порождает отрицательный образ «внешних других». То есть             напрашивается вывод о том, что этническая толерантность нужна лишь в               случаях, когда существует угроза социально-этнической идентичности,                     происходит столкновение интересов, потребностей, ценностей. Однако мы                       считаем, что этническая толерантность относится к базовым ценностям любого демократического общества и представляет собой открытость социума не только внутренним инновациям, но и иным культурным нормам и ценностям, благодаря чему создаются условия развития, движения общества вперед. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего личности оставаться самим собой в быстро изменяющемся обществе, что предполагает палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение.  

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. - №11. – С. 20.
  2. Вогт В.А. Tolerance and education: Learning to live with diversity and difference (Толерантность и образование: Учиться жить с различиями и многообразием), Thousands Oaks: SAGE, London, 1997. 
  3. Тиндер Г. Tolerance and commnunity (Толерантность и общество), Columbia: University of Missouri press, 1995.

Информация о работе Этническая толерантность как базовая ценность демократического общества