Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:15, реферат

Краткое описание

Для обеспечения высокого качества образования в современных условиях все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, именно в этих формах учебного процесса возможно использование разнообразных способов организации самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей, что позволяет максимально самовыразиться каждой личности учащегося. При этом студенты сами управляют временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала и, кроме того, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. 5
1.1. Самостоятельная деятельность студентов. 5
1.2. Содержательный компонент самостоятельной работы. 6
1.3. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы
студентов. 8
1.4. Формирование готовности е самообразованию. 10
1.5. Контроль за самостоятельной работой студентов 11
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ 13
2.1. Организация самостоятельной работы студентов. 13
2.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов 14
2.2.1. Лекция как основа самостоятельной работы. 15
2.2.2. Письменные самостоятельные работы. 16
2.2.3. Лабораторные работы. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Эффективные способы организаци СРС.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Республиканский институт высшей школы»

Кафедра проектирования образовательных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Эффективные способы организации

самостоятельной работы студентов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Л.В. Детченя  

 

Руководитель:     

                            ФИО, уч. степень, уч. звание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2011

 

Содержание

 

ВВедение.           3

Глава 1. Теоретические основы самостоятельной

работы студентов.         5

1.1. Самостоятельная деятельность студентов.     5

1.2. Содержательный компонент самостоятельной работы.   6

1.3. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы

студентов.           8

1.4. Формирование готовности е самообразованию.    10

1.5. Контроль за самостоятельной работой студентов    11

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ            13

2.1. Организация самостоятельной работы студентов.    13

2.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов   14

2.2.1. Лекция как основа самостоятельной работы.   15

2.2.2. Письменные  самостоятельные работы.    16

2.2.3. Лабораторные  работы.       18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.          20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.     21

 

 

введение

В условиях происходящих коренных изменений в обществе и в системе высшего образования, перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развития творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности студента.

При этом речь идет не только об увеличении количества часов на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр самой традиции организации учебного процесса в вузе, который должен строиться таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам организации в непрерывно меняющихся условиях профессиональной деятельности и общественной жизни.

В дидактике высшей школы обеспечение активности и самостоятельности студента рассматривается как обязательное условие успешного формирования будущего специалиста, как один из основных принципов дидактики высшей школы, а самостоятельная работа - как основной путь реализации этого принципа.

Для обеспечения высокого качества образования в современных условиях все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, именно в этих формах учебного процесса возможно использование разнообразных способов организации самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей, что позволяет максимально самовыразиться каждой личности учащегося. При этом студенты сами управляют временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала и, кроме того, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Первоочередными становятся задачи комплексного исследования содержания и процесса самостоятельной работы студентов, ее информационно - методического, организационного, психолого - педагогического обеспечения, создание необходимых условий творческого саморазвития личности студента. Немаловажное значение имеет и овладение преподавательским корпусом эффективными технологиями организации, управления и контроля самостоятельной работы студентов, обучение студентов учиться выбирать и использовать адекватные способы познавательного и практического действия.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1. Самостоятельная деятельность студентов

Самостоятельная деятельность студентов (учащихся) - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы. [19, стр. 96].

В деятельностном определении самостоятельная работа - это работа, организуемая самими студентами в силу их внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с их точки зрения время, контролируемая ими самими в процессе и по результатам деятельности на основе системного управления ею со стороны преподавателя. [31, стр. 132].

Структурные компоненты самостоятельной деятельности: содержательный: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности; процессуальный: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; мотивационный: потребность к новых знаниях, выполняющих функции самообразования и осознание деятельности.

Виды самостоятельной работы студентов: текущая работа над материалом учебных дисциплин (конспектирование лекций, работа с учебником, конспектирование первоисточников, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам); выполнение семестровых домашних занятий (написание докладов, рефератов, составление кроссвордов, тестов, изготовление макетов, моделей, плакатов, решение и оформление комплексных задач, ситуационных задач и т.д.); работа над выполнением курсовых и дипломных проектов (работ); подготовка к семестровым и итоговым аттестационным испытаниям (экзаменам). [9. стр. 88].

 

 

1.2. Содержательный компонент самостоятельной работы

Впервые с самостоятельной работой, как формой организации обучения, студенты встречаются еще в школе, но как показывает практика, в школе самостоятельным работам уделяется недостаточно внимания, и как следствие, абитуриенты, при поступлении в вуз, фактически не владеют навыками самостоятельной работы. Организация преподавателем самостоятельной работы студентов должна быть направлена на решение следующих дидактических задач:

  1. совершенствование умений и навыков по специальности;
  2. обобщение и повторение пройденного материала;
  3. применение полученных знаний,
  4. обеспечение активной познавательной деятельности  студента;
  5. развитие исследовательских навыков.

Решающую роль в правильной организации самостоятельной работы студентов играет преподаватель, который должен знать структуру самостоятельных работ, их виды, методику использования, способы контроля за выполнением самостоятельной работы. [15, стр. 13-23].

Термин "самостоятельная работа", на первый взгляд, может показаться простым и понятным. Но в педагогике существует много различных точек зрения. В.П. Беспалько, например, считает, что "самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий". [3. стр. 192].

Некоторые авторы относят к самостоятельным работам студентов только работы по таким заданиям, которые требуют перестройки изученного материала, комбинирования его по-новому, отыскания или создания чего-то нового. Работы, выражающиеся лишь в подражании образцу, и упражнения, имеющие целью тренировку в навыке, они не относят к самостоятельной работе.

Для практических занятий удобно использовать уровневые самостоятельные работы, которые разрабатываются в соответствии с уровнем активности студентов при их выполнении [12, стр. 192]. Целесообразно взять за основу следующую градацию работ студентов в зависимости от степени их активности:

  1. работа студента по заданию преподавателя, образцы выполнения которой ему уже известны. Цель таких заданий - формирование и совершенствование навыков;
  2. самостоятельная работа, осуществляемая без непосредственного участия преподавателя и требующая избирательного отношения студента к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи;
  3. творческая работа, включающая элементы самостоятельного исследования.

При этом преподавателем создается необходимая дидактическая ситуация, объективно направленная на отыскание студентами новых (ранее им неизвестных) средств и методов решения поставленной перед ними задачи и формулирование новых обобщений.

Эта градация представляет определенный интерес: в ней отражена сущность нарастания степени активности и самостоятельности студентов в учебной работе. [6, стр. 24].

Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных учителем и опробованных учащимися при выполнении предыдущих заданий. Все действия студента при выполнении самостоятельных работ по образцу служат только основой формирования умения планировать собственную познавательную деятельность, основой формирования опыта познавательной самостоятельности.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы на перенос известного способа с некоторой модификацией в необычную внутрипредметную проблемную ситуацию. Самостоятельная работа этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи, по условиям которых студентам необходимо: анализировать необычные для них ситуации; выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях; искать способы решения этих проблем; выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения. Для того чтобы обнаружить возможность использовать тот или иной ранее известный способ деятельности, необходимо преобразовать исходную ситуацию, выполнив определенные действия.

Еще более высокий уровень самостоятельности проявляют студенты при выполнении частично-поисковых, эвристических самостоятельных работ, требующих переноса нескольких известных способов решения в необычные внутрипредметные проблемные ситуации и их комбинирования.

 

1.3. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы

студентов

Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы студентов выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы [23, стр. 16].

Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Именно поэтому самостоятельная работа становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, что бы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. [7, стр. 63].

Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий самостоятельную работу студентов. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля [16, стр. 256].

Сознательность выполнения самостоятельной работы студентов обеспечивают следующие характеристики: методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы; сложность заданий должна быть посильной для выполнения студентами; последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения; дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов; деятельностная ориентация самостоятельной работы. [31, стр. 152].

Информация о работе Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов