Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа
Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13
Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Грани педагогического мастерства»
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Автор работы:
Сингирцева Ирина Павловна
Занимаемая должность: преподаватель психологических дисциплин
Место выполнения работы:
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
2014
Содержание
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13
Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Сегодня в российском обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, исторических фактов и важно, чтобы не было упущено еще одно поколение молодых людей в смысле ценностных ориентаций. Нравственно-правовые ценности жизни человека общества остались прежними: Добро, Милосердие, Сострадание, Патриотизм, Любовь, Взаимопомощь, Честь, Совесть и т. д.
Педагог во все времена ставил на первое место воспитание Человека и Гражданина, патриота своей Родины. Совершенствуется методика, приходит на помощь учителю-воспитателю научно-технический прогресс, но сохранилось творчество учителя в педагогических коллективах. Значит, процесс воспитания вышел на новый виток развития образования.
В психологической науке
накоплен широкий материал о
развитии мотивационной и
Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков межличностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Вместе с тем изменения, происходящие в современном обществе, привели к распаду моральных ценностей, ослаблению социального института семьи и обусловили трудности самоопределения молодежи в социуме, их умения устанавливать адекватные межличностные взаимоотношения.
Все это обусловило актуальность темы исследования «Эффективные способы формирования у студентов навыков межличностных отношений»
Цель исследования – исследовать эффективные способы деятельности по формированию межличностных отношений студентов
Поставленная цель позволила определить задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования навыков межличностного взаимодействия подростков в психолого-педагогической литературе
2. Разработать и провести апробацию комплексно-целевой программы по формированию навыков межличностных отношений у студентов
Объект исследования – процесс формирования личности и межличностных отношений в процессе общения
Предметом исследования выступают эффективные способы организации деятельности по формированию межличностных отношений студентов
Для решения поставленных задач использовалась комплексная система методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование, тренинг.
Теоретическая значимость исследования состоит в структурировании материала по проблеме.
Практическая значимость определяется возможностью использования практических материалов исследования классными руководителями, социальными педагогами в процессе учебно-воспитательной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Вопрос воспитания для современных
обществ – вопрос жизни и смерти,
вопрос, от которого зависит будущее.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.
Процесс
развития межличностных
Механизмом
развития межличностных
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных спрессовано, динамично.[9,с.18]
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье - это когда тебя понимают».[22, с. 297]
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология
общения в подростковом возрасте
строится на основе противоречивого
переплетения двух потребностей
Обособление
чаще всего проявляется в
Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.[2,с.19] Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.
Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений