Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:12, курсовая работа
В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке.
Карточка 1
Задание:
Объясни, что такое горизонт?
Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. ( Линия становится пунктирной)
-Допиши
на рисунке-схеме названия
Карточка 2
К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).
Карточка 3
Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)
Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях.
Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:
"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.
По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками.
III. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на слайд 5, перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)
- Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 6. (Тема урока)
-
А теперь рассмотрите
- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 8. (Изображение равнины и определение.)
Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 9. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).
-
Равнины бывают плоские и
-
Объясните, почему равнины
- Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом). Слайд 10. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
-Почему
Среднесибирское плоскогорье
- Какие части холма, автор упоминает в своем произведении? (Подножие.)
IV. Работа в тетради.
-
В тетради на странице 32 подпишите
части холма. Проверьте у
V. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (Машут руками)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)
VI. Продолжение изучения нового материала.
-
Мы говорили о возвышениях
на равнинах - холмах. Но, кроме того,
на равнинах имеются
-
На равнинах человек
-
"Образование оврага
- Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".
Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".
- Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)
- Верно, это гора.
Учитель показывает слайд 14"Гора".
-
Посмотрите на изображение на
слайде, как вы думаете, какая
часть земной поверхности
- На вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Слайд 15. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)
- Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации) Какие горы вы нашли на карте? ( Уральские и Кавказские горы.)
- Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды 17. (Горы Кавказа)
-
Основная горная область
- Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.
- Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 20)
-
Другой крупнейший курорт - Кавказские
Минеральные Воды на
VII. Закрепление изученного материала
VIII. Итог урока
-
С какими формами земной
В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 22.(схема)
IX. Домашнее задание:
- выполнить рисунок в тетради.
- учебник с.76-78.
Слайд
23.(Спасибо за работу на уроке!)
Урок по окружающему миру во 2 «А» классе.
Тема: "Формы земной поверхности"
Задачи урока:
- изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление - полученных знаний
- формирование представлений о формах земной поверхности.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".
Методические приемы: словесные (беседа, рассказ)
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.
Литература:
Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас"
2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг
нас" автор А.А. Плешаков, А.Дитрих "Почемучка",
М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия.
Земля", М., "Педагогика", 2002.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?
II. Проверка домашнего задания.
- Объясни, что такое горизонт?
- Что такое линия горизонта?
- Перечисли названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга.
- Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности".
-
Следующее задание вы
-
Начертите маршрут
Информация о работе Эффективные средства наглядности в начальной школе на примере "Окружающий мир"