Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:16, реферат
Большинство животных могут общаться друг с другом, но никто из них не может говорить, как это делает человек. То есть ни одно животное не пользуется словами. Птицы кричат и произносят звуки, которые хорошо понятны другим птицам. Животные прибегают к помощи запаха, движений, звуков для общения, они могут выражать радость, гнев, страх.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Коммуникативная функция речи людей и животных …….7-9
§ 1.1 Язык животных в природе………………………………………10-11
§ 1.2 Дети-Маугли, особенность их речевой деятельности………....12-14
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Коммуникативная функция речи людей и животных …….7-9
§ 1.1 Язык животных в природе………………………………………10-11
§ 1.2 Дети-Маугли, особенность их речевой деятельности………....12-14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..16
Введение
Является ли язык уникальным свойством человека? Поскольку существует тенденция определять язык таким образом, что он предстает исключительной привилегией людей, это вносит в исследования определенные предубеждения. Несомненно, язык человека более сложен и изощрен, чем все известные системы коммуникации животных. Но означает ли это, что между общением людей и общением животных существует качественная разница, непреодолимая пропасть – или все дело в степени развития коммуникации, а различия носят количественный характер? Многие исследователи пытались ответить на этот непростой вопрос, применяя принципиально различные подходы и методы. Оказалось, что наиболее сложные формы коммуникации животных по некоторым характеристикам приближаются к языкам человека. Такие формы коммуникации животных этологи называют языковым поведением.
Определить понятие языка с объективной точки зрения очень нелегко, поскольку он характеризуется многими необходимыми признаками. Например, мы можем согласиться с тем, что язык – это средство коммуникации, но очевидно, что не все средства коммуникации являются языком. Человеческий язык обычно существует в форме речи, но это далеко не всегда так. Язык использует символы, но символичны и некоторые аспекты коммуникации у пчел. Язык люди осваивают в течение специфического чувствительного периода развития, но то же самое наблюдается у некоторых птиц, научающихся песне своего вида. С помощью языка можно передавать информацию не только о сиюминутных ситуациях, но и о таких, которые оказываются удаленными и во времени и в пространстве. Но некоторые сигналы тревоги у животных обладают теми же свойствами. Даже такие аспекты языка, которые, казалось бы, явно выделяют его из коммуникативных систем животных, как использование грамматических правил, в последнее время, как мы увидим ниже, оказались достаточно спорными.
Большинство животных могут общаться друг с другом, но никто из них не может говорить, как это делает человек. То есть ни одно животное не пользуется словами. Птицы кричат и произносят звуки, которые хорошо понятны другим птицам. Животные прибегают к помощи запаха, движений, звуков для общения, они могут выражать радость, гнев, страх.
Человеческая речь — очень сложный процесс и ни одно животное не может воспроизвести его. Одна из причин этого в том, что у человека существует целая серия органов, при помощи которых он произносит звуки, из которых состоят слова. Особым образом вибрируют наши голосовые связки, особым образом настраиваются гортань, ротовая и носовая полости, двигаются губы, зубы, нижняя челюсть, язык и небо. Все устроено для того, чтобы произносить гласные и согласные звуки, чего не могут сделать животные. Они не могут произнести целую серию звуков, чтобы составить слово и предложение.
Ни в какое сравнение не идет
"язык" животных и язык человека.
В то время как животное может лишь подать
сигнал своим собратьям по поводу явлений,
ограниченных данной, непосредственной
ситуацией, человек может с
помощью языка информировать других
людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социаль
В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении.
Обычно, сравнивая человеческий язык с коммуникацией животных, берут собак, попугаев, насекомых, некоторые виды птиц со сложным поведением (дятел, тетерев, глухарь). В старину считалось, что язык выработан для предупреждения об опасности и сообщения о пище. На это способны множество животных. Это можно считать первичной ступенью языка, но нельзя не поразиться огромному разнооборазию звуков, которые может породить человек, в отличие от животных. Сложен язык муравев и бабочек. Бабочка с помощью танца может сообщить другим о пище. Здесь используется свойство переносимости. Мы можем говорить не только о том, что видим сейчас, но о дистантных по расстоянию и времени предметах. Кажется, то же делает бабочка. Но язык бабочки лишен членимости на элементы, ее танец можно воспринимать только целиком. Высказывание бабочки лишено членимости, в нем нет комбинаторных возможностей. Способны ли живые существа порождать новое высказывание из старых элементов? Исследования показали, что поединки между дятлами – большая редкость, провал дипломатии, когда им не удалось договориться. Обычно, встречаясь, дятлы с помощью разных точных поз могут общаться довольно долго, обычно один из них улетает. Здесь много свойств человеческого языка, хотя нет речи. Разница количественная. Дятел только до некоторой степени может сразу же высказать резкую угрозу. Для человека вариабельность языка огромна. Огромная свобода комбинаций. Дятлам это присуще слабо. Муравья часто сравнивают с человеком. Ведутся споры, считать ли пчел и муравьев отдельным организмом, или же организм – муравейник и улей. Сейчас считают, скорее, что верно второе. Муравейник – целый организм из многих особей. Всегда «говорят» только одни, слушают – другие. Отчасти похоже на человека, который составляет единое целое с обществом. Благодаря языку, разделение функций зашло так далеко, что отдельное существование это ненормально.
Итак, человеческий язык обладает членораздельностью, высказывания обладают свойством переносимости (транзитивности) – можно говорить о том, что мы не видим и не видели никогда. Язык отличается большой свободой комбинаторики. Из разных морфем можно построить много слов, из слов – множество высказываний. Язык человека «неврожденный». Человек не обладает даром от речи от рождения, это передается не генетически. Человек сам не может научиться говорить. Не научившись говорить до определенного возраста, нельзя научиться говорить на языке. Это связано с ростом нейронных структур мозга. Самое важное – членимость на элементы и способность к комбинаторике.
Можно еще добавить, что в качестве
принципиального отличия человеческого
языка от "сигнальных систем животных"
определяет (насколько я поняла) именно
наличие синонимов и антонимов в человеческом
языке. Если в коммуникативной системе
есть сигнал агрессии и сигнал умиротворения,
разве нельзя счесть их антонимами? А если
есть несколько сигналов угрозы – разве
это не синонимия? Да, конечно, они различаются
(обычно один выражает более слабую угрозу,
другой – более сильную), но ведь и в человеческом
языке полные синонимы – большая редкость,
обычно некоторая разница в значении всё
же есть, ср., например, маленький и крохотны
Глава I. Коммуникативная функция речи людей и животных.
Коммуникативная функция речи — использование речи для сообщения другим какой–либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой–либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально–выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи. Речевые коммуникации - важный аспект процесса общения. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения. Известный канадский психолог Ж.Годфруа, характеризуя феномен речи, отмечает, что она представляет собой средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. Это позволяет нам рассматривать речевую коммуникацию как культурно специфическое явление. Речевое общение, протекающее в обществе лиц, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляет собой факт культуры, по которому мы можем идентифицировать многие важные культурные перемены, как в жизни целого общества, так и в жизни отдельно взятого ее субъекта. Это позволяет говорить о социокультурном характере речи.
Ученым подчеркивается мысль о том, что человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Однако это не означает, что речь носит изначально социальный характер, напротив. Ж.Пиаже вскрыл качественное своеобразие детского мышления. Особенностью, присущей детям раннего возраста, он считал эгоцентризм, подразумевая под ним смешивание субъективного и объективного, перенос внутренних побуждений ребенка на реальные связи вещей, отсутствие эмпатии. Эти свойства мышления, по его мнению, отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей логику чувств и не выполняющей коммуникативную функцию. Развитие интеллекта идет по пути от эгоцентризма к децентризму и далее к объективной позиции. В плане общения с окружающими, ребенок идет от индивидуального к социальному. По этому же пути, по мнению исследователя, протекает и его речевое развитие. Несомненной заслугой Ж.Пиаже является факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды. Это положение автора позволяет нам убедиться в целесообразности нашей проблемы исследования, поскольку искусство, будучи средоточием культуры, ее проявлением, относится к социальной среде, взаимодействие с которой оказывает развивающее влияние на личность. В своей психосоциологической теории выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи. По его мнению, изначально, с момента своего появления на свет, ребенок включен в непрерывный процесс общения и является активным субъектом социума. В исследованиях Л.С.Выготского прослеживается тесная взаимосвязь между речью и психикой человека. С его точки зрения, язык представляет собой социальный продукт, который постепенно интериоризируется ребенком и становится главным организатором его поведения и таких когнитивных процессов как восприятие, память, мыслительные операции. В свою очередь, уровень развития этих психических процессов оказывает определяющее влияние на содержательную сторону речи и во многом определяет степень связности речевого высказывания. Л.С.Выготский определяет речь как основное средство общения. В книге Мышление и речь он отмечает, что...общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Кроме того, несомненной заслугой ученого явилось то, что он первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью. Опираясь на теорию Л.С.Выготского, в 70-е годы А.А.Леонтьев разрабатывает свою концепцию становления речевой деятельности. Им подчеркивается, что речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.
§ 1.1 Язык животных в природе.
Человеческая речь — лишь малая часть коммуникативных средств типа чириканья, шипения, рычания, фырканья, свиста, жужжания и им подобных, что встречаются в царстве животных. У животных язык представляет собой не очень сложные системы сигнализации. Посредством сигналов разных модальностей — звуков, движений, поз, запахов, окраски и др. — животные передают друг другу информацию о биологически значимых событиях и состояниях: сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживания» и многие другие. Животные могут сообщать о наличии пищи, сигнализировать о своём состоянии или намерении.
Важнейшее отличие языка животных от языка человека - отсутствие семантической функции. Его элементы не обозначают внешних предметов самих по себе, их абстрактные свойства и отношения всегда связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным целям. Кроме того, в языке животных нет функции отрицания, которая играет важную роль в речи людей. Животные не могут указывать на конкретное время произошедшего, не могут строить сослагательные конструкции (если бы) и многого другого. У животных и насекомых за каждым сигналом закреплено определённое значение. Комбинации сигналов, которые могли бы образовать более сложные структуры, у животных практически не встречаются. Элементарные двух-трёхсловные выражения, порождаемые двухлетними детьми, не имеют аналогов в коммуникации животных. Многие сигналы животных, даже выражая эмоциональные состояния, действуют по механизму эмоционального заражения, но никак не логически организованной информации.
Другое важное отличие языка животных от языка человека — генетическая фиксированность, в результате которой язык животных становится закрытой системой с ограниченным набором сигналов. Конечно, количество таких сигналов может быть большим (к примеру, пчелы используют для передачи информации не только движения, но и прикосновения). Но в целом, каждая особь от рождения «знает» язык своего вида и значение его сигналов. Генетически зафиксированы и элементы языка животных — они включают или тормозят соответствующие инстинктивные действия. Напротив, язык человека — открытая система: он не фиксирован генетически и непрерывно развивается и изменяется.
§ 1.2 Дети-Маугли, особенность их речевой деятельности.
Считается, что дети, оказавшиеся вне человеческого общества, среди животных (wild children, feral children, mowgli children), практически не имеют шансов стать нормальными людьми. Но в истории есть примеры того, как дети, не воспитывавшиеся среди людей, всё-таки возвращались к нормальной жизни.