Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:26, реферат
Ян Амос Коменский 28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.
Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный
университет»
Факультет начального образования
кафедра педагогики начального обучения
Мини-реферат
по истории педагогики на тему:
«Ян Амос Каменский»
Работу выполнила:
студентка 2 курса, 206 группы
очной формы обучения
Сердечнова Анастасия Евгеньевна
Работу проверила:
Кандидат педагогических наук, доцент
Олейникова Марина Анатольевна
Москва 2013г.
Биография
Ян Амос Коменский 28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.
Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.
В 1614—20 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).
Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».
Коменский — ведущий представитель
чешской реформаторской церкви, в
ходе 30-летней войны Коменский написал
ряд исторических работ и литературно-
Один из путей исправления мира
Коменский видел в
«Информаторий материнской школы», стал первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка.
1633—38гг.возникла «Великая дидактика» ,ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.
Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).
Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами.
На следующей ступени обучения — в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.
Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.
Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.
«Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира..
Другие труды: «Преддверие латинского языка», «Зал латинизма» (1643—49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» ( 1649).
В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Для повышения эффективности
Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.
Цель воспитания, по Коменскому, — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей — Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания — научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.
Главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением.
Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.
Другие цитаты Яна Амоса Каменского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ян Амос Коменский оказал огромное
влияние на развитие педагогической мысли
и школы во всем мире. Его учебники, переведенные
на многие языки, получили широкое распространение
во многих странах, в том числе и в России
в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными
книгами для первоначального обучения
в течение 150 лет и послужили образцами
для разработки учебников другими прогрессивными
педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики,
выдвинувшим много глубоких, прогрессивных
дидактических идей, принципов и правил
организации учебной работы (учебный год,
каникулы, деление учебного года на учебные
четверти, одновременный прием учащихся
осенью, классно-урочная система, учет
знаний учащихся, продолжительность учебного
дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам
до сих пор в основных чертах применяются
в школах различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как
отметил Лейбниц, сыграл такую же роль,
как Декарт и Бэкон в развитии философии,
как Коперник в развитии астрономии.