Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:45, реферат
Коменский родился в городке Нивница, в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.
Рано лишившись родителей, Коменский благодаря заботам общины получил университетское образование. Это был человек огромной эрудиции. По окончании обучения он был назначен учителем братской школы в г. Фульнеке, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вел разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.
Биография Яна Амоса Коменского.
Коменский родился в городке Нивница, в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.
Рано лишившись родителей, Коменский благодаря заботам общины получил университетское образование. Это был человек огромной эрудиции. По окончании обучения он был назначен учителем братской школы в г. Фульнеке, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вел разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.
Мирные занятия Коменского были прерваны Тридцатилетней войной (1618—1648), в ходе которой Чехия потеряла государственную самостоятельность и была включена в империю Габсбургов. Немецкие феодалы и прислужники Ватикана подвергли с рану разорению и террору, жестоко преследовали Чешских братьев. В это время погибла от чумы семья Коменского, он потерял все имущество, книги и рукописи. Когда в 1628 г. От Чешских братьев потребовали перейти в католичество или покинуть родину, 30 тысяч их поселилось в польском городе Лешно, который предоставил им кров. Коменский снова стал учителем братской школы, издал здесь несколько произведений, принесших ему мировую славу, среди которых такие, как “Великая дидактика и “Материнская школа”.
В странах Западной Европы стало известно о его научных занятиях в области демократизации знаний и попытках создать “Пансофию — энциклопедию знаний о природе и обществе, доступную для всех людей. В 1641 г. Коменский был приглашен английским парламентом, боровшимся тогда с феодальной и католической реакцией, в Лондон для совместной с английскими учеными работы в этом направлении. Его поездка превратилась в триумфальное шествие — свидетельство того, как велика была популярность чешского педагога, глашатая новых идей и реформатора воспитания. Его приглашали также в Швецию И. Венгрию для проведения школьных реформ.
Коменский продолжал свои научные исследования, написал ставший широко, известным учебник “Мир чувственных вещей в картинках и приступил к созданию грандиозного труда “Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел”
По
возвращении в Польшу Коменский
вскоре снова лишился всего имущества.
Во время польско-шведской войны Лешно
был дотла сожжен. Погибла библиотека
ученого и ценнейшие его рукописи. Умер
Коменский в 1670 г. в Амстердаме. Вся его
жизнь, которая, по его словам, “протекала
не в отчизне, а в вечном и беспокойном
странствии”, является примером горячей
любви к родине и преданного служения
делу воспитания подрастающих поколений.
Дидактика
Коменского.
Цель
воспитания – воспитание человека способного
“знать, действовать и говорить”; воспитание
мудрого человека; воспитание всесторонне
развитого человека.
Устройство школ.
Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввел классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания.
Занятия не длились дольше шести часов, притом между ними делались перерывы на отдых. В первой половине дня ученики упражняли ум, суждение, память. Вторую часть посвящали упражнению рук, голоса, стилю, жестам. После каждого урока — перерыв; после завтрака и обеда — час для гуляний и развлечений; после дневной работы — восемь часов покоя и сна. Два раза в неделю все послеобеденное время отводилось для частных занятий и развлечений. Свободными были две недели во время христианских праздников — Рождества, Пасхи, Троицы — и месяц во время сбора винограда. Занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали.
Принципы обучения:
Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.
Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить “вернейшей картиной мира”; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его “Мир чувственных вещей в картинках”. Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной-литературы снабжен многочисленными иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.
В
России учебные книги Коменского,
в том числе “Мир чувственных
вещей в картинках”, начади использовать
в конце XVII в.; ими пользовались в
учебных заведениях Москвы и Петербурга
и в начале XVIII в. К этому времени
относится первый русский рукописный
перевод-учебных книг Коменского. Первое
печатное издание “Мира чувственных вещей
в картинках было осуществлено во второй
половине XVIII в. Московским университетом.
Учение Коменского о материнской школе.
Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнскую школу рассматривая важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.
В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Главный принцип считал, учет индивидуальных особенностей детей.
Физическое воспитание. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.
Игра. Коменский требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: “Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно”. Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: “Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется”. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
Нравственное воспитание. Имело религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. Был против физического наказания.
Умственное воспитание. Задача способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии — место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их.
Ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.
Развитие речи. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.
Коменский рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, -расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.
Учение
Коменского о материнской школе
представляет собой первую попытку
создать теорию и методику дошкольного
воспитания, определить его цели, содержание,
основные средства и методы, предложить
тщательно продуманную и четко организованную
систему работы с маленькими детьми в
соответствии с их возрастными возможностями.