Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:19, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Введение
Понятие, структура и агенты власти.
Понятие власти.
Структура власти.
Агенты власти: субъект и объект.
Ресурсы, процесс и виды власти.
Понятие ресурсов власти.
Типы ресурсов.
Процесс властвования. Два «лица власти».
Виды власти.
Политическое господство и легитимность.
Заключение
Список литературы
Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией . Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы.Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
3) Процесс властвования. Два «лица власти».
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его «вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих политических конфликтов.
В странах командного социализма такими запретными для критики темами были прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию. В ФРГ 50— 60-х гг. блокированной властями политической темой явилось, например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, достигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и менеджерами под прикрытием популярного лозунга «больше роста — больше энергии», позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках энергии .
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.
Процесс властвования упорядочивается
и регулируется с помощью специальногомеханизма
власти — системы организаций и норм их
устройства и деятельности. Применительно
к такому сложному социальному субъекту,
как общество (народ), механизмом власти
выступают государственные органы и другие
политические институты и право. (Они специально
анализируются в последующих главах.)
4) Виды власти
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» .
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власт
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но иманипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
3. Политическое господство
и легитимность.
Господство как институциализировавшаяся
власть может по-разному оцениваться гражданами.
Положительная оценка, принятие населением
власти, признание ее правомерности, права
управлять и согласие подчиняться означает
ее легитимность. Легитимная власть обычно
характеризуется как правомерная и справедливая.
Легитимность связана с наличием у власти
авторитета, ее соответствием ценностным
представлениям большинства граждан,
с консенсусом общества в области основополагающих
политических ценностей.
Сам термин «легитимность»
иногда переводят с французского как «законность»
или «узаконенность». Такой перевод не
совсем точен. Законность, понимаемая
как действие через закон и в соответствии
с ним, может быть присуща и нелегитимной
власти.
Большой вклад в теорию легитимации
господства (власти) внес Макс Вебер. В
зависимости от мотивов подчинения он
выделил три главных типа легитимности
власти:
1. Традиционная легитимность.
Она обретается благодаря обычаям, привычке
повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издревле существующих
порядков. Традиционное господство характерно
для монархий. По своей мотивации оно во
многом схоже с отношениями в патриархальной
семье, основанными на беспрекословном
повиновении старшим и на личном, неофициальном
характере взаимоотношений между главой
семьи и ее членами. Традиционная легитимность
отличается прочностью. Поэтому, считал
Вебер, для стабильности демократии полезно
сохранение наследственного монарха,
подкрепляющего авторитет государства
многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность.
Она основана на вере в исключительные
качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя,
которого иногда даже обожествляют, создают
культ его личности. Харизматический способ
легитимации часто наблюдается в периоды
революционных перемен, когда новая власть
для признания населением не может опереться
на авторитет традиций или же демократически
выраженной воли большинства. В этом случае
сознательно культивируется величие самой
личности вождя, авторитет которого освящает
институты власти, способствует их признанию
и принятию населением. Харизматическая
легитимность базируется на вере и на
эмоциональном, личностном отношении
вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая)
Рационально-правовая легитимность
характерна для демократических государств.
Это преимущественно структурная
Легитимность власти не ограничивается
ее тремя, ставшими классическими типами.
Существуют и другие способы легитимации,
и, соответственно, типы легитимности.
Один из них — идеологическая легитимность.
Ее суть состоит в оправдании власти с
помощью идеологии, вносимой в массовое
сознание. Идеология обосновывает соответствие
власти интересам народа, нации или класса,
ее право управлять. В зависимости от того,
к кому апеллирует идеология, и какие идеи
она использует, идеологическая легитимность
может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация
основывается на внедрении в сознание
и подсознание людей определенной «официальной»
идеологии с помощью методов убеждения
и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой
легитимации, апеллирующей к сознанию,
разуму, она — однонаправленный процесс,
не предполагающий обратных связей, свободного
участия граждан в формировании идеологических
платформ или их выборе.
Заключение.
Власть и есть та основа, которая
определяет политику; власть существует
везде, где есть совместная деятельность;
это необходимый атрибут общественных
отношений, суть которого заключается
в переводе материальных и духовных интересов
и сил в совместное действие. Для того
чтобы обеспечить совместность в любом
деле, кто-то должен взять на себя инициативу
распоряжения. Эта инициатива либо принимается,
либо оспаривается. Такова абстрактная
модель функционирования власти: господства,
доминирования и согласия и подчинения.
В реализации же действительного властного
акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение
и сопротивление оказываются переплетенными
между собою весьма сложным и для каждого
отдельного случая специфическим образом.
Так же я хотел подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.
Нельзя не согласиться с мнением А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.