Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 23:20, реферат
Создание новых шрифтов и творческая переработка существующих не могут быть успешно осуществлены без знания истории развития письменности, без знания основных этапов в развитии современного алфавита и соответствующих ему шрифтов.
Использован частично материал из книги И. Птаховой "Простая красота буквы".
О первых шрифтах
• Таблицу хронологии развития шрифта с иллюстрациями смотрите здесь.
Первые шрифты были рукописными. В переводе с немецкого die Schrift означает почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также междусловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной.
Греческий капитальный шрифт совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском маюскуле — шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н.э.). Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недостатков; буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла написание текста.
Позднее
возник шрифт рустика —
Приблизительно
к началу нашей эры рукописный
шрифт принял еще одну форму
— унициал. Раньше в колонке
текста по ширине строки
Рустика,
квадрата, унициал были трудными
в исполнении шрифтами и
Со временем из соединения унициального шрифта с курсивом возник полуунициальный шрифт. Он имел начертания не на двух строчных линиях, как в унициале, а на четырех, из-за того, что у букв появились верхние и нижние выносные элементы. Эти выносные элементы знаменуют постепенный переход к строчным буквам. Шрифты полуунициального письма иначе называются минускульными (шрифт маленьких, т.е. строчных, букв).
Ко времени первого императора франков Карла Великого возник каролингский минускул. Старые рукописные книги того периода, написанные каролингским минускулом, содержат в себе все известные варианты письма. В таких книгах для выделения отдельных строк применялось капитальное и унициальное письмо. Рисунок каролингского минускула светлый, ясный, его писали специально заточенным птичьим пером, позволявшим делать разнообразный нажим в письме. Он дошел до наших дней почти без изменений в виде классической антиквы. Минускул сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма.
В XII—XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим. В искусстве этот процесс совпадает с бурным расцветом стрельчатых храмов и религиозных сюжетов в живописи и графике. В моде было, если можно так сказать, стремление к небу. В письмо проникают надломленные линии; кривые принимают форму эллипса.
В начале XIII столетия готический стиль стал определяющим во всей Европе, за исключением Руси, где письмо существовало и развивалось по своим законам.
Особенностями
раннего готического письма
Текстура — шрифт с надломленными дугами.
Круглоготический шрифт или ротонда — просторнее и с округленными надломами).
Швабский шрифт (просторный с дугами слева и справа).
Фрактура — наполовину округлая, наполовину надломанная).
Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутрибуквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное t выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой i для выделения ее среди других ставят черточку.
В ранних
видах готического письма
Готический шрифт представлял определенные трудности в написании. Требовалось виртуозно владение техникой письма, рука не должна была дрогнуть. Само письмо приобрело декоративный характер, и чтение его было затруднительно.
В Италии
развивается особый вид
Из позднейших
видов готического письма
В XIV в. в Италии в эпоху Возрождения передовые и вольномыслящие люди — гуманисты выступали за признание ценности человека как личности, противостояли духовному господству церкви. Гуманисты находили и собирали уцелевшие рукописи древнегреческой и римской литературы, философии и истории. В большинстве случаев эти рукописи были написаны каролингским минускулом. Под влиянием заблуждения, что эти тексты явились античными подлинниками, хотя на самом деле они были переписаны в VIII — IX вв., гуманисты назвали шрифт рукописей littera antiqua — древняя буква, или антиква.
Господство
в Европе в течение нескольких
веков готического шрифта
С изобретением в XV в. книгопечатания рукописные шрифты антиквы послужили прообразом для создания типографских шрифтов. Но к таким шрифтам предъявлялись особые требования. То, что было хорошо для рукописного исполнения, не всегда подходило для печати. Так, очень тонкие линии, выполняемые пером на бумаге, непросто было вырезать на деревянной или металлической форме, но еще сложнее воспроизвести типографским способом. Возникла необходимость тщательно отработать форму букв для многократного воспроизведения в печати. Первые типографские шрифты разрабатывались на основе антиквы, ведущей свое происхождение от знаков латинской письменности.
Каллиграфия
Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение, которого называется каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно являются Китай и Япония, но там она живет по своим сложным, строгим законам с древнейших времен, которые в этой статье пока не могут быть затронуты.
Вне
Японии и Китая в разные
эпохи каллиграфические шрифты
имели особые виды. Начиная с XVIII
века, одной из распространеннейших
форм каллиграфии было
Каллиграфические
шедевры создали немецкие
Многие
типографские каллиграфические
шрифты очень близки курсиву
новой антиквы, так что их можно
рассматривать как
Шрифты
без нажима выполняют
Попутно с каллиграфией получили распространение так называемые росчерки. Эти шрифтовые украшения имеют место и в современном искусстве шрифта.
Акцидентные шрифты
До конца XVIII века не существовало акциденции как таковой. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание.
Растущие
потребности формирующегося
Акцидентный шрифт должен прежде всего поражать воображение, удивлять, запоминаться. Элементы красивости портили линию шрифта. Письмо широким пером, при котором построение элементов букв определено самим движением его по бумаге, отступило на второй план. Теперь шрифтовики упражнялись в выведении вензелей тонкими острыми перьями.
Оформившийся на грани последних столетий стиль модерн (Jugendstil - досл. перевод "молодой стиль") был своеобразным явлением в истории искусства шрифта. Устраивались международные конкурсы на создание новых вычурных шрифтов. Это было господство чистой декоративности. Модно было писать сложными, украшенными переплетениям буквами. Каждый типограф стремился перещеголять других "красивостью".
Times Roman и Baskerville
Новый дизайн шрифта, относящийся к 18-ому столетию, принято называть переходным из-за его промежуточного положения между старым и современным стилями. К группе переходных шрифтов можно отнести такие шрифты как Times Roman и Baskerville, их отличительными чертами являются более высокая контрастность — вертикальные элементы заметно толще горизонтальных и вертикальная напряженность (символы типа "O" и "0" имеют симметричное построение, хотя строчные буквы, такие, как "e", могут все еще иметь диагональную напряженность), они также выглядят более прямыми, линейными.
Засечки
этих шрифтов не очень длинные,
их форма близка к треугольной,
иногда они связаны с
Times Roman —
наиболее широко известный
• Всё о шрифте Times New Roman читайте здесь.
• О шрифте Baskerville читайте здесь.
Новая антиква
Новые шрифтовые идеи развивались в конце 18 — начале 19 века. Образцы шрифта того периода времени называют новой антиквой. Этот период отличается специфической консервативностью.
Развитию антиквенных тенденций способствовала популярность гравюры на меди. Наиболее известные шрифты типа новой антиквы: Джамбатиста Бодони (1740-1813), Фирмен Дидо (1764-1836) и Юстас Вальбаум (1768-1839).
В 19 в. были созданы особо контрастные образцы этого шрифта жирного начертания. Заметно возрастает контрастность шрифта, и это требует технических новшеств (Дж. Бодони был вынужден усовершенствовать печатные станки, чтобы воспроизвести на них свои новые шрифты). Длинные, волосяной толщины засечки, не имеющие округлений, и горизонтальные элементы с такими же свойствами — вот самые характерные признаки этих новых шрифтов, хотя есть еще некоторые особенности формы букв. Новая форма шрифта на деле являлась образцом консерватизма и манерности. Хотя появление этих шрифтов, безусловно, стало очень важным в плане развития шрифтов с засечками. Шрифты на основе рисунка Clarendon составили обширную группу, куда входят современные гарнитуры типа New Century Schoolbook. Контрастность в них гораздо ниже, но все основные особенности сохранились.