Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:59, реферат
Печатный станок появляется тогда, когда приходит понимание, что книга рукописная – дорогое удовольствие, и не доступное. Когда пришло время освободить книгу от оков, и изобрести более совершенный и более дешевый способ распространения книг. Этим изобретением и явилось книгопечатание. В нем назрела большая необходимость также в связи с распространением грамотности.
В данной работе будет рассмотрена история книгопечатания, жизнь и работа Ивана Федорова – первопечатника, а так же книга XVI – XVII века.
Введение
Переход от рукописной
книги к печатной – важный этап
в становлении и
Печатный станок появляется тогда, когда приходит понимание, что книга рукописная – дорогое удовольствие, и не доступное. Когда пришло время освободить книгу от оков, и изобрести более совершенный и более дешевый способ распространения книг. Этим изобретением и явилось книгопечатание. В нем назрела большая необходимость также в связи с распространением грамотности.
В данной работе будет рассмотрена история книгопечатания, жизнь и работа Ивана Федорова – первопечатника, а так же книга XVI – XVII века.
Истории книги и книгопечатания посвящено большое количество научных трудов. Е. Л. Немировский, И. Е. Баренбаум, П. Березов, А. А. Говоров, Т. Г. Куприянова и другие историки, филологи, литературоведы.
1. Первопечатник Иван Федоров
Имя Ивана Федорова, первопечатника русской и украинской книги, широко известно. В центре Москвы ему поставлен скромный, реалистично выполненный памятник. Дело Ивана Федорова, его жизнь и деятельность заслуживают изучения и самой широкой популяризации. Иван Федоров был передовым человеком своей эпохи, горячим патриотом – борцом за народное дело, замечательным деятелем печати, выдающимся самобытным художником. Он по праву принадлежит к числу тех, кто обогатил культуру великого русского народа и содействовал укреплению могучего Московского государства. Ивана Федорова вполне можно считать и называть великим сыном нашей великой Родины.1
Сведения о раннем периоде жизни Ивана Федорова очень скудны. Родился он, по всей вероятности, в начале 20- х годов XVI века в Москве. Еще в юности Ивана обучили грамоте. Впоследствии он стал очень образованным по тому времени человеком. Об этом свидетельствуют его предисловия и послесловия, к напечатанным им книгам. В этих предисловиях и послесловиях чувствуется большая начитанность и широта общественно политических взглядов.
Знание грамоты позволило Ивану Федорову стать священнослужителем – дьяконом одной из кремлевских церквей. Сначала она называлась церковью Николы Льняного, или Ельняного, а затем была переименована в Гостунскую. Это событие, между прочим, и послужило поводом к предположению о том, что Иван Федоров был родом из села Гостуни. Но это – ни на чем не основанная и маловероятная догадка.
Дьякон Иван Федоров, как и все дьяконы того времени, даже по одежде был похож на простого мирского человека. По тогдашнему обычаю, низшее духовенство носило мирское платье.
Сам первопечатник не дорожил своим церковным званием и службой. Известно, что он овдовел. По церковным обычаям он был обязан постричься в монахи, но работа в государственной типографии давала ему право сохранить за собой звание дьякона. Однако после оставления государственной типографии в 1566 году, он ни разу, ни в одном из своих предисловий и послесловий не упоминает о себе как о священнослужителе.2
По примеру многих других священнослужителей Иван Федоров, как грамотный человек занимался перепиской богослужебных книг. Приходя их церкви домой, он раскрывал перед собой книгу, брал чистые листы бумаги и, обмакнув гусиное перо в чернила, начинал старательно выводить букву за буквой.
Тяжело было сидеть целыми часами, сгорбившись над книгой. Работа продвигалась медленно. Чтобы переписать только одну книгу требовалось несколько месяцев упорного труда. Думая об этом, Иван Федоров огорчался. Он уже осознавал, как велика нужда в книгах, как необходимы грамота и просвещение народу. Перепиской же книг невозможно было удовлетворить все запросы, невозможно обеспечить широкое просвещение на Руси.
А между тем, Иван Федоров слышал, что в чужих странах не переписывают, а печатают книги. Печатают быстро и сразу во многих экземплярах. Он даже видел такие книги. С большим любопытством он рассматривал печатные книги, любовался ими. И у него невольно возникала мысль: а нельзя ли у нас на Руси так же печатать книги?
От природы любознательный, Иван Федоров стал пытливо расспрашивать русских людей, побывавших в чужих землях, о чудесном искусстве, книгопечатании. Возможно, с той же целью он посетил в Троице – Сергиевой лавре Максима Грека, который жил долгое время в Италии и лично знал итальянского типографа Альфа Мануция. Иван Федоров пробовал также расспрашивать других иноземцев, проживающих в Москве. От них он узнал о великолепном изобретении, о типографских заведениях во многих городах Европы. Однако, эти рассказы иноземцев не удовлетворяли любознательного Федорова, задумавшего ввести книгопечатание на Руси. Эти рассказы давали лишь самое общее представление о книгопечатании.
Самый принцип печатания подвижными литерами Иван Федоров понял со слов других. Но технику книгопечатания никто не мог вполне объяснить ему. И вот в свободное от церковной службы время дьякон Иван Федоров в своей избе зажигал лучину и при ее тусклом мерцании начинал отливать формы литер, мастерить печатный станок. Не сразу все ему удавалось. Сначала было много неудач. Проба следовала за пробой. Это огорчало изобретателя, но не приводило его в отчаяние. Наоборот, с еще большим упорством он продолжал поиски, опыты, пробы.
В печатном деле Иван Федоров проявил выдающиеся и разнообразные способности. Он был мастером на все руки: и гравером- резчиком (вырезал пунсоны, доски для гравюр), и литейщиком (отливал литеры), и столяром (изготовлял печатный станок, наборные кассы), и наборщиком, и печатником, и переплетчиком.3
Помимо этого, все книги первопечатника отличались прекрасным оформлением. Пиршество глаза и ума, красочные рамки. Библейские рисунки, буквицы и многое другое.4 Все это говорит о выдающемся даре Ивана Федорова как первопечатника.
2. Общая характеристика книжного дела к началу книгопечатания
Татарское иго на время задержало, но не могло остановить неуклонное движение России по пути экономического и культурного прогресса. На протяжении XVI в. происходит укрепление централизованного русского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы и завершение формирования централизованного многонационального феодального государства сопровождались борьбой против княжеско-боярской оппозиции и усилением роли более многочисленного класса мелкопоместных феодалов, служилого дворянства и купечества. Борьба за централизацию государственной власти требовала сосредоточения в руках правительства всех средств идеологического воздействия, важнейшим из которых была книга. Ее функции в XVI в. значительно расширились. Рост феодального землевладения, с одной стороны, усиление закрепощения крестьян, с другой, обусловили дальнейшее развитие документальной и актовой письменности (копийные и записные книги). Развитию книги способствовал также рост числа различных государственных учреждений; деятельность их стала более разнообразной и сложной. Появились законодательные памятники — судебники. В документах вырабатывался особый тип письма — скоропись.
С середины XVI в. появились писцы-профессионалы,
работавшие на городских площадях и
поэтому получившие наименование «площадных».
«Площадные» писцы выполняли
для своего времени нотариальные
функции. Профессионалы-писцы
3. Начало книгопечатания. Книга в России в XVI веке
3.1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве
В середине XVI в.
книгопечатание проникает в
В политическом плане введение книгопечатания в Москве было одним из тех государственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в 50-60-х гг. XVI в. с целью укрепления самодержавия (реформа суда, создание стрелецкого войска, губные и земские учреждения и т.д.).
В послесловии к Апостолу 1564 г. — в одном из основных источников по истории начального московского книгопечатания — указываются две причины, побудившие Ивана Грозного ввести книгопечатание в Москве: потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся церквей в Москве и других городах, особенно в городе Казани «и в пределах его», и необходимость исправления «растленных» книг.
Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен на Стоглавом соборе высших духовных и светских сановников, созванном Иваном IV и митрополитом Макарием в 1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном и церковном управлении. Собор постановил ввести строгую духовную цензуру, конфисковать неисправные рукописи.
С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания. И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых русских печатных книг заметно иноземное влияние. По словам Ивана Федорова, великий князь Иван Васильевич «начат помышляти, как бы изложить печатные книги, якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех».
Старые книговеды, говоря об основании первой типографии, считали это событие результатом личных, а точнее – единоличных устремлений царя Ивана IV и митрополита Макария6
С опытом издательского дела за границей мог познакомить наших книгопечатников просвещенный писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV — начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.7
3.2. Анонимная типография и
Начало книгопечатания в Москве, как установлено целым рядом исследований, относится к середине 50-х гг. XVI в.
Известна группа анонимных, или безвыходных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди), которые были напечатаны в Москве в период между 1553-1564 гг., т.е. до того, как появилась первая русская датированная печатная книга Апостол. В них нет выходных данных — времени и места издания, имени печатника. Техника печати несовершенна. Нет выключки строк, отчего правый вертикальный край набора получается неровным. Своеобразны приемы двухкрасочной печати в два цвета — черной и красной краской, которые по традиции применяли мастера анонимной типографии. Графика шрифтов воспроизводит особенности московского полуустава конца XV — начала XVI в. Датировать группу анонимных книг и определить место издания помогают изучение бумаги, полиграфической техники, а также вкладные записи в ряде экземпляров, относящиеся к концу 50-х — началу 60-х гг. XVI в. Имя печатника неизвестно. Высказываются предположения, что к их изданию причастен некий Маруша Нефедьев, о котором Иван IV в своих письмах в Новгород в 1556 г. упоминает как о «мастере печатных книг». Нефедьеву было поручено «досмотреть» камень для строительства в Москве храма. Судя по письмам, Маруша Нефедьев был искусным гравером, как и новгородский мастер Васюк Никифоров, о котором также шла речь в одном из названных писем Грозного. Некоторые исследователи (А.А. Сидоров, Е.Л. Немировский) связывают деятельность анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV, Адашевым и просвещенным попом Сильвестром, имевшим, как уже отмечалось, в Москве большую рукописную мастерскую.
Изучение анонимных изданий позволяет утверждать, что еще в середине 50-х гг. XVI в. в Москве над освоением книгопечатания трудилась целая группа талантливых русских умельцев.8
3.3. Книгопечатание в Москве после отъезда Ивана Федорова. Его преемники — Андроник Невежа и Никифор Тарасиев
После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Литву книгопечатание в Москве не прекратилось. Продолжили дело Ивана Федорова его ученики — талантливый мастер печатного искусства Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев. В 1567-1568 гг. в Москве ими была оборудована типография, из которой в 1568 г. вышло первое «послефедоровское» русское издание Псалтыри. В оформлении книги весьма ощутимо влияние орнаментики Ивана Федорова. Но появляются и новые черты, в частности, большая декоративность и рельефность инициалов.
При пожаре Москвы 1571 г. сгорел Печатный двор. Иван Грозный поручил Андронику Невеже устроить типографию в Александровской слободе. Здесь в 1577 г. вышло еще одно издание Псалтыри, с точки зрения полиграфической и оформительской менее интересное, чем московское. В Александровской слободе, по сведениям, приводимым известным русским библиографом XVIII в. Д.Е. Семеновым-Рудневым, печатались светские книги. Он упоминает, в частности, две книги о внешней политике Ивана IV, до нас, к сожалению, не дошедшие.