Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций
В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.
Редакционный портфель. Включает уже принятые к изданию, одобренные, но находящиеся на стадии редакционной обработки произведения.
Производственный портфель. Состоит из произведений, находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства.
Размер каждого портфеля, выраженный в издательских листах, взятый на любой день подсчета, называется портфельным запасом или остатком портфеля.
Портфельный запас, обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг (нормативный портфельный запас). Определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам выпускаемых книг (различающихся по трудоемкости и сложности подготовки) на нормативный срок нахождения книг в портфеле (устанавливается в издательстве на основе опыта работы).
Чтобы портфельные запасы обеспечивали стабильную работу издательства, необходимо постоянно восполнять портфельные запасы. Для этого существует план движения портфелей - план, по которому издательство определяет, каким должен быть объем пополнения каждого издательского портфеля.
Тема 6. Издательская себестоимость и оптовая цена издания
Прибыль
Экономика издательского
бизнеса складывается на основе единых
для производителей товаров и
услуг закономерностей и
Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.
Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.
Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Полная (валовая, балансовая) прибыль - часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.
В свою очередь, добавленная стоимость - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.
Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей.
Себестоимость
В самом общем виде себестоимость - это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию.
Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.
Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.
Состав себестоимости
В состав себестоимости издательской продукции входят:
Средняя структура себестоимости издательской продукции
Средняя структура
себестоимости издательской продукции,
как примерное соотношение
И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.
Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции
Объем и оформление издания
Существует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий.
Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом:
В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах.
Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема - в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания.
Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания.
Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания.
Тираж издания
Тираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные.
Постоянные расходы остаются
стабильными при изменении
Переменные расходы - расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется.
Постоянные расходы можно
разделить на две части. Первая в
основном определяется масштабами издательства.
К ней относятся
Маржинальный доход
Можно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», который означает разность между выручкой и переменными расходами.
Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы:
Показатель |
Вариант издания | ||
I |
II |
III | |
Тираж, тыс. экз. |
5 |
10 |
20 |
Постоянные расходы, руб. |
20000 |
20000 |
20000 |
Переменные расходы на 1 экз./руб. |
10 |
10 |
10 |
Переменные расходы всего, руб. |
50000 |
100000 |
200000 |
Цена 1 экз., руб. |
15 |
15 |
15 |
Маржинальный доход на 1 экз./руб. |
5 |
5 |
5 |
Маржинальный доход всего, руб. |
25000 |
50000 |
10000 |
Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб. |
+5000 |
+30000 |
+80000 |
Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства.