Политическая элита России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ российской политической элиты и оценка ее роли в демократическом обновлении российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность политической элиты, сформулировать ее основные функции;
2. Рассмотреть особенности политической элиты в России;
3. Отследить роль политической элиты в демократическом обновлении российского общества.

Содержание

Введение
1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты
2. Особенности политической элиты в России
3. Роль политической элиты в демократическом обновлении общества России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политическая элита.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

Таким образом, политическая элита – это реальность сегодняшнего этапа развития цивилизации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса. Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами  политической элиты являются самостоятельность; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; участие в осуществлении  власти; организаторские способности  и талант, сплоченность, осознание  своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций и другие. Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции: социального мониторинга, стратегическая функция, интегративная  функция, организационная функция, функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров. 

 

 

 

2. Особенности  политической элиты в России

политическая элита демократический  социальный

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет  исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом  пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется  тремя основными признаками: власть неделимая и не смещаемая; автономность власти; связь российской власти с  собственностью [8].

Для России, как и для  других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности. Также элита является неравномерной. Внутри правящей элиты существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований [3].

В настоящее время правящая элита представляет собой закрытую, самовоспроизводящуюся систему, происходит расширение теневой зоны ее повседневных управленческих практик. В результате этого снижается реальное политическое значение демократических институтов власти, их функционирование приобретает  формально-процедурный характер; увеличивается  роль теневого лоббирования политических решений; нарастают отчуждение общества от политической элиты и государства, политико-идеологическая индифферентность и протестная пассивность населения, что дает широкие возможности  манипуляции общественным сознанием  в частногрупповых интересах [8].

В настоящее время, как  и во времена СССР, происходит монополизация  власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро»  как центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных служб, родственники, лечащие врачи. Серьезное воздействие на принятие решений оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация Президента. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой [8].

Выделяются две важные особенности современной политической элиты России – идейная, нравственная слабость и стремление любой ценой  удержаться у власти. У элиты отсутствуют  идеологические ориентиры как в  виде системы нравственных ценностей, так и в виде социально-политической доктрины, долговременной программы  реформ [8].

Совершенно справедливо  отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень  общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению демократических  норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества [8]. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности [8]. В связи с этим В.С. Кот отмечает, что в России сложилось два народа – элита и обслуживающий ее персонал (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство[8].

Юридическая наука отмечает, что в основе углубляющегося политического  и нравственного кризиса лежит  кризис доверия к власти [8]: пренебрежительное  отношение к политической модели государства; в стране сложилась  ситуация, когда Президент не верит  губернаторам и своему окружению, губернаторы  не верят Москве, бизнесмены не верят  власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают [8].

В политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с  другом — это политические элиты  и электорат столичных городов  и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее  время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка  общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков [6].

Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных  групп демократических стран (основой  служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения); с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для  советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов  влияют укрепившиеся в сознании россиян  традиции, преемственность проблем  и генетическое (кадровое) родство  с советской элитой. В большей  степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной  элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность [2].

Однако общие качественные характеристики элиты претерпели некоторые  изменения:

·  произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 45 лет;

·  значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества;

·  увеличилось количество лиц с высшим образованием (в почете юридическое, экономическое образование);

·  изменилась система рекрутирования (стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп) [2].

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она  проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты  в зависимости от их отношения  к проводящимся в стране реформам: группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Неоднородность проявляется и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих российскую элиту.

Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней  четко прослеживаются группы:

·  противников коммунистического режима;

·  представителей бизнеса, поднявшихся в период перестройки;

·  бывших кадровых офицеров;

·  интеллигенции;

·  политиков, заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость корпоративных взаимосвязей между звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев  находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты  идет постоянная борьба за господство на политической арене. Конфликтные  взаимоотношения складываются между  различными сегментами экономической  элиты. Опасность заключается в  том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению  элиты от общества и стремление к  самозамыканию. Определенным показателем  этого является факт:

·  борьба между главами регионов и городов за снятие ограничений на повторное занятие одних и тех же постов;

·  вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в ее составы;

·  крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне [2].

Таким образом, особенностями  правящей элиты России являются:

·  усиление роли исполнительной власти,

·  повышение значимости неофициальных связей,

·  обострение внутриэлитного соперничества,

·  неравномерность,

·  закрытость,

·  самовоспроизводимость,

·  расширение теневой зоны,

·  монополизация власти узким кругом лиц,

·  преемственность,

·  идейная, нравственная слабость,

·  стремление любой ценой удержаться у власти,

·  структурная неоднородность,

·  крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,

·  обособление от общества.

На основе изложенного  можно выделить следующие пути рекрутирования российской политической элиты. Во-первых, возврат бывших партийных руководителей высшего звена на высокие государственные должности. Во-вторых, преобразование бывшей советской номенклатуры в современную номенклатуру, называемую «демократической» (с сохранением и воспроизводством номенклатурных связей). В-третьих, привлечение в органы власти специалистов-интеллектуалов. В-четвертых, выдвижение в правящую элиту новых политиков на основе новой легитимности (путем выборов) [8].

Эксперты по возрождению  государственности в России выделяют главные качества представителей настоящей  элиты:

1) быть творческой свободы;

2) особый тип поведения:  повышенные планки чувства долга  и чести, жертвенность, аскетический  образ жизни;

3) ключевой долг – служение  Отечеству;

4) осознание России как  уникальной культуры и цивилизации,  ощущение неразрывной связи с  предками, их ценностями, победами  и достижениями; понимание русской  государственности как исторического  шедевра;

5) подчеркнутость корпоративно-сословной  принадлежности к Отечеству;

6) неприятие культа материальных  благ, охлократической модели «нормальной»  человеческой жизни;

7) способность к выработке  единодушия с соотечественниками, в том числе представителями  других вер и культурных традиций [8].

 

3. Роль политической  элиты в демократических обновлениях  общества России

Элитарность современного общества - доказанный факт. Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного  самоуправления. Однако на нынешнем этапе  развития человеческой цивилизации  самоуправление народа - это идеал.

Для демократического государства  имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для  общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное  качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту [7].

Взаимоотношение политической элиты с обществом показана в  теориях демократического элитизма: «элита должна править, чтобы власть народа выжила». Демократия - это правление элит, которое одобряется народом. Основы такого понимания демократии были заложены М. Вебером в начале ХХ века. Элита, по Веберу, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах была разработана теория полиархической демократии. В понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию «по основанию достоинств» [7].

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода:

1) Концепция плюрализма: общество представлено множеством  групп интересов политики, каждая  из которых выделяет свою собственную элиту и контролирует ее; деление на элиту и массу носят условный характер; элиты «открыты» для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.

2) Критическая (леволиберальная)  концепция элит связана с именем  американского политолога Миллса: тезис об однородности (гомогенности) элиты. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование; членство в аристократических клубах. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из своей собственной среды.

Каждая из рассмотренных  теорий подвергалась критике со стороны  многих политологов [7].

Демократия требует, чтобы  элиты трактовали политику как искусство  договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается  общность взглядов элит на ценности существования  демократических институтов. Элиты  играют активную и независимую роль в общественных процессах, но в своих  действиях они так или иначе  зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке  со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия  определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита  рискует потерять власть или шансы  ее получить. В этой связке элиты  и общественность взаимодействуют  так: с одной стороны, представители  той или иной элиты пытаются получить поддержку граждан (на выборах, референдумах), а с другой - модифицировать их убеждения  или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы  они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан  и их объединений. Это очень сложный  и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать так долго, насколько существует согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и  элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки  со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты  занимает новая. Поэтому политическая стабильность общества во многом зависит  от принципиальной согласованности  ценностно-нормативных систем элиты  и граждан и их ассоциаций [6].

Информация о работе Политическая элита России