Понятие и классификация технических средств обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Технические средства обучения (ТСО) - средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры. Специфика всех экранно-звуковых средств заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Понятие и классификация  технических средств обучения

 

Технические средства обучения (ТСО) - средства обучения, состоящие  из экранно-звуковых носителей учебной  информации и аппаратуры, с помощью  которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры. Специфика всех экранно-звуковых средств заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Главное средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность экранно-звуковых средств - их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т.д. Экранно-звуковые средства подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

Новые перспективы использования  технических средств обучения, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся.

Классифицировать ТСО  очень сложно, в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Классификация  ТСО по функциональному назначению:

 

 технические средства  передачи учебной информации;

 

 контроля знаний;

 

 обучения и самообучения;

 

 тренажерные;

 

 вспомогательные;

 

 комбинированные.

 

 Рассмотрим эту  классификацию подробнее.

 

Технические средства передачи учебной информации.

 

 Переоценить роль  наглядной визуальной информации  в учебном процессе невозможно. Поэтому результативность обучения всегда существенно выше там, где используется современное проекционное оборудование, которое помогает учащимся, студентам, сотрудникам фирм, проходящим курсы обучения и повышения квалификации, гораздо лучше и эффективнее усваивать учебный материал, легко воспринимать значительные объемы разнородной информации.

 

 Во время учебных  занятий обычно возникает потребность  в демонстрации самой разнообразной  визуальной информации. Это могут  быть учебные и научно-популярные  видеофильмы, слайды, демонстрация схем, графиков, таблиц, показ различных материалов – текстов и иллюстраций – из книг, брошюр, журналов. Особое место в современном образовании занимают компьютеры, поэтому вывод изображения с компьютера на большой экран может понадобиться и при обучении пользователей новым программным продуктам, и для демонстрации интернет-страниц, и для показа специально подготовленной компьютерной презентации.

 

 В процессе обучения  лектору приходится демонстрировать  аудитории информацию с самых разнообразных источников: видеоматериалы, компьютерные данные, слайды, прозрачные пленки, печатные оригиналы. Во многих случаях может потребоваться и звуковое сопровождение, например, при демонстрации обучающих видеофильмов. Кроме того, все входящие в комплекс устройства необходимо соединить в единую, легко управляемую систему. Таким образом в общем комплексе оборудования можно выделить несколько основных подсистем:

 

 Система визуализации  информации – которая может  быть представлена различными  типами проекционного оборудования (проекторы, экраны, документ-камеры, эпископы, оверхед-проекторы, слайд-проектор, различные компьютерные и видеоисточники), а также другими популярными на сегодняшний день видами презентационного оборудования: офисными и электронными досками, лекционными блоками и другим.

 

 Аудиооборудование, необходимое  для звукового сопровождения  при демонстрации компьютерных  и видеоматериалов, а также  для оснащения учебных мест, что  особенно важно при обучении  иностранным языкам.

 

 Система коммутации проекционного и аудиооборудования. Позволяет объединить все проекционные устройства в единый комплекс и легко переключаться между ними. Также решает и эстетическую функцию: возможность избавить интерьер от путаницы проводов, кабелей и т.п.

 

Технические средства контроля знаний.

 

 Специально изготовленные аппаратные  комплексы или компьютерные системы  для проверки достигнутых результатов  обучения. Слайд 13. Используются  не только в учебных заведениях  общего образования, но и в  других местах, например, в ходе экзамена по знанию правил дорожного движения.

 

Технические средства обучения и самообучения.

 

 Теоретические основы применения  таких ТСО разработаны при  использовании программированного  обучения. Слайд 15. В последнее  время на прилавках магазинов  появляется все больше CD-дисков с различными учебными курсами.

 

Тренажерные технические средства.

 

 Используются в учебных заведениях, готовящих специалистов, которым  приходится работать со сложными  техническими комплексами. Современными  технологиями можно смоделировать самые разнообразные средства передвижения (автомобили, самолеты) пульты управления (АЭС, ЦУП) и прочие устройства.

 

Вспомогательные технические средства.

 

 Может включать различные  системы автоматизации: системы  затемнения, лифтовые системы, а  также системы кондиционирования и др. Управление дополнительным оборудованием может быть объединено в единый комплекс с другими системами (визуализации, аудиосистемой и др).

 

 Когда встает вопрос о  дополнительном затемнении помещения,  прекрасным решением могут оказаться затемняющие шторы или жалюзи. Они не только эстетичны, но и чрезвычайно удобны в управлении, могут быть оснащены либо электрическим, либо ручным приводом.

 

 При проектировании современных  учебных аудиторий вопросы дизайна  и эргономики занимают далеко не последнее место. Устройства архитектурной серии предназначены для встраивания в потолки, полы, стены, столешницы, подиумы, трибуны. Благодаря архитектурным устройствам учебное оборудование становится незаметным, и в то же время легко доступным. Проектор и экран появляются в тот момент, когда это нужно для демонстрации. Коммутационные блоки и кабели не мешаются под ногами, но в то же время доступны для технического персонала.

 

 Проекционный лифт  предназначен для скрытого размещения  проектора между подвесным и  капитальным потолками помещения.  Лифт открывает доступ к проектору,  и проектор начинает демонстрировать  изображение. Большинство проекционных  лифтов – потолочные, и работают они по принципу подъемника. Такие лифты могут иметь до трех регулируемых положений: «хранение» (проектор убран и не используется), «работа» (проектор опущен для работы) и «сервис» (проектор низко опущен для сервисного обслуживания).

 

 Потолочные экраны  представляют собой рулонные экраны с электроприводом, встраиваемые в пространство над подвесным потолком. Такие экраны имеют специальную крышку, автоматически закрывающую соответствующую щель в потолке. При монтаже такие экраны аккуратно подгоняются под поверхность потолка и хранятся практически незаметно.

 

Комбинированные технические  средства

 

 Современные компьютеры  позволяют достигать самых разнообразных  дидактических целей – с их  помощью учитель может организовать  демонстрацию изучаемого предмета, явления или процесса, проверить знания учащихся с помощью теста, смоделировать работу какого-либо устройства в разных состояниях (в том числе аварийных) и многое другое. Таким образом, компьютер, как ТСО сложно отнести к какой-либо одной группе нашей классификации.

 

 Классификация ТСО  по принципу устройства и работы.

 

 В зависимости от  того, что приводит в действие  наши средства обучения, можно  выделить следующие их группы: механические, электромеханические,  оптические, звукотехнические, электронные  и комбинированные. Слайд 30. Попытайтесь определить, к каким группам следует отнести эти физические ТСО: модель двигателя внутреннего сгорания, оптический набор, электронные весы, электромагнит, генератор звуковых сигналов, электрический звонок.

 

 Классификация ТСО  по роду обучения.

 

 ТСО могут быть  предназначены для использования  их одним человеком, несколькими  людьми и большим количеством  учащихся. В зависимости от этого  выделяют устройства индивидуального,  группового и поточного (для  больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

 

 Классификация ТСО  по логике работы.

 

 Переход к новой  порции учебной информации может  быть жестко определен (диафильм) или зависеть от особенностей  характера прохождения учебного  курса различных людей (мультимедийная презентация). В связи с этим выделяют ТСО с линейной программой работы, т. е. не зависящие от обратной связи и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

 

 Классификация ТСО по характеру воздействия на органы чувств. Большинство образов, создаваемых современными ТСО в нашем сознании могут быть восприняты людьми с помощью зрения и слуха. Впрочем, в последнее время появляются устройства, воздействующие на органы осязания, обоняния и вкуса (о них – ниже), но широкого распространения они еще не получили. Поэтому можно выделить визуальные, аудиосредства (аудиальные) и аудиовизуальные ТСО.

 

 Классификация ТСО  по характеру предъявления информации.

 

 По аналогии с  предыдущей классификацией, можно выделить экранные, звуковые и экранно-звуковые ТСО.

 

Требования к ТСО

 К средствам обучения  предъявляют разносторонние требования:

 

 Функциональность  – средство обучения должно  выполнять свою роль, помогать  решать поставленную учителем  дидактическую задачу.

 

 Педагогические требования  – ТСО должно быть адекватно  требованиям современных принципов  обучения (например, устройство контроля  знаний не должно бить аттестуемого  током за каждый неправильный  ответ).

 

 Эргономика требует, чтобы  ТСО было удобно пользоваться.

 

 Эстетические требования подразумевают  определенную красоту, хороший  дизайн, приятный внешний вид  ТСО.

 

 Экономические требования, к  сожалению, являются наиболее  важным фактором в вопросе  приобретения учебными заведениями  средств обучения. Современные ТСО весьма дорогостоящи, а дешевые модели не всегда достаточно функциональны.

Функции ТСО

 

 Функции ТСО в учебно-воспитательном  процессе самые разнообразные.

 

 Самая понятная – коммуникативная.  ТСО используют, прежде всего,  там, где учебную информацию необходимо предъявить обучающимся в «особом», недостижимом никакими другими средствами обучения виде.

 

 Однако в последнее время  стали появляться ТСО, с помощью  которых можно управлять, администрировать  учебный процесс. В качестве  примера можно привести продукт компьютерной компании «Кирилл и Мефодий» – «Школа». В одной программной оболочке могут работать учителя, завуч, директор, причем для каждого из них предусмотрены свои уровни и инструменты управления – электронные классные журналы, программы-составители расписания и пр.

 

 Возможность размещать результаты  обучения и методические разработки  в Интернет позволяет реализовать  связь с родителями и коллегами.

 

 У любого работающего учителя  постепенно, шаг за шагом, создается  запас учебных материалов – дидактических сборников, презентаций, видеофильмов, которые он использует во время занятий, Кумулятивная функция ТСО заключается в том, что современные компьютерные системы позволяют организовать систематическое хранение этих материалов, классифицировать их по разным признакам (предмету, характеру, году обучения и т.п.).

 

 Научно-исследовательская функция  ТСО связана с творческим использованием  их думающим учителем. Большинство  современных компьютерных систем  обладает важным качеством универсальности  – необязательно использовать компьютерные программы, разработанные фирмами, если есть умение и желание разрабатывать свои собственные, адаптированные под реальные особенности преподавания учебного предмета в этой школе, в этом кабинете, этим учителем. Создание, разработка и сопровождение дидактических средств (необязательно компьютерных – это может быть и видеофильм, и словарный диктант) – серьезная методическая научная работа.

Заключение.

 Таким образом, можно утверждать, что ТСО – это не просто  комплекс технических средств, необходимых для проведения учебного процесса; важный аспект любого современного учебного процесса. Эффективное их использование возможно при условии тщательной разработки необходимых инструктивных материалов, проведения научных и практических мероприятий (исследований). Значит ТСО выступают в роли (качестве) учебной дисциплины, формирование которой должна привести к созданию соответствующего научного направления.


Информация о работе Понятие и классификация технических средств обучения