Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:45, контрольная работа
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
КІРІСПЕ......................................................................................................................3
1 МЕТАФОРАНЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ НЕГІЗДЕРІ
1.1Метафора теориялары және олардфың дамуы....................................................4
1.2Метафора классификациясының ерекшеліктері................................................10
2 МЕТОФРА ТЕОРИЯЛАРЫ ЖӘНЕ ОЛАРДЫҢ ДАМУЫ
2.1 Метафора тіл бірлігі ретінде...............................................................................16
2.2 Метафораның қызметі.........................................................................................20
ҚОРЫТЫНДЫ........................................................................................................26
ҚОЛДАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ.........................................................27
Оглавление
Термин "политика" в научный
оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий
философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики
в особую сферу общественной жизни произошло
задолго до того, как греки начали активно
пользоваться этим понятием. Хотя политика
возникла несколько тысяч лет назад, она
формируется значительно позже, чем экономические
и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История
политической мысли дает различные ответы
на этот вопрос.
Первым представлением о природе политики
было теологическое, объясняющее происхождение
ее, как и в целом человеческой жизни, из
божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическая тракто
Признание общих для человека и животного
начал (общих инстинктов, моделей поведения)
лежит в основе современных биологических
Биологические трактовки происхождения
политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением
политических процессов. Суть этого подхода
заключается в том, что в природе человека
заложены потребности, интересы, эмоции
и влечения. Именно они порождают политические
взаимодействия. Оригинальную теорию
перехода общества из предсоциального
в социальное, в том числе и политическое,
состояние разработал З. Фрейд. Он исходил
из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов. Так, государство
и право выступают как заменители некогда
существовавшего прародителя ("отца"),
который был убит сыновьями, восставшими
против монополии "отца" на сексуальное
наслаждение. Таким образом, природа власти
и политики коренится в бессознательном
- в либидозном комплексе и чувстве вины.
Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государству проявляется
детская тоска взрослого человека по некогда
существовавшему отцу. К ним индивид будет
испытывать противоположные чувства -
одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство
властью).
Согласно социальной трактовке, политика
имеет общественное происхождение. В частности,
широкое обоснование получил подход, рассматривающий
ее формирование в ходе исторической эволюции
общества как результат роста его социальной
неоднородности и сложности организации.
Первобытное общество было социально-однородным.
В нем не было политических учреждений
и организаций, не было и политики, хотя
была власть, осуществляемая всеми взрослыми
членами рода. Усложнение общества по
мере его развития, появление в нем противоречивых
интересов обусловили возникновение государства,
а вместе с ним и политики. Политика возникает
как деятельность по организации совместной
жизни людей в социально-неоднородном
обществе вместе с делением людей на управляющих
и управляемых, богатых и бедных. Общественные
изменения были производными от неолитической
революции, которая изменила все формы
хозяйства и образ жизни людей. С неолитической
революцией историки связывают появление
металлических орудий труда, переход от
присваивающего типа хозяйства (охота
и собирательство) к производящему (земледелие,
скотоводство), к оседлому образу жизни,
появлению городов. В конечном счете, это
привело к изменениям во властных отношениях.
Логику появления политики можно представить следующим образом:
Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность.
Частная собственность способствовала:
Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.
Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.
Таким образом, политика формируется
как результат неравного распределения
богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных
групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было
связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные
конфликты, с которыми столкнулось общество,
уже не могли быть решены с помощью прежних
регуляторов - традиций, обычаев, нравственных
норм. Для решения этих проблем потребовались
новые регуляторы (правовые и политические)
и новая организационная структура - государство.
Наконец, говоря о происхождении политики,
следует учитывать и естественные различия
людей: биологические, психологические,
интеллектуальные (например, физическая
сила или ярко выраженное стремление к
доминированию - у одних и, наоборот, желание
быть ведомыми - у других). Это естественное
неравенство людей имеет тенденцию закрепляться
в неравенстве социальном, т.е. в разном
доступе к богатству, власти, в престиже.
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство.
Власть является главным инструментом
политики и основным объектом политической
борьбы. В первобытном обществе она не
носила политического характера.
Французский политолог М. Дюверже выделил три исторические формы власти:
- Анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода).
- Индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени.
Институционализированная, связанная с появлением особого института - государства.
Первые две формы власти носят
догосударственный характер, а такие
общества называют потестарными (от лат:
potestas - власть). Как правило, возникновение
политики исследователи ассоциируют с
возникновением государства, когда власть
приобретает государственно-публичный
характер.
С появлением государства (первые государства
возникают 5 тысяч лет назад в Месопотамии
и Египте) связан переход от неполитической
(племенной кровно-родственной) к политической
организации общества. Государство стало
новой социальной силой, призванной поддерживать
целостность общества с помощью рычагов
административного и правового регулирования
общественных отношений. Потребность
в отстаивании своих интересов породила
объединение людей в различные ассоциации
(партии, общественные объединения).
Хотя сущность политики исследуется в науке более
двух тысяч лет, вопрос о том, что такое
политика, остается открытым. Существуют
различные понимания политики:
1. Исторически первое определение политики
как управления обществом актуально и в
современной политологии. Политика трактуется
как деятельность по управлению какими-либо
общественными процессами. В содержательном
плане эта деятельность предстает как
решение всех проблем, за исключением
нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как
авторитарное распределение ценностей
(Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.
2. Субстанциональный подход, указывая
на сущность политики, подчеркивает ее
прямую связь с властью. Политика - это
либо управление с использованием власти,
либо борьба за завоевание и удержание
власти. Властные трактовки представлены
в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса,
в американской политологии. М. Вебер,
например, определяет политику как "стремление
к участию во власти или оказанию влияния
на распределение власти, будь то между
государством, будь то внутри государства
между группами людей, которые оно в себя
включает".
3. Институционный подход делает акцент
на организации, в которой материализуется
власть. В одних трактовках политика -
это участие в делах государства, использование
классами государственной власти для
осуществления своих целей (В.И. Ленин).
Но политика вершится не только государством,
поэтому другие определения указывают
на разнообразные институты и организации,
которые могут выступать субъектами политики.
4. Социологический подход связан с рассмотрением
общества как структуры, состоящей из
разнообразных групп, обладающих собственными
интересами и потребностями, главным рычагом
реализации которых является власть. Политика
в таком случае рассматривается как отношения,
направления и способы деятельности социальных
групп в отстаивании своих интересов и
удовлетворении своих потребностей с
помощью разнообразных средств, среди
которых главную роль играет власть. Именно
это определение политики мы в дальнейшем
будем использовать как рабочее.
5. Телеологический подход
Столь непохожие определения политики
по-разному решают вопрос о значимости
политики в жизни общества.
Согласно консенсусному по
Конфликтный подход рассматривает политику
как сферу борьбы, в которой побеждает
сильнейший, как господство одних над
другими. Политика трактуется как поле
столкновения интересов социальных групп
и институтов по поводу власти, по поводу
контроля над механизмом распределения
общественных благ.
Рассматривая проявления политики, следует
признать недопустимость абсолютизации
любого из подходов. В политике присутствуют
два начала.
Первое начало связано с тем, что общество
постоянно воспроизводит социальное неравенство,
т.к. большинство общественных благ являются
дефицитными. Это порождает противоречия
и конкуренцию социальных групп за овладение
источниками благ. Широкую известность
получила трактовка сущности политики
как механизма распределения ценностей
в обществе, которая была обоснована Г.
Лассуэллом. Он определил политику как
процесс определения того, "кто, что,
когда и как получает". Подобное понимание
политики дает объяснение стремлению
индивидов и социальных групп к государственной
власти. Именно обладание властью позволяет
создать условия (например, принятие законов,
установление определенного уровня налогов,
социальных программ), обеспечивающие
жизнедеятельность и присвоение ценностей
определенными социальными группами.
Таким образом, политика - это конфликт
интересов.
Второе начало политики видится в поиске
интегрирующей доминанты, без чего общество
бы распалось. В этом проявляется потребность
ограничить влияние на общество фактора
случайности и непредсказуемости. Поэтому
политика - это поиск равновесия и компромисса.
Именно этот момент доминирует в стабильных демократических сис
Связь политики и науки имеет длительный исторический период своего становления и развития, что находит отражение в многочисленных социально-философских, политических теориях, сформировавшихся на различных этапах эволюции философской и политической мысли.
Взаимодействие политики и науки, рационалистический подход к ним начал складываться с момента зарождения политической мысли в таких центрах древней культуры, как Греция, Индия и Китай. Наиболее характерным, типичным, исторически сложившимся представлением о возникновении политологических идей, концепции власти, политики как науки о власти является представление о ее (их) связи с проблемой управления людьми, управления государством. Еще в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Каутильи, Конфуция, Шан Яна и других мыслителей исследуется роль науки и техники, их творцов в организации управления государством. В той же мере разрабатываются технологии эффективного политического управления. При этом взгляды древних мыслителей на данную проблему несут на себе воздействие особенностей переживаемой исторической эпохи, когда наука и техника находились на доинституциональной стадии своего развития, были сплетены воедино с такими формами общественного сознания, как мифология, религия, философия.
В Новое время появляются современные ему новые аспекты разработки проблемы взаимодействия политики, науки и техники. Они связаны, прежде всего, с осмыслением значения, в том числе и политической роли, говоря современным языком, научно-технических кадров, чему способствовала начавшаяся профессионализация научной и инженерной деятельности как составных частей процесса институциализации науки и техники.
В XVII–XIX вв. этот аспект нашел отражение в сочинениях Ф. Бэкона, П.Гольбаха, М.Ф.Вольтера, И.Г.Фихте, А.Сен-Симона, О.Конта, К.Маркса и Ф.Энгельса, многих других мыслителей. В их работах наука и техника рассматриваются как основа политического прогресса. Именно с этим была связана критическая оценка роли науки как движущей силы политического прогресса характерная для работ таких философов и социологов, как Х.Ортега-и-Гассет, К.Ясперс, М.Хайдеггер, О.Тоффлер, М.Фуко, Г.Маркузе.
Выявление негативных социально-экономических последствий научно-технического прогресса, которые ставили себе на службу реакционно-мыслящие политики и которые наиболее ярко проявили себя в ХХ в., диктовало ученым необходимость ставить перед лицом научной общественности вопросы о политической ответственности научно-технических кадров за разработку и применение новейших достижений науки и техники. Но дело заключалось еще и в том, что еще большую ответственность за применение открытий науки должны были нести политики, принимающие политические решения по применению, например, атомной бомбы против Японии в 1945 г. США, когда в этом уже не было никакой необходимости. Была цель запугать этой бомбой СССР. Из этого ничего не вышло, но политика, сохранив приоритет над развитием науки и техники, все-таки попала под определенный международный контроль.
Исследование проблемы взаимодействия политики и науки занимает значительное место в русской общественно-политической литературе, начиная с XVIII в., когда наша страна стала на путь модернизации. Различные аспекты этой проблемы затрагивают в своих трудах философы, социологи, выдающиеся ученые в области естествознания в ХIХ-ХХ вв. В XVIII в. под влиянием идеологии Просвещения формируются идеи М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова о науке как критерии политического прогресса, главном средстве улучшения политических порядков. В ХIХ в. в российском обществе развиваются позитивистский и марксистский подходы к изучению научно-политических факторов политического развития.
В русской политической литературе в первые десятилетия ХХ в. большое место уделялось таким аспектам проблемы взаимодействия политики с наукой, как место и роль науки в обществе; польза науки для общества и пути ее развития, политическая роль научно-технической интеллигенции. В советский период в разработке проблемы взаимодействия политики, науки и техники господствует марксистский подход. Отдельное место в этом плане занимают работы выдающихся ученых: Н.И. и С.И. Вавиловы, В.И.Вернадский, А.Д.Сахаров, П.Л.Капица, А.А.Благонравов, А.И.Берг, Н.Н.Моисеев.
В.И.Вернадскому принадлежит идея ноосферы (царство разума), которая формируется в результате научно-технической деятельности общества и выступает важной детерминантой политики. Н.Н.Моисеев выдвинул идею коэволюции как процесса взаимной адаптации природы, техногенной и социальной среды. А.Д.Сахаров обосновал необходимость применения научного метода руководства основными сферами жизни советского общества. Близкую позицию занимал П.Л.Капица.
Современный этап характеризуется тем, что в политологии изучение процесса взаимодействия политики и науки выдвигается в качестве одной из главных проблем и ведется на основе системного подхода. Формируется постиндустриальная парадигма в политологии. Если провести классификацию современных российских исследований, в которых ведется анализ проблемы взаимодействия политики с наукой и техникой, то можно выделить следующие типы работ: