Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 21:26, реферат
Нанотехнология – это создание и использование устройств, материалов и технических систем, принцип работы которых определяется наноструктурой, то есть упорядоченными частицами размером от 1 до 100 нм.
Задачи, применение:
Позволит радикально улучшить массогабаритные характеристики космических аппаратов
2
Нанотехнология – это создание и использование устройств, материалов и технических систем, принцип работы которых определяется наноструктурой, то есть упорядоченными частицами размером от 1 до 100 нм.
Задачи, применение:
Как и нанотехнологии, наноматериалы дадут нам возможность серьезно говорить о пилотируемых полетах к различным планетам Солнечной системы: использование наноматериалов и наномеханизмов может сделать реальностью пилотируемые полеты на Марс, освоение поверхности Луны.
3
Наноспутники - Малые космические аппараты используются для дистанционного зондирования Земли (Другим чрезвычайно востребованным направлением развития микроспутников является создание дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Начал формироваться рынок потребителей информации с разрешением космических снимков 1 м в радиолокационном диапазоне и менее 1 м - в оптическом. Космические аппараты дистанционного зондирования Земли используются для изучения природных ресурсов Земли и решения задач метеорологии.), экологического мониторинга, прогноза землетрясений, исследования ионосферы.
4
Выведение наноспутников на орбиту. Сейчас осуществляются кластерные запуски «малышей» на больших ракетах-носителях, но этот способ имеет свои недостатки.
Первый отечественный наноспутник — ТНС-0 — запустил на орбиту в 2005 году Селижан Шарипов, работая на МКС, — он просто выбросил его рукой в космос. Наноспутник весом 5 кг сконструировали в НИИ космического приборостроения. Аппарат ТНС-0 представлял собой цилиндр с радиоаппаратурой внутри, который питался от обычной литиевой батареи, поэтому прослужил на орбите всего 2,5 месяца.
5
Сейчас готово второе поколение ТНС, которые будут работать от солнечных батарей, что значительно продлевает срок их активного существования . В частности, речь идет об использовании покрытий из наночастиц диоксида кремния для солнечных батарей. Такие нанопокрытия оптически прозрачны и одновременно «отталкивают» любые загрязняющие вещества. Перспективными для космической техники станут наноматериалы, обладающие одновременно высокими твердостью, прочностью и пластичностью, что недостижимо в материалах, построенных из «обычных» макрочастиц.
Каждый наноспутник решает свою узкую задачу.
Одна модель будут отрабатывать технологии управления аппаратом через телекоммуникационные сети.
Другая — вместе исследовать ионосферу.
Четвертая — экспериментировать с микродвигательными установками, которые придадут наноспутникам маневренность.
6
Проблема: Никак не удается совместить жесткие требования безопасности полетов с экономической целесообразностью. Требуют вовсе отказаться от пилотируемых полетов, поскольку они-де неоправданно дороги и сопровождаются неизбежными человеческими жертвами.
Решение: Единственной реалистичной альтернативой ракетной технике из всех придуманных за последние полвека является космический лифт — мост или канат, протянутый с поверхности Земли на орбиту.
КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ - это лента, один конец которой присоединен к поверхности Земли, а другой находится на геостационарной орбите в космосе (на высоте 100 000 км). Гравитационное притяжение нижнего конца ленты компенсируется силой, вызванной центростремительным ускорением верхнего конца. Таким образом лента постоянно находится в натянутом состоянии. Изменяя длину ленты, можно достигать разных орбит. Космическая капсула, содержащая полезный груз, будет передвигаться вдоль ленты. Для начального старта капсулы потребуется усилие, но, как только она будет приближаться к концевой станции, ее скорость будет увеличиваться из-за центростремительного ускорения всей системы. На конечной станции, если это необходимо, капсула отсоединяется от лифта и выходит в открытый космос. Скорость капсулы при этом будет составлять 11 км/с. Этой скорости будет достаточно для того, чтобы начать путешествие к Марсу и другим планетам. Таким образом, затраты на пуск капсулы будут только в начале ее пути на орбиту. Спуск будет производиться в обратном порядке - в конце спуска капсулу будет ускорять гравитационное поле Земли. Можно использовать космический лифт в качестве "пусковой платформы" для космических кораблей, запускаемых к другим планетам, спутникам и астероидам (Марсу, Венере, Луне). Это поможет сократить расходы, связанные с традиционным запуском химических ракет. Также можно построить лифт грузоподъемностью до 100 тонн, что позволит строить на орбите большие колонии и орбитальные станции.
7
Сверхпрочная лента из нанотрубок и нанотрубка, покрытая белками-маркерами. Они прочнее стали в 100 раз и, теоретически, в 3-5 раз прочнее, чем необходимо для постройки лифта.
Нанотрубки характеризуются высокой жесткостью, и поэтому материалы на их основе могут вытеснить большинство современных аэроконструкционных материалов. Композиты на основе нанотрубок позволят уменьшить вес современных космических аппаратов почти вдвое. Исследователи из:
Однако первые
успехи в области сверхпрочных
материалов из нанотрубок уже
достигнуты. Две различные команды
исследователей из США и
8
Отдельные фракции, состоящие из нанотрубок длиной до 2 сантиметров, будут иметь такую же прочность на разрыв, как и длинные. Правда, исследователи из LiftPort утверждают, что лента будет представлять собой полимерную структуру с включениями нанотрубок. Для ленты космического лифта алмазоид был бы универсальным материалом. Он будет характеризоваться большей прочностью, но, опять-таки, пока нет эффективных способов получения и массового производства алмазоидных материалов.
Однослойная углеродная нанотрубка
Изготовление нанотрубок
Исходный материал
- нанотрубки - обрабатывают этанолом,
который в дальнейшем служит источником
углерода, затем добавляют катализатор
(ферроцен) и еще один реагент - тиофен.
Смесь загружают в горячую печь, куда постоянно
подают водород. Продукт получают в форме
спутанных волокон, по виду похожих на
сахарную вату. Затем эти волокна наматывают
на вращающиеся стержни, в итоге получались
скрученные волокна.
Ученые признают, что создан лишь прототип
новой технологии. Да и прочность полученного
волокна пока не впечатляет - она не сильно
отличается от прочности традиционных
волокон.
9
Будет ли ветер на больших высотах проблемой? Математическое моделирование показало, что предложенная в конструкции лифта лента разорвется при скорости 72 м/с, т.е. при 5-бальном ветре, или урагане. Предложенное расположение лифта (на платформе в океане) не будет находиться в зоне сильных ветров и ураганов.
Атмосфера Земли
содержит регионы разного
Заряды, связанные с космической плазмой, могут собираться на верхней станции лифта. Но ток, провоцируемый ими настолько мал, что не сравним с током, полученным от присоединения к противоположным концам ленты обычной батарейки. Малое количество зарядов позволяет не учитывать эту опасность.
При пересечении
магнитных полей проводником, в
нем производится
Космические объекты, находящиеся на низкой орбите Земли (Low Earth Orbit - LEO) будут составлять серьезную проблему. Для того, чтобы лифт не сталкивался с различными объектами, будет предусмотрена система активного избегания препятствий. В среднем, необходимо будет избегать различных объектов один раз в 14 часов. Для построения системы отклонения необходимо разработать систему трассирования объектов, работающую с точностью до 1 сантиметра. Разработка такой системы входит в план исследований компании LiftPort. Существует несколько концепций построения космического лифта. В некоторых предлагается свободный конец ленты присоединять к астероиду. Этим решается проблема противовеса и добыча с астероида полезных ископаемых. Некоторые проекты предлагают протянуть кабель толщиной от 10 до 30 метров в диаметре. Как говорят специалисты из LiftPort, это просто невозможно реализовать.
«Не так давно мы писали о том, что японская корпорация Obayashi планирует уже в 2050 возить жителей Земли на орбиту с помощью космического лифта. Космический лифт — вполне реальное, но пока трудновыполнимое техническое решение — сможет решить вопрос относительно простой доставки грузов и пассажиров на высоту 36 000 километров. Космический лифт корпорации Obayashi будет доставлять людей на высоту 36 0000 километров за 7,5 дней, то есть в точку, откуда любое космическое путешествие сможет начаться без реактивного старта с преодолением первой космической скорости. Если амбициозные планы японской компании воплотятся в реальности, уже в 2050 году первые японцы отправятся в космос на лифте. Устройство будет отвозить путников со скоростью 200 км/ч на высоту 36 000 километров за неделю. Машина на 30 пассажиров будет скользить вдоль кабеля, вероятно, используя магнитные линейные двигатели в качестве двигательного средства.» от 2013г.
«В США с 2005 года проводятся ежегодные соревнования Space Elevator Games, организованные фондом Spaceward при поддержке NASA. В этих состязаниях существуют две номинации: «лучший трос» и «лучший робот (подъёмник)».
В конкурсе на прочность троса участникам необходимо предоставить двухметровое кольцо из сверхпрочного материала массой не более 2 граммов, которое специальная установка проверяет на разрыв. Для победы в конкурсе прочность троса должна минимум на 50 % превосходить по этому показателю образец, уже имеющийся в распоряжении у NASA. Пока лучший результат принадлежит тросу, выдержавшему нагрузку вплоть до 0,72 тонны.
В этих соревнованиях не принимает участие компания Liftport Group, получившая известность благодаря своим заявлениям запустить космический лифт в 2018 году (позднее этот срок был перенесён на 2031 год). Liftport проводит собственные эксперименты, так в 2006 году роботизированный подъёмник взбирался по прочному канату, натянутому с помощью воздушных шаров. Из полутора километров подъёмнику удалось пройти путь лишь в 460 метров. В августе-сентябре 2012 г компания запустила проект по сбору средств на новые эксперименты с подъемником на сайте Kickstarter. В зависимости от собранной суммы планируется подъем робота на 2 или более километров[10].
В LiftPort Group также заявляли о готовности построить экспериментальный космический лифт на Луне, на базе уже существующих технологий. Президент компании Майкл Лэйн утверждает, что на создание такого лифта может уйти восемь лет. Внимание к проекту заставило компанию поставить новую цель — подготовку проекта и сбор дополнительных средств на начало технико-экономического обоснования так называемого «лунного лифта». По словам Лэйна, сооружение такого лифта займет один год и обойдется в 3 миллиона долларов. На проект LiftGroup уже обратили внимание специалисты NASA. Майкл Лэйн сотрудничал с космическим ведомством США, работая над проектом космического лифта.
На соревнованиях Space Elevator Games с 4 по 6 ноября 2009 года прошло состязание, организованное Spaceward Foundation и NASA, в Южной Калифорнии, на территории центра Драйдена (Dryden Flight Research Center), в границах знаменитой авиабазы Эдвардс. Зачётная длина троса составила 900 метров, трос был поднят при помощи вертолёта. Лидерство заняла компания LaserMotive представившая подъёмник со скоростью 3,95 м/с, что очень близко к требуемой скорости. Всю длину троса лифт преодолел за 3 минуты 49 секунд, на себе лифт нес полезную нагрузку 0,4 кг.[11].
В августе 2010 года компания LaserMotive провела демонстрацию своего последнего изобретения на AUVSI Unmanned Systems Conference в Денвере, штат Колорадо. Новый вид лазера поможет более экономично передавать энергию на большие расстояния, лазер потребляет всего несколько ватт.[12][13]
В феврале 2012 года строительная корпорация «Обаяши» (Япония) объявила о планах по созданию космического лифта к 2050 году посредством использования углеродных нанотрубок.[14]»
11
Защита от наледи
Сверхгидрофобные покрытия:
Покрытия из кремнийорганической смолы. С наночастицами кремния (20 нанометров-20 микрометров). Наносятся на алюминиевые пластинки. Конструкции обливаются сильно переохлажденной водой (-20 C)