Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:06, курсовая работа
Шрифт Термин “шрифт” раньше означал более узкое понятие - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания.
Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.
Введение 3
1.Антиквенные шрифты 6
1.1.Рукописные формы антиквенного шрифта 7
1.2.Первые наборные антиквы 8
1.3.Ренессансная Антиква в Европе 10
2. Брусковые шрифты 11
3.Гротески 13
4.Рукописные шрифты 15
5. Декоративные шрифты 16
6.Готическе шрифты 17
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Содержание
стр
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Шрифт Термин “шрифт”
раньше означал более узкое понятие
- набор символов определенной гарнитуры,
размера и начертания.
Гарнитура - это совокупность шрифтов,
объединенных общими стилевыми признаками,
отличными от других шрифтов. Но в настоящее время
термины “гарнитура” и “шрифт” часто
употребляются как синонимы. Все элементы
в хорошем шрифте гармонично сочетаются,
образуя настоящее произведение искусства,
выполненное художником-графиком, и, таким
образом, […] В дизайнерской работе не
обойтись без шрифта, который является
важным, а иногда и решающим элементом
композиции любого плаката или рекламы.
Без шрифта не выполнить художественного
оформления книги или журнала, не нарисовать
красочную этикетку, не обойтись во многих
случаях жизни: везде призывает и агитирует,
советует и предупреждает, указывает и
предлагает что-то шрифтовая надпись.
Мы не задумываемся, почему именно этим,
а не другим шрифтом выполнена реклама
или плакат, заглавие на книжной обложке
или надпись на вывеске магазина. Между
тем предупреждающую об опасности надпись
выполняют буквами, которые легко читаются
на расстоянии и сразу бросаются в глаза,
приковывают наше внимание. Выполняя тревожную
и броскую или спокойную и малозаметную
надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий
по рисунку шрифт: строгий или свободный,
контурный или оттененный, плакатный или
декоративный. К примеру, для оформления
книги исторического содержания дизайнер
знакомится со стилевыми особенностями
шрифтов описываемой эпохи, ибо особенности
исторической эпохи, ее культура, стиль
не могли не сказаться на рисунке шрифтов
того времени.
Поэтому, создавая новые, мы не должны
забывать старых, вышедших из употребления
шрифтов — они потребуются не только при
оформлении исторической книги, но и помогут
полнее ощутить эпоху, которую мы хотим
выразить. Античная эпоха, например, оставила
нам замечательный образец римского капитального
шрифта, который и сейчас является образцом
искусства шрифтонаписания. Средневековье,
с его готическим стилем в архитектуре,
дало нам разнообразные готические шрифты,
ставшие национальными в Германии, а Ренессанс
— антикву. Эпоха классицизма в искусстве
и литературе принесла нам новую, классицистическую
антикву, отличающуюся от старой большим
контрастом штрихов и тонкими длинными
засечками. На основе новой антиквы в эпоху
романтизма было создано множество живописных,
орнаментированных шрифтов, которые используются
в настоящее время как декоративные.
Современные антиквенные шрифты являются
не чем иным, как модификацией шрифтов,
созданных на основе римского капитального
и классицистической антиквы.
Возникновение шрифтов, лишенных контраста,
с массивными прямоугольниками-засечками
(египетских), а также без засечек (гротесковых)
связано с развитием промышленности и
торговли в прошлом веке. Для рекламы потребовались
простые, броские и выразительные шрифты.
В России в дореволюционное время типографии
пользовались множеством разнообразнейших,
особенно декоративных шрифтов, которые
применялись для украшения книжных переплетов
и титульных листов. Часть их из-за манерности
и вычурности оказалась неприемлемой
для нашего времени, хотя некоторые текстовые
типографские шрифты — латинская, обыкновенная,
елизаветинская и академическая гарнитуры
— широко используются наравне с новыми,
созданными советскими и российскими
художниками. В своей практике мне приходилось
сталкиваться с тем, что каждый дизайнер
по своему классифицирует шрифты. Я Вам
предлагаю свою версию, и надеюсь, что
она недалека от правильной. Текстовые
и титульные шрифты, имеющие в своей основе
графические признаки римского капитального
шрифта колонны Трояна в Риме. Шрифты с
умеренной контрастностью типа старинной
антиквы с острыми закругляющимися засечками,
так называемые медиевальные, а также
контрастные, производимые от новой, классицистической,
антиквы с тонкими длинными засечками
— обыкновенные. Антиквенные могут относиться
не только к этому разделу, но и к разделу
декоративных шрифтов. Например, антиквенный
шрифт, выполненный контуром, или орнаментированный.
Римский капитальный шрифт лежит в основе
большинства современных латинских шрифтов.
Отличаясь простотой форм, он в то же время
является классическим образцом красоты
и торжественности. Древняя антиква в
чистом виде может использоваться в надписях
особой торжественности и значимости,
к примеру, на дипломах, почетных грамотах
и т.д. Жирная антиква (английская) хорошо
декорируется и трансформируется по начертанию
и плотности, а в чистом виде ее чаще применяют
в произведениях русской классической
литературы и музыки XIX века. Шрифты малоконтрастные,
типа брусковых и египетских с толстыми
прямоугольными засечками и итальянские
с очень широкими горизонтальными засечками.
Они несколько тяжеловесны и громоздки,
использовать их как текстовые не следует.
Шрифты с едва наметившимися засечками,
переходные от шрифтов с засечками к рубленным
(гротесковым) без засечек и шрифты типа
ленточной антиквы, контрастные без засечек.
Очень близкие к древней антикве ленточные
шрифты могут быть использованы как заголовочные
и текстовые, потому что они не обременены
особыми декоративными элементами. Однако
дизайнер, при необходимости, может их
декорировать, не нарушая пропорций, сделать
оттененными, объемными или контурными.
Шрифты рубленые (гротесковые) без засечек,
неконтрастные. Они могут найти широкое
применение в плакатах, рекламе, при написании
лозунгов, призывов. Эти шрифты хорошо
читаются на расстоянии. Они также могут
быть декоративными, если их выполнить
в цвете, контуром или оттененными. Рукописные,
каллиграфические и свободно написанные
кистью, а также шрифты, имеющие сходство
с рукописными. Декоративно выглядит надпись
на почетной грамоте или дипломе, на пригласительном
билете или визитной карточке, текст поздравительного
адреса, выполненный каллиграфическим
шрифтом. Контурные, оттененные и объемные
декоративные шрифты разных групп, объединенные
по сходству декоративного решения букв.
Контурность делает их легкими при различных
размерах, и надпись, выполненная таким
шрифтом, может хорошо сочетаться с наборным
текстом и украшать его. Также им можно
найти применение в рекламе, афишах, плакатах.
Так называемые национальные шрифты: старинный
русский, украинский, грузинский, армянский,
индийский, арабский, китайский (вернее,
имитация этих шрифтов). Эти шрифты, конечно,
лучше использовать для надписей на ту
или иную национальную тему. Например,
для рекламы индийского фильма правильным
будет использование имитации индийского
национального шрифта. Готический шриф
лучше использовать как декоративный
для написания текста об истории Германии
и т.д. Декоративные, орнаментированные,
старые и новые, на русской и латинской
основе шрифты. Их можно широко использовать
для создания дизайна этикеток, художественной
литературы и проч. Шрифты для художественного
оформления - рукописные и печатные инициалы.
Анти́ква (лат. antīqua «
Термин «Антиквенный шрифт» в полиграфии обозначает семейство шрифтов, которые обладают общими графическими признаками: наличием серифов (засечек) в окончании штрихов и контрастом в толщинах вертикальных и горизонтальных линий, образующих графику знаков. Для антиквенных шрифтов характерно также специфическое чередование широких вертикальных и узких соединительных штрихов, которое возникает при письме «ширококонечным пером». Знаки антиквенного шрифта, даже в поздних образцах, которые сегодня использует полиграфия, копируют рукописную графику.
По одной из исторических версий, первая антиква была вырезана гравером Николя Жансоном в Венеции в1470 году. Однако похожие шрифты создавались и ранее. В частности, в середине 1460-х неподалеку от Рима в монастыре Суабико свой вариант гуманистического шрифта создали типографы Свейнхейм и Паннарц. Как бы то ни было, первым поколением антиквенных шрифтов считается ренессансная венецианская антиква. Позже появилась французская, голландская и английская разновидности этого шрифта. Ренессансная, или гуманистическая антиква отличалась некоторой лапидарностью. Пришедшая ей на смену переходная антиква была утонченнее. В конце XVIII векафранцузские и итальянские типографы, наиболее известными из которых были Бодони и Дидо, вырабатывают новый, более строгий и сбалансированный стиль — новую (классицистическую) антикву.
В конце 14 столетия в Европе зародился новый стиль письма. Прогрессивно настроенные люди раннего Возрождения, гуманисты, изучали и пропагандировали наследие Древнего Рима и Греции. В своей корреспонденции они использовали не готический стиль письма, а копировали более ранние формы начертания букв, которыми были написаны древние рукописи. Отсюда и название шрифта – «антиква», то есть, древний.
Постепенно, новый для людей средневековья, и, старый по происхождению, шрифт распространился по Европе. Наибольшую популярность приобрели почерки под названием «канчеляреско» и «меркантильо», то есть, канцелярское и коммерческое письмо. Общий стиль письма того времени получил название «гуманистический курсив».
Прекрасный
образец письма «канчеляреско» дает
нам современная полиграфическа
Каллиграфы
и художники Высокого Возрождения
(15-16 века) создали образцы написания антиквенных
знаков, которые были скопированы с римских
монументов. По этим образцам-таблицам
были сделаны медные гравюры и отпечатаны
небольшие тиражи первой полиграфической продукц
Изучая чертежи букв Тальенте, русский проектировщик Вадим Владимирович Лазурский создал рисунки своего шрифта, вошедшего в историю русской полиграфии, как «гарнитура Лазурского».
В качестве наборного
шрифта использовать «революционную» для своего времени
антикву первопроходцы полиграфиирешили
Изобретением Гуттенберга заинтересовался французский король Карл VII . По его приказу, ювелир, директор монетного двора в Туре Николя Жансон под именем Николауса Иенсена прибывает в Германию в город Майнц, с тайной миссией выведать у Гуттенберга секрет изготовления печатных книг (сохранился документ в Парижской национальной библиотеке датированный 4 октября 1458 года). Со своей миссией Иенсен удачно справляется. Четыре года он изучает таинства книгопечатанья.
В 1462 году Майнц подвергся нападению и почти полностью сгорел. Деловая жизнь города остановилась. Но Иенсен не возвращается на родину — его покровитель Карл VII скончался, а на престол в 1461 году вступил Луи XI, который не покровительствовал книгопечатанью.
Иенсен бежит в Италию, где первоначально работает в типографии под Римом, затем перебирается в свободную республику Венеция. Там, вдали от французского двора и Ватикана, можно было заняться прибыльным для своей эпохи полиграфическимбизнесом – изданием книг средневековых авторов. Для издания этих книг, Йенсен гравирует специальный шрифт, который копирует рукописный почерк древних авторов. Работы Иенсена были первыми наборными антиквенными шрифтами, предками тех, которые сейчас используются полиграфией (в рукописном варианте антиква уже существовала в трудах гуманистов). Свой опыт мастер передает итальянским типографам.
Отпечатанные в Венеции, на кораблях книги отправлялись по всем портам мира. «Интеллектуальная чума» быстро распространялась по Европе, принося прогрессивные идеи гуманизма и прибыль венецианским издателям.
Самым значительным
после Гуттенберга
Он издавал
труды древнегреческих и
Для набора заголовков и ПРОПИСНЫХ букв использовалась форма шрифта, заимствованная у Римских монументальных надписей. В основу знаков для текстового набора был положен стиль написания, используемый еще в средневековых скрипториях для быстрой и удобной переписки, который назывался «минускул».
Большое значение для типографов того времени представлял курсив. Дело в том, что большинство текстов были рукописными и писались именно курсивом. За основу курсивного шрифта был взят почерк «канчеляреско». Интересен тот факт, что «полужирного» начертания в классической антикве никогда не было (как и светлого), это «изобретение» пришло в наборный шрифт с развитием полиграфии, в конце 19 века.
Курсив французского
мастера Клода Гарамонда. 1650 год.
В эпоху Ренессанса курсив считался более «удобочитаемым», чем прямой
шрифт. Целые книги набирались курсивом.
Таким образом, антиквенный наборный шрифт искусственно объединил в себе три разных вида письма. Последствия этого слияния стилей полиграфия хранит до сих пор (шрифт очень консервативен), так ,например, в современном алфавите используют три различные формы (графемы) буквы А.
Ренессансные антиквы по внешним чертам и времени создания относятся к двум группам: венецианской и итало-французской.
Венецианская антиква появилась раньше, она ближе всего к прототипу — письму ширококонечным пером. Контраст между основными и вспомогательными штрихами небольшой, оси овальных элементов наклонены, засечки асимметричны, каплевидные элементы имеют форму следа от ширококонечного пера, перемычка в букве е наклонная.
Современные шрифты на основе венецианской антиквы Николя Жансона и Франческо Гриффо — Adobe Jenson, Nicolaus, Centaur.
Итало-французская антиква — более поздняя, XVI века; к этому времени изготовление шрифтов достигло большего совершенства, что позволило увеличить контраст между штрихами. Перемычка в букве е стала горизонтальной, тоньше и более правильной формы стали засечки, капли стали более округлыми.
Шрифты, сделанные по образцам Франческо Гриффо, служили издательскому дому Альда Мануция и его сыновьям более 100 лет. Близкие по стилю шрифты были созданы в других городах Европы, во Франции (Клод Гарамонд, 1480-1561), Нидерландах (Кристоф Плантен, 1520-1589), позднее в Англии (Уильям Кезлон, род. 1722). Эти первые наборные гарнитуры, хранившие в своем рисунке связь со старыми рукописными шрифтами, вошли в историю полиграфии под общим названием «ренессансная» антиква.
Брусковый шрифт — шрифт c мощными засечками прямоугольно
«Первые брусковые шрифты появились в Англии в начале XIX века. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы „Египетских“, „Геометрических“, „Гуманистических“ брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа „Кларендон“. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом („Итальянские“)».
Шрифты этого типа занимают ведущее место по шкале читабельности и идеально подходят для набора длинных текстов, так как имеют очень слабый контраст. Однако страница, набранная этим шрифтом, выглядит значительно «темнее» страницы, набранной обычной гарнитурой, поскольку штрихи брускового типа плотнее и более единообразны по толщине. Брусковый шрифт часто используется при наборе детских книг.
В соответствии
с формой овалов и засечек, наличием
или отсутствием контраста и степенью разноширинности
брусковые шрифты делятся на подгруппы Египетских, Геометри
Первый известный египетский шрифт появился в 1815 г. в каталоге лондонского словолитчика Винсента Фиггинса (Vincent Figgins, 1766–1844). Характеризуются почти полным отсутствием контраста между штрихами, одноширинным построением, вертикальной осью овалов, мощными прямоугольными засечками без скруглений. Название связано с Египетским походом Наполеона Бонапарта (1799), в результате которого в Европе узнали о цивилизации Древнего Египта, а также с названием французского фрегата Egyptienne, захваченного англичанами в 1802 г. и приведенного в Лондон в качестве трофея.
Шрифтов c прямоугольными засечками, построенных на основе простейших геометрических форм - окружности, квадрата, равностороннего треугольника появилися в 20–30-х гг. ХХ в. как модификация модных геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: City, ITC Lubalin Graph, Memphis, Stymie, Rockwell.