Шрифт как основа типографики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве

Содержание

Введение 3
Глава 1: История возникновения и развитие шрифтов. 5
1.1.Развитие шрифта в древности. 5
1.2. Развитие шрифта в Европе. 6
1.3. Развитие шрифта в России с древнейших времён. 9
Глава 2: Исторические семейства, классификация, требования к шрифтам. 12
2.2. Требования к различным видам шрифтов 12
2.2.Важнейшие исторические семейства шрифтов 14
2.3. Классификация шрифтов. 18
Заключение 20
Список использованной литературы. 22
Приложение……………...……………………………….……………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Шрифт как основа типографики..docx

— 2.48 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

 

КАФЕДРА  РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

Курсовая  работа студентки 4 курса группы 4-СД-4

Рыбина Максима Сергеевича

 

ТЕМА:

 

Шрифт как основа типографики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Руководитель-

Андреева В.А.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1: История возникновения и развитие шрифтов. 5

1.1.Развитие шрифта в древности. 5

1.2. Развитие шрифта в Европе. 6

1.3. Развитие шрифта в России  с древнейших времён. 9

Глава 2: Исторические семейства, классификация, требования к шрифтам. 12

2.2. Требования к различным видам  шрифтов 12

2.2.Важнейшие исторические семейства  шрифтов 14

2.3. Классификация шрифтов. 18

Заключение 20

Список использованной литературы. 22

Приложение……………...……………………………….……………………………...23

 

Введение

 

Правильное использование шрифтов  — залог успеха. Шрифт — это  то, над чем работают сотни людей  годами, это то, что создавалось  и оттёсывалось в течение многих тысячелетий. Это одна из самых важных деталей во многих сферах, задачей  которых является донести какую-либо информацию для человека. Поэтому данная тема так актуальна.

Как правило, шрифт — это основа любой композиции, то, на чём она  держится.  Шрифт — он везде, повсюду. Был, есть, и будет. Многие его не замечают и принимают, как нечто  обычное, само собой разумеющееся. Обидно, когда к этому важному элементу относятся люди, которые применяют  шрифт в сфере своей деятельности.  Грамотно/неграмотно выбранный шрифт может украсить/испортить любую композицию до неузнаваемости: будь этот текст опубликован в журнале или размещён на веб-сайте.

Между специалистами идет спор: какие шрифты удобнее читать, и, не смотря на многочисленные мнения профессионалов, они сходятся на том, что читать удобнее привычный шрифт. Главное, чтобы он обладал высокой различимостью, т.е. буквы хорошо отличались одна от другой.

С этой точки зрения не подходят декоративные шрифты. У них обычно не самый  привычный вид и много дополнительных элементов, затрудняющих чтение. Их используем только для заголовков, шапок, логотипов  и подобных случаев, когда букв немного.

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Письменность является частью общей  культуры каждого народа и частью мировой культуры. «Современный шрифт» В. Тоотси очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. Человек, знакомый с закономерностями развития шрифта на классической основе, никогда не впадает в дилетантство и не начнет раньше времени сочинять собственные буквы.

 

 

Глава 1: История возникновения и развитие шрифтов.

1.1.Развитие шрифта в древности.

 

Самый древний почерк латинского письма называется "капитальное письмо", по-другому, "капитальный шрифт", который существовал в I-V вв. н.э. Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте - гусиным, на каменных плитах буквы высекались.

Существовало капитальное письмо двух видов: квадратное (красивое, монументальное) и рустичное ("деревенское"). Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат; рустичное же письмо было простым и свободным своим исполнением, буквы имели декоративную ромбовидную форму.

Для более быстрого написания текста появился шрифт "курсив" (в переводе с латинского " наклонный"). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а, следовательно, удобочитаемость.

Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.

 

1.2. Развитие шрифта в Европе.

 

В VII-IX вв. появился шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Это шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе в латинского - маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.

Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без  интервалов между словами. Буквы  текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.

К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.

В конце XI - в начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе: в Гремании, Франции, Англии и многих др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.

В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.

С возникновением книгопечатания произошел  исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали  рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.

Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли предлагал строить буквы на сонове квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался молодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и сторил, сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.

В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.

В эпоху классицизма возникла новая - классическая антиква Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1:10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым.

В XIX в. создается целая серия новых  видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. 
1.3. Развитие шрифта в России с древнейших времён.

Создателями славянской азбуки являлись монахи - братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кириллицы". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших образцов уставного письма является "Остромирово Евангелие". Позже устав сменился полууставным письмом.

Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу - уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт - скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента.

Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также  в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Эти книги славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

Уже в 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Основным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на  Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием "Геометрия". Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

В течение  XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку.

Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались  под воздействием нового стиля модерн ("модный") и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые  гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и др.

После свершения Великой Октябрьской  социалистической революции все  книгопечатание перешло в руки государства. Уже на  втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

     Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

Таким образом, познакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

 

 Глава II: Исторические семейства, классификация, требования к шрифтам.

2.2. Требования к различным видам шрифтов

Требования к шрифтам: Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется  емкостью и определяется средним  количеством знаков, которые могут  разместиться в строке, в полосе.

Каждый шрифт имеет свои достоинства  и недостатки. К основным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость  текста, ясный, простой, четкий и красивый рисунок букв, выполненный в едином стиле. Под удобочитаемостью следует  понимать качество, в котором содержится общая оценка пригодности шрифта, иначе говоря, хорошая разборчивость  текстовой надписи. Достигается  это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта.

Информация о работе Шрифт как основа типографики