Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:38, реферат
Авторитаризм – одна из форм диктатуры, которая принадлежит политической истории ХХ в., но некоторые ее черты были известны намного раньше. Этот тип политической системы занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Автократический, не ограниченный законами характер власти – один из признаков тоталитаризма, черты демократии — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.
Московский Архитектурный Инсти
(Государственная Академия)
Реферат по политологии на тему:
"Авторитарные и диктаторские режимы"
Авторитаризм { фр.autoritaire властный, лат.autoctoritas власть, влияние} - антидемократическая система власти; обычно сочетается с личной диктатурой.
Диктатура {лат.dictatura} - в Др. Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; неограниченная власть лица, группы, класса.
После того, как в истории сложилось первое государство, начали появляться и развиваться различные политические режимы, складывавшиеся в разные времена, в разных культурах. В общих чертах их можно разделить на демократические и диктаторские.
ДИКТАТУРА
Авторитаризм – одна из форм диктатуры, которая принадлежит политической истории ХХ в., но некоторые ее черты были известны намного раньше. Этот тип политической системы занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Автократический, не ограниченный законами характер власти – один из признаков тоталитаризма, черты демократии — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.
Отдельные черты авторитаризма:
1.Автократизм (самовластие) либо маленькое число носителей власти (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2.Неограниченность власти
политического верха,
3.Власть опирается
на силу. Авторитарный режим может
не прибегать к массовым
4.Монополизация власти и полит
5.Отказ от полного
контроля над обществом,
6.Рекрутирование политической
элиты путём кооптации,
Взяв во внимание эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица либо группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются только определённые, основным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане традиционно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех остальных, не считая политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий собственной сохранности и автономии (независящий трибунал, оппозиционные партии и т.д.)
Авторитарные политические системы весьма разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не лишь силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались основным образом на обычный и харизматический методы легитимации. В XX в. в целях легитимации обширно употребляется националистическая идеология. Большая часть авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью государственного освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы совсем частенько употребляют некие демократические университеты — выборы, плебисциты и т.П. — для предания себе респектабельности в очах интернационального общества и собственных людей, уклонения от интернациональных санкций. Так, к примеру, неконкурентные либо полуконкурентные выборы использовались авторитарными либо полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России и многих остальных государствах. Отличительной чертой таковых выборов является ограниченная либо только видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная либо частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, ровная фальсификация бюллетеней либо результатов голосования и т.П.
В период после второй мировой войны и, в особенности, в последние десятилетия авторитарный политический строй почаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
сильнейшие и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. Существенно возрос научный и политический энтузиазм к авторитаризму в связи с крахом в большей степени тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических стран мира. Пробы многих из них, в том числе и России, скоро, в духе большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия нужных для неё публичных предпосылок не увенчались фуррором и повлекли за собой бессчетные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных стран (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) Фактически показали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной сохранностью и сравнимо развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм время от времени определяют как метод правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его действие на публичное развитие имеет как слабые, так и сильнейшие стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих, отсутствие у людей возможностей предотвращения политических авантюр либо произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения публичных интересов.
В то же время авторитарная
политическая система имеет и
свои достоинства, которые в особенности
ощутимы в экстремальных
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциалистических государств “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некие демократические университеты, чуть ли может быть инвентарем прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических частей, сильной власти и ее подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задачка на пути конструктивного реформирования общества.
Демократически
Резюме
Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица либо группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.
Для авторитаризма типично:
· Автократизм.
· Неограниченность власти.
· Опора на силу.
· Монополизация власти и политики.
· Отказ от полного контроля.
· Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)
Авторитаризм имеет сильнейшие и слабые стороны.
К мощным относят:
· сравнимо высокая способность обеспечива
· мобилизировать публичные ресурсы на решение определённых задач,
· преодолевать сопротивление политических врагов.
Т.Е. Авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных публичных реформ.
К слабым относят:
· полную зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих,
· отсутствие у людей возможностей предотвращения политических авантюр либо произвола,
· ограниченность институтов артикуляции, политического выражения публичных интересов.
Введение
После того, как в истории сложилось первое государство, начали появляться и развиваться различные политические режимы, складывавшиеся в разные времена, в разных культурах. В общих чертах их можно разделить на демократические и диктаторские.
Часто синонимами понятия «диктатура» выступают такие понятия как «автократия», «тирания», «деспотия», «цезаризм», «бонапартизм», «тоталитаризм», «авторитаризм» и т.п., поскольку считается, что обозначаемые ими режимы держатся исключительно на насилии, терроре. Тоталитаризм и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые принадлежат политической истории ХХ в., хотя какие-то их черты были известны задолго до этого.
Человечество знает немало исторических и регионально-культурных форм диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях.[2]
Диктатура уходят своими корнями в формы политической организации античности. Древние греки называли тирании, олигархию и деспотию отклонениями от демократической нормы.
Тирания и олигархия возникали из демократического строя, когда один человек или группа лиц силой или хитростью и обманом захватывали всю полноту власти и осуществляли её без согласия с народом. Это становилось возможным в условиях общей политической неустойчивости, внешнего вмешательства или войны.
Классическим вариантом деспотии было персидское царство. К восточным деспотиям относились также древние государства Египта, Двуречья, Индии и Китая. Их характерная черта – наличие широкого слоя чиновников, управлявших организацией труда в ходе ирригационных работ. Подобная организация требовала концентрации власти. Хозяева земли и водных ресурсов, чиновники, жрецы и, наконец, сам монарх обладали огромной властью, т.е. контроль со стороны деспота не был полным.
Из древнеримского права и дошел до нас термин «диктатура» (dictatura), который в переводе с латинского означает «неограниченная власть». В узком смысле диктатура рассматривается как положение римского права, т.е. явление вполне узаконенное, в отличие от тирании или олигархии, где власть верховный личности или группы лиц не была ограничена законом.[3]
Начиная с власти Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, произошло становление диктатуры в широком смысле этого слова – как нового типа власти, менявшего законы в своих интересах, неподотчетного народу и не ограниченного временными рамками. Республика превратилась в империю.
В наши дни временная диктатура как ограниченный чрезвычайный институт власти предусмотрена в конституциях почти всех демократических государств. Есть такое положение в законодательных актах США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, и т.д.[4] Однако чрезвычайное законодательство, подобно тому, как это было во времена Цезаря, может привести к неограниченной диктатуре: Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств. Гитлер создал нацистский режим, опираясь на чрезвычайное законодательство Веймарской республики, конституция которой никогда формально не отменялась.
Обратимся к определению американского политолога Ф.Ноймана: «Под диктатурой мы понимаем правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя её без ограничений». Диктаторский режим есть предельная концентрация власти, антипод демократии.
При диктаторском правлении
человек как гражданин
И в древности, и теперь режимы, в которых смешиваются демократические и диктаторские элементы, вовсе не редкость. Нынешние диктаторские режимы не только сохраняют внешние атрибуты демократии (парламент, выборы и т.д.), но и допускают регулирование социальных конфликтов демократическими инструментами. Первое характерно для тоталитаризма, второе для авторитарных диктатур.