Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:02, контрольная работа
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
демократический политический режим;
авторитарный политический режим;
тоталитарный политический режим.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Политический режим: понятие, признаки, типологизация…………….....4
2. Сущностные черты тоталитарного политического режима………...…….9
3. Разновидности тоталитаризма…………………………………………..…12
4. Авторитарный политический режим и его разновидности.……………..15
Заключение....……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Политический режим: понятие, признаки, типологизация…………….....4
2. Сущностные черты
3. Разновидности тоталитаризма………
4. Авторитарный политический режим и его разновидности.……………..15
Заключение....…………………………………………
Список использованной литературы…………………………….25
Введение
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса1.
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen– управление). Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также даёт представление об основах системы власти. Учитывая ранее изложенное становится понятным многообразие литературных публикаций по данной тематике.
Политический режим - понятие широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Политический режим – это совокупность приёмов, форм, средств осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Это есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель её стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей.
Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.
Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:
- степень участия народа в формировании политической власти;
- гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
- степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
- положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Понятие «политический режим» употребляется в нескольких
значениях:
– как элемент формы государства наряду
с такими элементами как форма государственного
правления и строя;
– как понятие тождественное понятию «политическая система», как понятие, что означает функциональное состояние политической системы, её процессуальный, динамичный аспект.
Политический режим (внутреннее состояние) определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Признаками политического режима являются:
- механизмы властвования, способ
функционирования
- порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
- реализация принципа
- система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
- состояние прав и свобод
в обществе; признание или непризнание
властью естественных
- способы урегулирования
- характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
- политический и юридический
статус и роль армии в
- политический и юридический
статус средств массовой
Типологизация политического режима осуществляется на основании следующих принципов:
Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот,
навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в не
принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.
Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Наиболее принятой
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле – специфический и экономический строй – феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности. Тоталитарные идеи находили своё частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 вв. до н.э. действовала целая школа так называемых легистов – сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора. В Древней Греции – родине демократии, появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. Прежде всего, это были работы Платона – одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как «разрушительный», по его мнению, структуры. Отчасти он был прав, так как афинская городская демократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис. В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге «Законы». Свое «совершенное государство» он наделяет, по сути, «тоталитарными чертами:
- безусловное подчинение индивида государству;
- государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жён и детей;
- всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма;
- жёсткая регламентация общественной и частной жизни;
- общеобязательная государственная религия;
- запрет на свободное общение с иностранцами, а для граждан до сорока лет – вообще выезжать за пределы государства;
- очищение
государства от неугодных путём смертной
казни или изгнания».
Сам термин
происходит от позднелатинских слов и
является производным от таких слов, как
«totalitas», «totalitat» - полнота, цельность. Эти
слова призваны семантически передать
всеохватность, полноту, целостность процессов
и явлений и в этом смысле ни с философской,
ни с логической точки зрения не несёт
в себе ничего отрицательного.
Целое, даже понимаемое как единообразное,
само по себе не является ни плохим, ни
хорошим, как не является плохим или хорошим
деление целого насколько угодно частей.
Обычно под тоталитаризмом понимают политический
режим, основанный на стремлении руководства
страны подчинить уклад жизни людей одной,
безраздельно господствующей идее и организовать
политическую систему власти так, чтобы
она помогала реализации этой идеи.
Правильнее рассматривать его, как своеобразный
способ производства и организации всей
общественной жизни, для которого характерны
всеобъемлющий контроль со стороны власти
над обществом и личностью.
Теория тоталитаризма
складывалась в основном на основе анализа
политических режимов социалистических
стран, фашистских режимов в Италии и Германии.
Однако после того как фашистский и нацистский
режимы были ликвидированы, а в странах
социализма произошла относительная либерализация,
возникли проблемы с адекватностью описания
с помощью этой теории особенностей различных
политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.
Режим тоталитарной власти оказывается внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. При тоталитарном режиме государственная власть, строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте.
Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются террору: их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.
Информация о работе Авторитарный политический режим и его разновидности