Анализ научно-технической политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:43, реферат

Краткое описание

Авторитет российской науки общепризнан. Однако также хорошо известны неспособность отечественной промышленности к быстрой коммерциализации достижений науки и техники, слабое владение приемами маркетинга. Поэтому наиболее оправданной в нынешних условиях представляется стратегия использования нашего пока еще сохранившегося научно-технического потенциала для встраивания в мировой процесс разделения труда, в рамках которого Россия может стать генератором научно-технических идей.

Содержание

1. Ведение
2. Субъекты научно-технической деятельности
3. Законодательное регулирование науки и научно-технической
политики
4. Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях
5. Система высшего и послевузовского профессионального образования
6. Нанотехнологии в Российской Федерации
7. Заключение
8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр политология.docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

Очевидно, Запад понимает, что только при помощи науки можно  обеспечить переход на инновационный  путь развития, что фундаментальная  наука является одной из стратегических составляющих развития общества (не экономики, а общества в целом) и что формирование национальной инновационной системы является неотъемлемой частью экономической политики государства.

На заседании Правительства  Российской Федерации 30 июня 2005 года были одобрены предложения Минобороннауки России, направленные на повышение эффективности деятельности государственного сектора науки, однако при этом остается нерешенным ряд серьезнейших проблем.

Государственная поддержка  региональной научно-технической политики должна осуществляться в следующих  формах:

- оказание финансовой поддержки;

- предоставление различного вида льгот и преференций;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;

- предоставление в соответствии с региональным законодательством о долговых обязательствах гарантий субъекта Федерации под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов);

- стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности;

- содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Финансовое обеспечение  региональной научно-технической политики основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может  осуществляться за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов  и их объединений, а также средств  заказчиков работ). За счет средств  федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные, научно-технические, инновационные  программы, проекты, результаты осуществления  которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджета субъекта Подводя итог, можно констатировать, что без региональной научно-технической  политики субъектов Российской Федерации научно-техническая политика России будет ущербной и не принесет ожидаемого эффекта.

 

5. Система высшего и послевузовского профессионального образования

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное  заведение, которое:

- реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования  по широкому спектру направлений  подготовки (специальностей);

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение  квалификации работников высшей  квалификации, научных и научно-педагогических  работников;

- выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  по широкому спектру наук;

- является ведущим научным  и методическим центром в областях  своей деятельности.

Академия - высшее учебное  заведение, которое:

- реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение  квалификации работников высшей  квалификации для определенной  области научной и научно-педагогической  деятельности;

- выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  преимущественно в одной из  областей науки или культуры;

- является ведущим научным  и методическим центром в области  своей деятельности.

Институт - высшее учебное  заведение, которое:

- реализует образовательные  программы высшего профессионального  образования, а также, как правило,  образовательные программы послевузовского  профессионального образования;

 

- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение  квалификации работников для  определенной области профессиональной  деятельности;

- ведет фундаментальные  и (или) прикладные научные  исследования.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости  от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной  аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Наименование высшего  учебного заведения устанавливается  при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его  статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется  специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид  высшего учебного заведения.

Прежде всего в законопроектах необходимо разграничить полномочия между  ректором и президентом. В противном  случае может возникнуть ситуация "двоевластия", что, несомненно, приведет к снижению управляемости вузом. За ректором необходимо сохранить полномочия и ответственность  за организацию и содержание образовательного процесса, а президенту следует предоставить представительские функции. Также  в случае установления должности  президента вуза необходимо будет определить квалификационные требования к данной должности, систему оплаты труда, продолжительность  пребывания в данной должности.[2]

Необходимость совершенствования  законодательства об образовании в  части порядка управления вузами очевидна, но без тщательных и взвешенных решений изменение законодательства приведет лишь к дальнейшему развитию государственного характера управления общеобразовательными учреждениями, что  не гарантирует повышения эффективности.

Говоря о доступности  образования, хотелось бы сказать о  мерах государственной поддержки  обучающихся. Ниже приведены средства, которые могли бы способствовать повышению доступности образования  в России.

Существенным механизмом обеспечения доступности образования  мог бы стать такой рыночный инструмент, как кредит на образовательные нужды.

 

В настоящее время предоставление кредита на образование регулируется общегражданским законодательством. Оно рассчитано на кредитные отношения  вне зависимости от целей кредита. Полученные в кредит денежные средства могут расходоваться на любые  нужды. По сути, гражданское законодательство не содержит единых правил предоставления кредита на образование, не учитывает  особенностей образовательного кредита  и не предоставляет государственной  поддержки и гарантий.

На сегодняшний день разработан проект закона об образовательных кредитах, однако редакция законопроекта нуждается  в существенной доработке.

Особого внимания заслуживают  специалисты бюджетной сферы. Проект закона об образовательных кредитах должен быть рассчитан прежде всего  на студентов из бюджетных сфер и  оборонных отраслей, на малообеспеченных абитуриентов. Благодаря государственному регулированию образовательных  кредитов и поддержке детей из малообеспеченных семей можно повысить кадровое обеспечение в таких  сферах, как здравоохранение, культура, наука...

 

6. Нанотехнологии в Российской Федерации

Современная наука и технологии все активнее втягиваются в конкурентную рыночную деятельность. Фундаментальные  исследования и их конечный результат--научно-техническая  продукция--становятся важнейшим фактором реализации геополитических интересов  государства в условиях глобализации экономики и становления общества знаний.

Следует отметить, что ожидаемое  к 2015 году широкое промышленное применение нанотехнологий будет иметь серьезнейшие экономические и социальные последствия  для всего человечества.

Следует сказать, что любое  вложение в развитие технологий оправдано  лишь тогда, когда обеспечена их востребованность внутри страны. Известно, что из России ежегодно "уходят" десятки технологий, и если не решить проблему их востребованности, то такая же судьба ждет и нанотехнологии.

Для развития индустрии нанотехнологий необходимо использовать разные формы  государственной поддержки, в том  числе прямое финансирование проектов развития нанотехнологий, предоставление налоговых преференций субъектам развития индустрии нанотехнологий.

 

За последние четыре года налоговый режим для научных  организаций значительно ухудшился. Усиливается налоговое давление на научные организации. Введены  и планируются к введению налог  на добавленную стоимость, налог  на ввозимое научное оборудование, налог на имущество и земельный  налог. При крайне недостаточном  финансировании научных исследований налоговые новации ставят под  вопрос саму возможность развития индустрии  нанотехнологий.

Проблема законодательной  поддержки научной сферы сегодня  требует своего незамедлительного  решения. Учитывая намерение Правительства  внести на рассмотрение Федерального Собрания проект федерального закона "Об особых экономических зонах", необходимо при обсуждении проекта  закона определить приоритетные направления  развития сферы нанотехнологий.

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что Россия не в состоянии финансировать развитие нанотехнологий в том же объеме, что и развитые страны, поэтому  целесообразно выделить два8три "прорывных" направления и сосредоточить  все усилия на них.

Например, производство биологических  микрочипов имеет большой задел--созданы  соответствующие промышленная и  научная базы. Это направление  тесно переплетается со всеми  другими направлениями нанотехнологий -- от микроэлектроники до наноматериалов, на которые есть спрос в медицинской промышленности.

В июне 2005 года решением Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и  экологии был создан Координационный  совет по развитию нанотехнологий.[1]

Основной целью его  деятельности является совершенствование  государственной политики Российской Федерации в области наноиндустрии, содействия развитию этой отрасли на основе координации и сотрудничества между заинтересованными организациями.

В мире, особенно в развитых и новых индустриальных странах, на протяжении последних двух-трех десятилетий накоплен опыт формирования благоприятной среды для инноваций с учетом рыночного спроса, возможностей его удовлетворения и приоритетов в научной, производственной и управленческой сферах. Инновационная среда рассматривается как комплексное понятие, включающее государственную политику в научной, инновационной сферах, кадровую, организационную и технологическую инфраструктуру инновационно8инвестиционного процесса. На сегодняшний день большинство стран разработали и реализуют собственные инновационно-инвестиционные стратегии. При этом особое внимание уделяется формированию институциональной основы экономики знаний -- национальной инновационной системы, основанной на использовании стремительно растущих интеллектуальных ресурсов. Отмечается быстрое увеличение численности и повышение общественной значимости так называемого креативного класса, который включает не только представителей творческих профессий, но и специалистов, занятых в сфере НИОКР, наукоемких отраслях промышленности и сфере услуг.

Обобщение мирового опыта  создания благоприятной инвестиционной среды и стимулирования инноваций  с учетом особенностей отдельных  стран, достигших положительных  результатов, позволяет выявить  наиболее рациональные подходы и  инструменты для использования  в российской практике стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности. Это особенно актуально в настоящее время, когда в стране идут поиски оптимальной модели хозяйственного развития, разрабатываются основы национальной инновационной системы, способной генерировать и коммерциализировать возрастающий поток нововведений, учреждаются фонды денежных средств и конструируются механизмы отбора и реализации перспективных инновационно-инвестиционных проектов. От масштабов и результатов инновационной деятельности зависят будущее России, ее место в мировой экономике и международном разделении труда.

Важнейшей проблемой развития инновационных процессов в России является недостаточный уровень  высокотехнологичной промышленности, не позволяющей отечественным товаропроизводителям обеспечить конкурентоспособность  выпускаемой продукции. Неспособность  реального сектора экономики  воспринять результаты новейших отечественных  научных исследований и разработок приводят к их оттоку за границу. Одной  из причин такого положения является отсутствие адекватной государственной  промышленной политики.

 

7. Заключение

Научно-техническая и  инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным  изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности  и опираться на имеющийся научно-технический  потенциал. Государство должно четко  определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки  и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической  и информационной базе науки и  т.п. По сути дела речь идет о формировании социального заказа научному комплексу, который бы обеспечил соответствие между наукой, инновационной сферой и структурной реорганизацией экономики  и требованиями диктуемыми современной  цивилизацией.

Определяющую роль в сохранении и развитии научно-технического комплекса  России играет решение проблемы его  финансирования. В этой связи чрезвычайно  актуальным является обеспечение в  соответствии с Законом о науке  и другими принятыми Правительством документами увеличения расходов на науку в бюджете 1999 г . и последующих  годов как минимум до 4% от расходной  части, при этом научные затраты  должны быть защищены статьей бюджета  России. Эти средства остро необходимы для реанимации активной научно-технической  деятельности.

Информация о работе Анализ научно-технической политики в России