Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:14, реферат
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно говорить о проявлении бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.
Введение 3
Исторические условия возникновения командно - административной 4
системы в России.
Социальная природа и функции бюрократии. 7
Антикоррупционная политика в современной России. 11
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Содержание
Введение
Исторические условия возникновения командно - административной 4
системы в России.
Социальная природа
и функции бюрократии. |
Антикоррупционная политика
в современной России. |
Заключение Список
использованной литературы
Введение
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно говорить о проявлении бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества. За последние годы, несмотря на положительный рост в экономике и политике, Россия переживает трудности в экономической, социально-политической и духовной сферах общества. Это объясняется многочисленными факторами, влияющими на национальную безопасность России, среди которых бюрократия и коррупция являются именно теми явлениями, которые поразили все сферы общественной жизни общества. То есть налицо явная угроза безопасности личности, общества и государства.
Исторические условия возникновения командно - административной системы в России
Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализации, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада. Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модернизации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки антагонистического противостояния самодержавного государства и общества. Война в
высшей степени усилила роль
государства, его Продолжая политику царского правительства на централизацию управления экономикой, советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития, большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского авторитаризма в какую-то новую форму. Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства. Административно-командная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы, особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились типичные формы административно-командной экономики с присущей им бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования. После второй мировой войны различные модели административно-командной экономики распространились во многих странах, но это распространение продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению. В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу. Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику, поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное реформирование отношений собственности предполагает переход к таким социально-экономическим формам, которые адекватны современным производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных качеств собственности и труда.
Социальная природа и функции бюрократии Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия) , власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом, вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых. Бюрократическое отношение обусловлено экономически, не зависит от интересов, сознания и воли индивидов, определяет их действия, и потому объективно. Бюрократическое отношение - форма проявления социальных противоречий между государством и обществом, аппаратом управления и гражданами. Чиновники, включенные в систему государственного аппарата обладают своего рода монополией на политический разум и мораль, и стараются снять с себя вину за социальные противоречия и переложить ее на общество и граждан. Бюрократия
во все времена имела и имеет
свою национально-государственную
специфику, которая обусловлена
в первую очередь общественно- В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в XVIII—XIX вв. в военно-политическую государственную машину. Это была "крепостническая бюрократия" [5, С. 211]. Военно-феодальный, империалистический, самодержавно-абсолютистский характер государства превращал российскую бюрократию в страшную реакционную силу, придавал ей такие качества, как полнейшая беспринципность и искусное лицемерие, гигантские размеры, антинародный дух, строжайшая иерархия и чинопочитание. Характерными чертами российской бюрократии были (к сожалению, остаются и поныне) неудовлетворительная организация дела, приверженность старым методам, схемам, стиль деятельности, базирующийся на различных согласованиях, утверждениях, отписках, порождающих канцелярщину, волокиту, формализм. Характерной является чрезмерная осторожность отечественных бюрократов, избегающих даже малейшей ответственности. Особую угрозу представлял и представляет хозяйственный бюрократизм, разновидностями которого являются ведомственность и местничество, т. е. отстаивание приоритета той или иной отрасли или территории даже в ущерб общенародному делу. Уже отмечалось, что бюрократия может рассматриваться как специфический слой (группа) людей, которых объединяют особые групповые интересы и ценностные ориентации. Их характеризует сходство представлений о своем месте в обществе и представление общества о месте данной социальной группы в нем. Данному слою людей свойственно особое самосознание, которому присущи безразличие к социальному смыслу и социальным последствиям собственной деятельности, ведомственные или местнические интересы, высокомерное отношение к народу, пренебрежение к демократическим ценностям, чувство социального превосходства, питающееся их представлениями об особой значимости своего труда и т. д. Сама бюрократическая
система управления объективно формирует
особый тип личности. Бюрократизированный
индивид характеризуется Гражданского общества европейского образца в России никогда не существовало. Государство всегда господствовало над обществом. Поэтому бюрократия обладала преимуществом по сравнению с другими, даже привилегированными сословиями. Экономические преобразования в значительной степени осуществлялись сверху, путем государственного принуждения, причем превыше всего ставились интересы государства, потребности обороны и экспансии, и эти интересы не всегда совпадали с интересами привилегированных сословий. Важнейшее условие преодоления всевластия бюрократии — коренное обновление политической системы, механизма политической власти. Этот процесс включает в себя две стороны: 1) ломку сложившихся бюрократических структур; 2) созидание новых структур, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, улучшение аппарата управления, его упрощение и сокращение. Отсюда изменяется социальное назначение государственных служащих: они призваны активно способствовать государственным органам выражать и защищать интересы всех социальных слоев и групп, искать оптимальное удовлетворение личных, групповых и государственных интересов, а не подчинять человека интересам государства, как это было в истекшие десятилетия, ставить чиновника над другими гражданами. Чиновничество должно стоять на службе всего народа, а не отдельных его слоев, добиваться оптимизации единства государственных интересов и интересов личности. В преодолении бюрократизма важнейшее значение имеет сменяемость кадров — выборы руководителей и других работников аппарата только на определенные ограниченные сроки Особое значение в преодоление бюрократизма имеет повсеместный и повседневный учет и контроль во всей системе управления, во всех социальных институтах и организациях и, безусловно, в жизни политических партий. Принципиально существенную роль играет здесь такая сторона демократии, которая связана с возможностью для населения участвовать в принятии решений, их обсуждения, критики, иначе говоря, гласностью, правдивостью информации.
Антикоррупционная политика в современной России
Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Разработка антикоррупционной политики начинается с уяснения ее основных направлений. Эти направления свойственны практически любому государству, даже такому, где уровень коррупции в данное время не является угрожающим. Другое дело – содержание конкретных мер, укладывающихся в каждое из направлений (блоков). Тут универсализма быть не может. Больше того, содержание направлений антикоррупционной политики должно корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер, но и с учетом результатов глубинных исследований коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «участков» государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более точной оценки прямых и косвенных экономических потерь и проч. На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. Коррупция - это подчинение закона конкретному интересу конкретного лица или группы лиц, это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. Коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня. Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан Указ Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 " О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы". В обязанности чиновников вменяется контроль за антикоррупционными мероприятиями, содействие прессе в освещении антикоррупционных мер, обобщение практики рассмотрения обращений по фактам взяточничества. При организации переподготовки или стажировки госслужащих необходимо усилить антикоррупционную составляющую, говорится в документе. В указе содержатся конкретные требования к Счетной, Общественной, Торгово-промышленной палатам, Ассоциации юристов России, партиям и некоммерческим организациям: "проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению". В Национальном плане противодействия коррупции отражены только те мероприятия, которые не прописаны в других актах и которые напрямую касаются борьбы с коррупцией. В него вошли меры, направленные на развитие нормативно-правовой базы государственных органов по противодействию коррупции, на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений, на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, а также на обучение федеральных госслужащих, участвующих в противодействии коррупции. В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" , в Указе Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", в Национальном плане противодействия коррупции (Указ Президента РФ от 31 июля 2008 г.),а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Именно для этого и разработан Национальный план противодействия коррупции
в целях устранения коренных причин коррупции.
В разделах этого плана речь идет о мерах
по законодательному обеспечению противодействия
коррупции; мерах по совершенствованию
государственного управления в целях
предупреждения коррупции; о мерах по
повышению профессионального уровня юридических
кадров и правовому просвещению. Право
куда более широкое понятие, чем законодательство.
В понятие право входят следующие элементы:
правовые традиции и обычаи, механизмы
реализации норм права , правовая идеология.
Что касается коррупции право способно
обеспечить наложение юридической ответственности
на некий процент "мздоимцев и казнокрадов",
устранить наиболее "узкие", т.е. коррупциогенные
места в уже существующем регулировании
общественных отношений и т.п. Это прямо
признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008
№ 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
(далее - ФЗ-273). Пункты 4 и 5 ст. 3 данного
закона требуют "комплексного использования
политических, организационных, информационно- Конечно нельзя говорить о полном искоренении коррупции, тем более с помощью правовых средств. Здесь уместнее говорить о снижении уровня коррупции в различных сферах общественной жизни до уровня, при котором коррупция утрачивает свойства угрозы безопасности личности, общества и государства. До момента принятия ФЗ-273 и двух федеральных законов, которыми внесены существенные изменения в целый ряд федеральных законов, в отечественном праве сложилась в той или иной форме правовая основа для борьбы с коррупционными проявлениям. Прежде всего это УК РФ, УПК РФ, ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", соответствующие положения Закона РФ "О милиции" и ФЗ РФ "О федеральной службе безопасности", а также ряд других нормативных правовых актов. Чтобы усилить правовую основу противодействия коррупции предлагается следующее: -во-первых, закрепление общих подходов к противодействию коррупции; Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции",Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", в котором дано понятие коррупции, предложена канва масштабной и затрагивающей практически все сферы общественной жизни системы мер, направленных на противодействие коррупции. Следует отметить, что потенциал принятых документов крайне высок. Если реализовать все нормы, включенные в них, то ситуация в стране может кардинально измениться. Заключение
Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства. Административно-командная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. В целом, говоря о преодолении бюрократизма как цели, как задачи, следует обратить внимание на важность рационализации управления и управленческого труда, проведения "канцелярских реформ". Речь идет об обоснованности решений, установлении ответственности каждого за выполнение определенных, четко очерченных заданий и практических дел; о контроле за ходом исполнения решений; о рациональных формах учета и отчетности и уменьшении ее; о сокращении переписки, о совершенствовании делопроизводства и документообмена; об упрощении процедур согласования и т. д.; о регламентации совещаний и заседаний; о должной организации приема посетителей руководителями, управленцами и т. д. Короче говоря, речь идет о повышении уровня профессионализации управленческого труда. Основными задачами национальной антикоррупционной политики России на современном этапе должны стать: выработка единой, и долгосрочной программы борьбы с коррупцией; определение приоритетных направлений борьбы с коррупцией; определение конкретных мероприятий , а также ответственных структур и лиц и сроков исполнения; создание системы мониторинга и контроля над реализацией антикоррупционных мероприятий ; координация антикоррупционных усилий всех ветвей власти; оценка существующих на данный момент законов; -мероприятия программы антикоррупционных действий должны включать в себя: предупреждение, расследование и правоохранительные меры, общественное образование и общественное участие, контроль и мониторинг, международное сотрудничество.
|
Список использованных источников и литературы
Конституция РФ.
Борисов В. К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма: Социально-политический аспект. - М., 1990.
Бузгалин А. В. Анатомия бюрократизма. - М., 1988.
Бюрократизм и самоуправление. - Сыктывкар, 1990.
Бюрократия и общество. М., 1991.
Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера.// Вопросы философии. 1991. № 3.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. Вопросы философии. 1991. № 3.
Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. -
Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: 2000.
Адрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности Общество и экономика. – 2008. - №3-4. | |
Ведерникова О.Н. Антикоррупционная политика в России: с чего начать Общест. науки и современность. – 2005. - №3. | |
Михайлов С.Н. Коррупция как объект политологического исследования Социал.-гуман. знания. - 2008. - №4. | |
Политология: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2002. | |
Феофанов К.Е Социально-политические и ценностно-ментальные особенности российского управлен Социал.-гуман. знания. - 2007. - №6. |
Информация о работе Антикоррупционная политика в современной России