Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:09, контрольная работа
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Антимонопольная политика государства………………………………4
2.Практические аспекты антимонопольной политики государства……11
2.1 Антимонопольная политика США……………………………………12
2.2 Антимонопольная политика России…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………...26
Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.
Государственную антимонопольную
политику в России регулирует Федеральная
антимонопольная служба. Стоящие
в настоящее время перед антимо
В средствах массовой информации все чаще появляются статьи и выступления (авторами которых, как правило, являются представители такого рода объединений), пропагандирующие эту форму совместной деятельности как эффективную альтернативу государственного регулирования, которая позволит и значительно сократить бюрократический аппарат, и обеспечить надежную защиту интересов потребителей от некачественных товаров, ненадлежащей рекламы и т. п.
Рассмотрим сущность антимонопольной
политики и меры принимающиеся по уменьшению
монополии в государстве. Учитывая свойство
монополий стремиться к приобретению
чрезмерной экономической власти, государства
практически всех стран с рыночным типом
экономики проводят в тех или иных формах
и масштабах вмешательства в деятельность
монополий, сообразуясь со своими представлениями
о степени общественной опасности тех
или иных монопольных структур. Более
того, эта политика в последние десятилетия
всё чаще выступает не в форме отдельных
разовых мероприятий, а в качестве одной
из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды
преобладают те или иные государственные
воздействия на монополии. Но, как правило,
в наиболее общем плане в странах с рыночным
типом экономики выделяется три основных
направления:
1)активизация конкурентных рыночных структур,
противостоящих монополии, с помощью тех
или иных мер по либерализации рынков;
2) государственное регулирование монополий
путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или
ликвидация монополий с помощью специального
антимонополистического законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация
рынков. Данное направление не связано с подавлением
монополий непосредственно. Оно исходит
из такого очевидного факта, что сила монополии
тем слабее, чем эффективнее работают
конкурентные рыночные механизмы и чем,
соответственно, более развитыми являются
конкурентные рыночные структуры. Соответственно,
главная задача данного направления сводится
к тому, чтобы создать в экономике обстановку,
затрудняющую или делающую просто невыгодным
отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным
положением, обеспечить своеобразную
антимонопольную профилактику в экономике
и обществе.
Государственное
регулирование. Немаловажным направлением
государственного вмешательства в деятельность
монополий в условиях экономики рыночного
типа является государственное регулирование
фирм, обладающих монопольной властью,
с помощью фиксации верхнего уровня цены,
установления “справедливой” цены или
“справедливой нормы прибыли”. Как правило,
регулированию подвергаются, прежде всего,
и главным образом, естественные монополии.
К естественным монополиям, как уже отмечалось,
относятся в первую очередь различные
коммунальные услуги: почта, телеграф,
телефонные станции, местные электрические
или газовые компании и т.п.
Антимонопольное
законодательство. Очевидное зло, приносимое
чрезмерной экономической властью тех
или иных монополий, заставляет страны
с рыночным типом экономики прибегать
нередко к прямому недопущению, подавлению
или устранению монополистических структур
с помощью специального антимонопольного
законодательства.
Вывод: было рассмотрено
понятие антимонопольная политика как
комплекс государственных мер (разработка,
принятие и применение соответствующего
законодательства, системы налогообложения,
денационализация, разгосударствление
и приватизация собственности, поощрение
создания малых предприятий и др.). А также
были рассмотрены основные меры, применяемые
по уменьшению монополии в государстве,
такие как либерализация рынков, государственное
регулирование и антимонопольное законодательство.
2.1 Антимонопольная политика США
В данном подпункте рассмотрим антимонопольное законодательство
в США. Основные различия в антимонопольной
политике и практике “рыночных” стран
связаны с неодинаковыми акцентами в использовании
направлений регулирования монополий
и прямого недопущения, подавления или
устранения их в форме дробления на отдельные
самостоятельные предприятия.
Так воздействия государственной политики
на монополию в США, является то, что мало
опираются на регулирование. Такое воздействие
считается целесообразным и необходимым
только применительно к естественным
монополиям. В отношении же обычных монополий
американское законодательство исходит
из того, что совсем необязательно лишать
фирму монопольно высоких прибылей, если
монопольное положение на рынке достигнуто
ею “благодаря более высоким деловым
качествам, изобретательности или же просто
счастливому случаю”.
В США главную работу по государственному
контролю за монополистической деятельностью
проводит антитрестовский отдел Министерства
юстиции, который наделен полномочиями
возбуждать судебные дела против лиц,
которые нарушают антитрестовское законодательство.
Кроме Министерства юстиции проведение
государственного контроля за соблюдением
антитрестовского законодательства осуществляет
Федеральная торговая комиссия. Вместе
с тем следует отметить, что основная нагрузка
в проведении этих мероприятий падает
на федеральные суды и, в первую очередь,
на Верховный суд США, который оценивает
законность или недействительность тех
или иных ограничительных условий в договорах
или методах хозяйственной деятельности.
К основным законодательным документам,
принятым в США, относятся: Акт Шермана
1890 г., Акт Клейтона 1914 г., Акт Робинсона-Пэтмана
1936 г. и Акт Селлера-Кефовера 1950г.
Акт Шермана (1890), первый по времени принятия
антитрестовский закон, запрещает «неразумные
ограничения в торговле», попытки установить
монополию на рынке, а также злоупотребление
монопольной властью. Антиконкурентные
действия фирм трактуются как уголовное
преступление, что предусматривает наказание
в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл.
для компаний и до 100 тыс. долл. для частного
лица или расформирования компании. Монополия
здесь понимается как доминирующее положение
фирмы на рынке.
Акт Клейтона (1914), который делает акцент
на поддержку конкурентной ситуации в
целом. Акт касается сделок, совершаемых
на рынке ценных бумаг в связи со слиянием
и приобретением компаний, запрещает слияние
и приобретение предприятий (акций корпораций)
на рынке, если в результате этого произойдет
ослабление конкуренции и проявится тенденция
установлению монополии на рынке.
Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает
запрет ценовой дискриминации и уголовную
ответственность за политику хищнических
(грабительских) цен - установление цены
ниже уровня средних/предельных издержек
с целью вытеснения конкурента с рынка.
Влияние государственных регулирующих
правил распространяется почти на все
продаваемые в США товары: производители
продуктов питания должны ясно сообщать
о том, что находится в банке или коробке;
не допускается продажа лекарств до их
тщательной проверки; автомобили должны
создаваться в соответствии с нормами
безопасности и экологическими требованиями;
цена на товары должна быть ясно указанной;
рекламодатели не имеют права вводить
покупателей в заблуждение.
Акт Селлера-Кефовера (1950). В 1950г. в США
принимается федеральный закон Селлера-Кефовера,
как поправка к Акту Клейтона, в которой
уточнялось понятие незаконного слияния
и запрещающая фирме приобретать активы
другой фирмы, если это приводит к ослаблению
конкуренции. Если законом Клейтона был
поставлен заслон горизонтальным слияниям
крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера
ограничивала вертикальные слияния.
Согласно законодательной классификации
США, выделяют следующие виды антиконкурентных
действий фирм:
незаконные как таковые. Эти действия
не обладают какими-либо достоинствами,
позволяющими компенсировать их антиконкурентное
воздействие;
незаконные на основании правила разумности.
Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.
К первому виду относятся:
-горизонтальное фиксирование цен;
-горизонтальный сговор о доле рынка;
-групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
-договоренность о взаимных продажах и закупках;
-взаимосвязанные продажи;
-неправильная информация о товаре.
Ко второму
виду относятся:
-вертикальное фиксирование цен;
-отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
-исключительное право покупки или продажи.
Особой сферой действия
отраслевой политики США является регулирование
слияний и поглощений фирм - определение
критериев, при которых подобное
взаимодействие фирм не допускается.
Другим направлением государственной
политики служит регулирование информационного
обеспечения рынка. Подобная проблема
порождается наличием у фирм стимулов
к искажению информации в некоторых случаях,
когда:
-трудно проверить качество товара;
-фирма выпускает экспериментальные товары;
-происходят одноразовые продажи изделия;
-совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера.
Во всех подобных ситуациях
органы регулирования - государственные
(Федеральная комиссия по качеству
товаров и по стандартам; Комиссии
по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей
(общества потребителей; журналы потребителей)
и производителей (объединения производителей
высококачественных товаров) оказывают
влияние на параметры поведения фирмы
- объекты регулирования:
стандарты качества (обязательное установление,
в частности, для пищевых продуктов и лекарств);
-стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);
-гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);
-стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).
Вывод: рассмотрели антимонопольное законодательство
США, которое базирующееся на “трёх китах”,
таких как Акт Шермана 1890 г., Акт Клейтона
1914 г., Акт Робинсона-Пэтмана 1936 г. и Акт
Селлера-Кефовера 1950г. А также рассмотрели
сферу действий отраслевой политики США,
которая занимается регулированием слияний
и поглощений фирм. Другим направлением
государственной политики служит регулирование
информационного обеспечения рынка.
2.2 Антимонопольная политика России
В данном подпункте рассмотрим
антимонопольное
Причины для концентрации такого типа:
1) стремление использовать положительный
эффект масштаба производства;
2) удобство централизованного управления
крупными предприятиями.
В итоге советские монополисты были узкоспециализированы.
Советской экономике была свойственна
непропорционально высокая доля крупных
и крупнейших, и чрезвычайно малая доля
мелких и средних предприятий по сравнению
с развитыми странами. Наиболее высокой
была концентрация производства в металлургии,
машиностроении, химической и текстильной
отраслях.
Существуют отличия советской монополии
от капиталистической:
1) не имея самостоятельности ни в выборе
объема продукции, ни в установлении цен,
советские предприятия-монополисты не
имели возможности осуществлять монополистические
злоупотребления, хотя это широко наблюдается
в западных странах;
2) деятельность советских предприятий-монополистов
не вызывала таких последствий монополизации
как завышения цен, получения монопольных
прибылей предприятиями и других;
3) при социализме монополии зачастую появлялись
при отсталой технологической базе.
Последствие монополизации проявилось
в неэффективности экономики: завышенные
издержки, превышавшие мировой уровень;
низкое качество продукции; замедленный
темп ее обновления.
Советская экономика была значительно
более изолирована от внешнего мира, чем
большинство рыночных, таким образом,
монопольные позиции предпринимателей
были защищены и от иностранных конкурентов.
Из-за этого сильно страдали качество
и новизна продукции.
В результате начала рыночных реформ в
России, монополистические тенденции
резко усилились. К прежним монополистам
добавились новые, а именно предприятия,
не являвшиеся единственными производителями
в рамках СССР, но ставшие таковыми на
сократившейся территории после распада
страны. Это стало толчком для разработки
антимонопольной политики.
Главный орган антимонопольной политики
это федеральная антимонопольная служба
(ФАС России), она является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору за
соблюдением законодательства в сфере
конкуренции на товарных рынках, защиты
конкуренции на рынке финансовых услуг,
деятельности субъектов естественных
монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд,
выполняет функции по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в Российской
Федерации. Федеральная антимонопольная
служба создана в соответствии с Указом
Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение
о Федеральной антимонопольной службе
принято Правительством России 29 июля
2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной
власти, руководство деятельностью которого
осуществляет Правительство Российской
Федерации.
Основными функциями Федеральной антимонопольной
службы являются:
1) надзор и контроль за соблюдением законодательства
о конкуренции на товарных рынках, на рынке
финансовых услуг (Федеральный закон «О
защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006
г.);
2) надзор и контроль за соблюдением законодательства
о естественных монополиях;
3) надзор и контроль за соблюдением законодательства
об иностранных инвестициях в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение
для обеспечения обороны страны и безопасности
государства (Федеральный закон №57-ФЗ
от 29 апреля 2009 г.).
4) надзор и контроль за соблюдением законодательства
в сфере госзакупок;
5) надзор и контроль за соблюдением законодательства
о рекламе до внесения изменений в Федеральный
закон «О рекламе».
ФАС России подведомственна Правительству
Российской Федерации (подчиняется непосредственно
премьер-министру Российской Федерации).
В структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные управления
ФАС России и центральный аппарат службы,
состоящий из отраслевых управлений.
Ключевыми законодательными актами, которыми
в своей работе руководствуется ФАС России,
являются Федеральные законы "О защите
конкуренции", "О госзакупках",
"О порядке осуществления иностранных
инвестициий в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для
обеспечения обороны страны и безопасности
государства" и "О рекламе".
Итак, антимонопольное законодательство
Российской Федерации базируется на конституционных
принципах:
Антимонопольный закон
России несёт в себе созидательную,
предупредительную (
-недопроизводство;
-завышенные цены;
-неэффективное производство.
Клиента фирмы-монополиста
вынужден мириться с высокими ценами,
соглашаться с плохим качеством продукции, ее
устарелостью (замедлением технического
прогресса), отсутствием сервиса и другими
проявлениями пренебрежения интересами
потребителя. Еще более опасно то, что
монополия полностью блокирует механизмы
саморегуляции рынка.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости
барьеров на пути в отрасль ничто не грозит
даже в длительном плане. Самостоятельно
рынок не в силах разрешить эту проблему.
В этих условиях улучшить ситуацию может
лишь государство, проводящее сознательную
антимонопольную политику. Не случайно,
в наше время нет ни одной развитой страны
(и Россия в этом смысле не составляет
исключения), где бы отсутствовало специальное
антимонопольное законодательство и не
было бы специального органа власти для
надзора за его исполнением.
Вместе с тем проведение антимонопольной
политики сопряжено с рядом объективных
трудностей. Можно говорить о невозможности
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной конкуренции как
об общем правиле. Преобразованиям такого
рода препятствует положительный эффект
масштаба. Даже если государство настоит
на своем и вопреки росту издержек будет
принудительно насаждать мелкое производство,
искусственно сформированные карликовые
предприятия окажутся не конкурентоспособными
в международном плане. Рано или поздно
их задавят иностранные гиганты.
В силу названных причин прямое дробление
фирм-монополистов в развитых рыночных
экономиках встречается достаточно редко.