Африканский союз. Проблемы региональной интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа ставит целью изучение истории создания Африканского Союза, основных аспектов ее деятельности на Африканском континенте, усилий этой региональной организации по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций и решению проблем социально-экономического развития. Исходя из указанных целей, автор ставил перед собой следующие задачи:
1) дать краткую характеристику эволюции Африканского союза, раскрыть его принципы, цели и задачи;
2) оценить эффективность существовавших и формирующихся механизмов взаимодействия в Африке;
3) дать оценку политическому процессу в Африке и его влиянию на формирование АС;
4) проанализировать основные направления сотрудничества СССР и России с африканскими странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ 7
1.1.Организация африканского единства_________________________________________ 7
1.2. Образование нового Африканского Союза___________________________________ 10
1.3.Принципы деятельности, цели и задачи Африканского Союза__________________ 12
1.4.Проблемы Африканского Союза____________________________________________ 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ АФРИКИ 17
2.1.Особенности политического процесса на африканском континенте_____________ 17
2.2.Российско-африканские отношения в контексте образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке__________________________________________ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ___________________ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Африканский союз.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

Путь демократических изменений в африканских странах сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Процесс демократизации отражает, в конечном итоге, поиск альтернативных путей развития. При этом политическая динамика в ряде случаев обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию[14]. В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции весьма симптоматичен и отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.

 

2.2.Российско-африканские  отношения в контексте образования  нового Африканского Союза и  демократических процессов в  Африке

 

После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался новый этап в истории российско-африканских отношений, который совпал со структурной перестройкой и реформами внутри этих стран, а также поиском национальной идентичности и места России и Африки в системе мировой политики.

Давая оценку курсу советской внешней политики в отношении Африки в эпоху М.С.Горбачева специалисты Федерального института международных и восточноевропейских исследований (БИОСТ) заключают, что Советский Союз «ушел с континента в 1980-х годах в связи с глобальной экономией, связанной с горбачевскими внутренними реформами и «новым мышлением во внешней политике и политике обеспечения безопасности»[15]. Голландский ученый Барт Ван дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью о том, что СССР «оказался жертвой мессианской идеи о своей роли как бескорыстного бойца против империализма»[16]. С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных исследователей данный период однозначно трактуется исключительно как «крах советской политики в Африке», при этом игнори-руется тот положительный опыт, который был накоплен за годы сотрудничества (участие СССР в поддержке борьбы за независимость, разрешении проблем африканской безопасности, подготовка кадров для развивающихся стран и др.).

В числе факторов, осложнивших процесс советско-африканских межгосударственных отношений, можно назвать проблемы урегулирования задолженности африканских государств, переходный характер их экономики, нестабильность политической ситуации в регионе, а также сильную конкуренция со стороны европейских держав, США и азиатских стран.

Задачей российской дипломатии на африканском направлении в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века было сохранение и расширение сложившихся связей и одновременно перевода их на новую основу: путем развития торгово-экономического взаимодействия с участием российских предпринимательских структур, налаживания сотрудничества с государствами, наиболее экономически развитыми, но остававшимися прежде вне сферы советского внимания (в том числе, ЮАР, Намибией и др.).

Характеризуя российско-африканские отношения на современном этапе в контексте образования нового Африканского Союза, следует отметить, что место и роль Африки в системе внешнеполитической концепции определяются сегодня с точки зрения национальных интересов России и проблем ее национальной безопасности с учетом аспектов двусторонних отношений с отдельными странами и организациями, а также прямого и косвенного воздействия Африки на мировую политику[17].

В современных условиях Российская Федерация строит свою внешнеполитическую концепцию с учетом специфики исторических, геополитических, экономических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений. Ее приоритеты в отношении стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления. Интересам России отвечает поддержание стабильности на Африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских государств в общие усилия по формированию нового миропорядка. Без участия Африки сегодня невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важное значение в современных условиях Россия придает превентивной дипломатии. В 1996 г. был подписан протокол между ОАЕ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ по вопросам гуманитарного сотрудничества в зонах конфликтов, высказана инициатива о создании при Совете Безопасности  ООН комитета по миротворческим операциям. В 1996 г. Президент России  подписал указ о формировании специального воинского контингента в составе ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Представляется важным углубление сотрудничества России и Африки в рамках международной и региональной безопасности (включая проблему уничтожения запасов противопехотных и противотанковых мин). В связи с объявлением по инициативе государств Африки, Латинской Америки, при поддержке России 2006 года Международным Годом культуры мира и принятием ООН Программы действий в области культуры мира открываются перспективы развития российско-африканских контактов по проблемам установления нового демократического миропорядка. Здесь Россия и Африка могли бы внести свой вклад в дело содействия глобальному движению в направлении скорейшего перехода от насилия и войны к культуре мира и ненасилия в новом тысячелетии.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заключая наш анализ эволюции Африканского союза и особенностей региональной интеграции на африканском континенте, отметим, что деятельность Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. Являясь преемником ОАЕ, он только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.

После принятия в Лусаке «Новой африканской инициативы» Нигерия вместе с Южной Африкой, Алжиром, Египтом и Сенегалом взяли на себя роль лидеров в деле разработки плана по преодолению проблем в развитии континента. Но представляет ли собой переход от ОАЕ к Африканскому Союзу нечто большее, чем простую смену названия, можно будет судить лишь по результатам реализации принятых планов.

Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, можно согласиться с большинством зарубежных и отечественных исследователей, что его создание открыло новую главу в истории Африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

В новой геополитической ситуации, несомненно, произошло ослабление политического влияния РФ в регионе. Совпадение позиций по многим международным проблемам между Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность в создании многополюсной, а не монополярной модели мироустройства открывают перспективы для их конструктивного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях в будущем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11.

2.     Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2. 

3.     Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969.

4.     Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993.

5.     Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12.

6.     Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.

7.     История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.

8.     Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М.. 1972.

9.     Колкер Б.M. Африка и Западная Европа: политические отношения. М., 1982.

10. Косухин Н.Д. Политическая  власть и политический процесс  в Африке. // Вестник Российского  университета дружбы народов. –  Cерия: Политология. – 2001. – № 3.

11. Кочакова Н.Б. Раннее  государство и Африка. - М., 1999.

12. Маненко И.Б., Новикова  З.С. Некоторые аспекты экономического  развития Африки в 80-90-е гг. // Институт  Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998.

13. Международное содействие  развитию. Внешние долги и проблемы  российско-африканских отношений. М., 1996.

14. Мирский Г. К вопросу  о выборе пути. М., 1987.

15. Национальные интересы  России, Украины и Беларуси в  Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994.

16. Поликанов Д.В. Конфликты  в Африке и деятельность международных  организаций по их урегулированию. М., 1998.

17. Попов Ю. Африка н  советская перестройка // Международная  жизнь. 1991. N 3, 5.

18. Проблемы африканской  безопасности и позиция России. М., 1996.

19. Процессы демократизации  в африканских странах: тенденции 90-х гг. М., 1992.

20. Росснйско-африканскне  экономические связи в глобальном  контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995.

21. Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический  вестник. 1992. 15 апреля (N 7).

22. Севортьян Р.Э. Государство  и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977.

23. Современная Африка: итоги  и перспективы развития. Экономика. М., 1989.

24. Социо- и этнокультурные  процессы в Африке М., 1991.

25. Сумбатян Ю.Г. Африка  на пороге XXI века: политические проблемы  и перспективы. М., 1997.

26. Учредительный акт Африканского  Союза. Сирт., 1999.

27. Черкасова И. В. Отношения  России с алмазной корпорацией  “Де Бирс”. М., 1997

28. Чиркин В.Е. Государственная  власть в развивающихся странах. - М., 1990.

29. Эволюция политических  структур Африки. М., 1990.

30. Энтин Л.М. Политические  системы развивающихся стран. Государство  и политические страны в странах  Азии и Африки. – М. 1978.

31. Этингер Я.Я. Африканская  солидарность и происки неоколониализма. М., 1967.

32. Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994.

33. Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.

34. Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.

35. Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22.

36. The OAU after 20 years. NY, 1984.

 

[1] Алимов Ю.И. Движение африканского единства на современном этапе. //Народы Азии и Африки, 1964, № 2;  Алимов Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969: Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М.. 1972; Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.

[2] The OAU after 20 years. NY, 1984; Aning E.K. Africa's Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994; Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.

[3] Громыко А. А. Африка в мировой политике М., 1986.

[4] Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11, Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е пг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998 и др.

[5] Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.

[6] История Нигерии в новое и новейшее время. М. 1985.

[7] Учредительный акт Африканского Союза. Сирт., 1999.

[8] Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.

[9] Косухин Н.Д. Политическая власть и политический процесс в Африке. // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С. 80–87.

 

[10] Зарубежный Восток и современность. - М., 1980, с.297.

[11] Севортьян Р.Э. Государство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. – М., 1977, с.173.

[12] Кочакова Н.Б. Раннее государство и Африка. - М., 1999, с.62.

[13] Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 1990;  Энтин Л.М. Политические системы развивающихся стран. Государство и политические страны в странах Азии и Африки. – М. 1978.

 

[14] Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х годов. – M., 1993.

[15] Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22. P. 38.

[16] Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.

[17] Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7); Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Росснйско-африканскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статей М., 1995; Международное содействие развитию. Внешние долги н проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997; Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12 и др.

 
 


Информация о работе Африканский союз. Проблемы региональной интеграции