Африканский союз. Проблемы региональной интеграции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа
Краткое описание
Настоящая работа ставит целью изучение истории создания Африканского Союза, основных аспектов ее деятельности на Африканском континенте, усилий этой региональной организации по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций и решению проблем социально-экономического развития. Исходя из указанных целей, автор ставил перед собой следующие задачи: 1) дать краткую характеристику эволюции Африканского союза, раскрыть его принципы, цели и задачи; 2) оценить эффективность существовавших и формирующихся механизмов взаимодействия в Африке; 3) дать оценку политическому процессу в Африке и его влиянию на формирование АС; 4) проанализировать основные направления сотрудничества СССР и России с африканскими странами.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________ 3 ГЛАВА 1.ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ 7 1.1.Организация африканского единства_________________________________________ 7 1.2. Образование нового Африканского Союза___________________________________ 10 1.3.Принципы деятельности, цели и задачи Африканского Союза__________________ 12 1.4.Проблемы Африканского Союза____________________________________________ 15 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ АФРИКИ 17 2.1.Особенности политического процесса на африканском континенте_____________ 17 2.2.Российско-африканские отношения в контексте образования нового Африканского Союза и демократических процессов в Африке__________________________________________ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ___________________ 26
Путь демократических изменений
в африканских странах сопряжен со многими
трудностями, будет длительным и нелегким.
Процесс демократизации отражает, в конечном
итоге, поиск альтернативных путей развития.
При этом политическая динамика в ряде
случаев обнаруживает движение не от авторитарной
системы к демократической, а прямо противоположную
тенденцию[14]. В таких условиях сам факт стремления
африканских лидеров к интеграции весьма
симптоматичен и отражает здоровую внутриполитическую
тенденцию к сближению различных социально-политических
групп континента, сотрудничеству и отстаиванию
собственных интересов на поле мировой
политики и экономики.
2.2.Российско-африканские
отношения в контексте образования
нового Африканского Союза и
демократических процессов в
Африке
После распада СССР произошло
дальнейшее изменение баланса политических
сил на международной арене, которое сопровождалось
складыванием новой структуры глобальных
и региональных связей. В рамках становления
многополярной системы начался новый
этап в истории российско-африканских
отношений, который совпал со структурной
перестройкой и реформами внутри этих
стран, а также поиском национальной идентичности
и места России и Африки в системе мировой
политики.
Давая оценку курсу советской
внешней политики в отношении Африки в
эпоху М.С.Горбачева специалисты Федерального
института международных и восточноевропейских
исследований (БИОСТ) заключают, что Советский
Союз «ушел с континента в 1980-х годах в
связи с глобальной экономией, связанной
с горбачевскими внутренними реформами
и «новым мышлением во внешней политике
и политике обеспечения безопасности»[15]. Голландский ученый Барт Ван
дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью
о том, что СССР «оказался жертвой мессианской
идеи о своей роли как бескорыстного бойца
против империализма»[16]. С этой позицией нельзя не согласиться.
Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных
исследователей данный период однозначно
трактуется исключительно как «крах советской
политики в Африке», при этом игнори-руется
тот положительный опыт, который был накоплен
за годы сотрудничества (участие СССР
в поддержке борьбы за независимость,
разрешении проблем африканской безопасности,
подготовка кадров для развивающихся
стран и др.).
В числе факторов, осложнивших
процесс советско-африканских межгосударственных
отношений, можно назвать проблемы урегулирования
задолженности африканских государств,
переходный характер их экономики, нестабильность
политической ситуации в регионе, а также
сильную конкуренция со стороны европейских
держав, США и азиатских стран.
Задачей российской дипломатии
на африканском направлении в конце 80-х
– начале 90-х годов ХХ века было сохранение
и расширение сложившихся связей и одновременно
перевода их на новую основу: путем развития
торгово-экономического взаимодействия
с участием российских предпринимательских
структур, налаживания сотрудничества
с государствами, наиболее экономически
развитыми, но остававшимися прежде вне
сферы советского внимания (в том числе,
ЮАР, Намибией и др.).
Характеризуя российско-африканские
отношения на современном этапе в контексте
образования нового Африканского Союза,
следует отметить, что место и роль Африки
в системе внешнеполитической концепции
определяются сегодня с точки зрения национальных
интересов России и проблем ее национальной
безопасности с учетом аспектов двусторонних
отношений с отдельными странами и организациями,
а также прямого и косвенного воздействия
Африки на мировую политику[17].
В современных условиях Российская
Федерация строит свою внешнеполитическую
концепцию с учетом специфики исторических,
геополитических, экономических интересов
страны в рамках цивилизованных межгосударственных
отношений. Ее приоритеты в отношении
стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного
сотрудничества, свободного от идеологического
и военно-политического давления. Интересам
России отвечает поддержание стабильности
на Африканском континенте, развитие там
демократических процессов, вовлечение
африканских государств в общие усилия
по формированию нового миропорядка. Без
участия Африки сегодня невозможно создание
целостной и стабильной мировой системы,
комплексное решение глобальных проблем,
развитие всеобъемлющего гуманитарного
и культурного сотрудничества.
Важное значение в современных
условиях Россия придает превентивной
дипломатии. В 1996 г. был подписан протокол
между ОАЕ и Министерством по чрезвычайным
ситуациям РФ по вопросам гуманитарного
сотрудничества в зонах конфликтов, высказана
инициатива о создании при Совете Безопасности
ООН комитета по миротворческим операциям.
В 1996 г. Президент России подписал указ
о формировании специального воинского
контингента в составе ВС РФ для участия
в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности.
Представляется важным углубление
сотрудничества России и Африки в рамках
международной и региональной безопасности
(включая проблему уничтожения запасов
противопехотных и противотанковых мин).
В связи с объявлением по инициативе государств
Африки, Латинской Америки, при поддержке
России 2006 года Международным Годом культуры
мира и принятием ООН Программы действий
в области культуры мира открываются перспективы
развития российско-африканских контактов
по проблемам установления нового демократического
миропорядка. Здесь Россия и Африка могли
бы внести свой вклад в дело содействия
глобальному движению в направлении скорейшего
перехода от насилия и войны к культуре
мира и ненасилия в новом тысячелетии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключая наш анализ эволюции
Африканского союза и особенностей региональной
интеграции на африканском континенте,
отметим, что деятельность Союза чрезвычайно
важна в новых международных условиях.
Являясь преемником ОАЕ, он только начинает
свою деятельность. Задачи, структура
и механизмы функционирования институтов
АС определены пока только в общем виде.
Проблемы африканского единства и инициативы
по его достижению (в том числе сам Учредительный
акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу
политиков, правительственных чиновников
и ученых. Потребуется много времени и
усилий для определения функций, обеспечения
финансовых и других средств, необходимых
для нормальной деятельности институтов
в структуре Африканского Союза.
После принятия в Лусаке «Новой
африканской инициативы» Нигерия вместе
с Южной Африкой, Алжиром, Египтом и Сенегалом
взяли на себя роль лидеров в деле разработки
плана по преодолению проблем в развитии
континента. Но представляет ли собой
переход от ОАЕ к Африканскому Союзу нечто
большее, чем простую смену названия, можно
будет судить лишь по результатам реализации
принятых планов.
Учитывая реалии африканской
действительности, объективные трудности
и проблемы субъективного характера, с
которыми АС столкнулся уже в начале своего
существования, можно согласиться с большинством
зарубежных и отечественных исследователей,
что его создание открыло новую главу
в истории Африканского континента. Создание
АС означает безусловный шаг вперед в
развитии идеи и практики африканской
интеграции и может способствовать выработке
государствами континента единой позиции
перед лицом глобальных вызовов современности.
В новой геополитической ситуации,
несомненно, произошло ослабление политического
влияния РФ в регионе. Совпадение позиций
по многим международным проблемам между
Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность
в создании многополюсной, а не монополярной
модели мироустройства открывают перспективы
для их конструктивного сотрудничества
на региональном и глобальном уровнях
в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аваков Р. Новое мышление и
проблемы изучения развивающихся стран
// Международная жизнь. 1987. N 11.
2. Алимов Ю.И. Движение африканского
единства на современном этапе. //Народы
Азии и Африки, 1964, № 2.
3. Алимов Ю.И. Организация Африканского
Единства. М., 1969.
4. Африка на пороге XXI века. Итоги
и перспективы социально-экономического
и политического развития. М., 1993.
5. Васильев А.М. Россия и Африка.
Реалии и перспективы сотрудничества
// Азия и Африка сегодня. 1997. N 12.
6. Громыко А. А. Африка в мировой
политике М., 1986.
7. История Нигерии в новое и
новейшее время. М. 1985.
8. Киселева В. П. Африка. Интеграция
и проблемы внешнеэкономической деятельности.
М.. 1972.
9. Колкер Б.M. Африка и Западная
Европа: политические отношения. М., 1982.
10. Косухин Н.Д. Политическая
власть и политический процесс
в Африке. // Вестник Российского
университета дружбы народов. –
Cерия: Политология. – 2001. – № 3.
11. Кочакова Н.Б. Раннее
государство и Африка. - М., 1999.
12. Маненко И.Б., Новикова
З.С. Некоторые аспекты экономического
развития Африки в 80-90-е гг. // Институт
Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1.
М., 1998.
13. Международное содействие
развитию. Внешние долги и проблемы
российско-африканских отношений. М.,
1996.
14. Мирский Г. К вопросу
о выборе пути. М., 1987.
15. Национальные интересы
России, Украины и Беларуси в
Африке и на Ближнем Востоке
(общее и особенное). М., 1994.
16. Поликанов Д.В. Конфликты
в Африке и деятельность международных
организаций по их урегулированию.
М., 1998.
17. Попов Ю. Африка н
советская перестройка // Международная
жизнь. 1991. N 3, 5.
18. Проблемы африканской
безопасности и позиция России.
М., 1996.
19. Процессы демократизации
в африканских странах: тенденции
90-х гг. М., 1992.
20. Росснйско-африканскне
экономические связи в глобальном
контексте: проблемы и тенденции.
Сб. статей М., 1995.
21. Сафонов Л.А. Россия-Африка:
новые горизонты // Дипломатический
вестник. 1992. 15 апреля (N 7).
22. Севортьян Р.Э. Государство
и власть в современном мире.
Теория. Политика. Реальность. – М.,
1977.
23. Современная Африка: итоги
и перспективы развития. Экономика.
М., 1989.
24. Социо- и этнокультурные
процессы в Африке М., 1991.
25. Сумбатян Ю.Г. Африка
на пороге XXI века: политические проблемы
и перспективы. М., 1997.
26. Учредительный акт Африканского
Союза. Сирт., 1999.
27. Черкасова И. В. Отношения
России с алмазной корпорацией
“Де Бирс”. М., 1997
28. Чиркин В.Е. Государственная
власть в развивающихся странах.
- М., 1990.
29. Эволюция политических
структур Африки. М., 1990.
30. Энтин Л.М. Политические
системы развивающихся стран. Государство
и политические страны в странах
Азии и Африки. – М. 1978.
31. Этингер Я.Я. Африканская
солидарность и происки неоколониализма.
М., 1967.
32. Aning E.K. Africa's Security Problematic in the
Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994.
33. Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa.
Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.
34. Naldi G.J. The Organization of African Unity:
An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.
35. Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement
or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22.
36. The OAU after 20 years. NY, 1984.
[1] Алимов Ю.И. Движение африканского
единства на современном этапе. //Народы
Азии и Африки, 1964, № 2; Алимов Ю.И. Организация
Африканского Единства. М., 1969: Этингер
Я.Я. Африканская солидарность и происки
неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П.
Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической
деятельности. М.. 1972; Современная Африка:
итоги и перспективы развития. Экономика.
М., 1989.
[2] The OAU after 20 years. NY, 1984; Aning E.K. Africa's
Security Problematic in the Post-Cold War Era. Copenhagen, 1994; Naldi
G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY.
1989.
[3] Громыко А. А. Африка в мировой
политике М., 1986.
[4] Мирский Г. К вопросу о выборе
пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и
проблемы изучения развивающихся стран
// Международная жизнь. 1987. N 11, Попов Ю.
Африка н советская перестройка // Международная
жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на
пороге XXI века: политические проблемы
и перспективы. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова
З.С. Некоторые аспекты экономического
развития Африки в 80-90-е пг. // Институт
Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998
и др.
[5] Эволюция политических структур
Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные
процессы в Африке М., 1991; Африка на пороге
XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического
и политического развития. М., 1993; Африка
в меняющемся мире. М., 1998 и др.
[6] История Нигерии в новое и новейшее
время. М. 1985.
[7] Учредительный акт Африканского
Союза. Сирт., 1999.
[8] Поликанов Д.В. Конфликты в Африке
и деятельность международных организаций
по их урегулированию. М., 1998.
[9] Косухин Н.Д. Политическая власть
и политический процесс в Африке. // Вестник
Российского университета дружбы народов.
– Cерия: Политология. – 2001. – № 3. – С.
80–87.
[10] Зарубежный Восток и современность.
- М., 1980, с.297.
[11] Севортьян Р.Э. Государство и
власть в современном мире. Теория. Политика.
Реальность. – М., 1977, с.173.
[12] Кочакова Н.Б. Раннее государство
и Африка. - М., 1999, с.62.
[13] Чиркин В.Е. Государственная
власть в развивающихся странах. - М., 1990;
Энтин Л.М. Политические системы развивающихся
стран. Государство и политические страны
в странах Азии и Африки. – М. 1978.
[14] Процессы демократизации в африканских
странах: тенденции 90-х годов. – M., 1993.
[15] Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement
or cooperation for ostwiss and intern student Koln. 1995. N22. P. 38.
[16] Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa.
Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.
[17] Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые
горизонты // Дипломатический вестник.
1992. 15 апреля (N 7); Национальные интересы
России, Украины и Беларуси в Африке и
на Ближнем Востоке (общее и особенное).
М., 1994; Росснйско-африканскне экономические
связи в глобальном контексте: проблемы
и тенденции. Сб. статей М., 1995; Международное
содействие развитию. Внешние долги н
проблемы российско-африканских отношений.
М., 1996; Проблемы африканской безопасности
и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В.
Отношения России с алмазной корпорацией
“Де Бирс”. М., 1997; Васильев А.М. Россия
и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества
// Азия и Африка сегодня. 1997. N 12 и др.