Бюрократия и технократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848--1923) и в концепции политического класса Гаэтано Маска (1858--1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Бобер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (д. Белл, М. Дюверже и др.)

Содержание

Введение
1. Методологические аспекты изучения бюрократии
1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии
1.2 История развития бюрократии
1.3 Признаки бюрократии
1.4 Формирование бюрократии
2. Место бюрократии в системе государственной власти
2.1 Особенности системы государственных органов
2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти
3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения
3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе
3.2 Пути преодоления бюрократизма
4. Технократия как концепция построения общества
4.1 История технократии
4.2 Причины возникновения технократической концепции в XX веке
4.3 Ранние проявления
4.4 Технологический детерминизм
4.5 Технократический общественный строй
4.6 Технократическая политическая система
5. Технократическое движение
5.1 Технократическое движение в Европе
5.2 Технократическое движение в России
5.3 Технократическое движение сегодня
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зырянова (2).doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

2. Место бюрократии в системе государственной власти


2.1 Особенности системы государственных органов

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие  для нормальной жизнедеятельности  общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности

Формальным  признаком службы (ее организации) всегда выступает замещение должности. Под должностью понимается учрежденная  в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего, ее лица1.

Анализируя  ст. 1 Федерального закона «О системе  государственной службы Российской Федерации» можно выделить следующие признаки государственной службы:

во-первых, это  профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

во-вторых, в  процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

в-третьих, эта  деятельность направлена на обеспечение  функционирования государственных  органов;

в-четвертых, такая деятельность представляет собой  исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности. И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Статьей 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская службы, военная, правоохранительная.

Гражданская служба может быть обще функциональной - осуществление государственно-служебных  функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах); специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала (например, деятельность в аппарате судов, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте). Однако, подразделение гражданской государственной службы на основе наличия специфики функций весьма условно, т.к. вся система государственных органов, в особенности органов исполнительной власти, базируется на принципе отраслевого построения1.

В 2002 году в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе и впредь до принятия федеральных законов о видах государственной службы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был утвержден Указ № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Согласно данному Указу принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

В Указе содержаться  требования к государственному служащему  относительно государства и общества. Прежде всего, Указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» призван сократить ряды чиновников – бюрократов, которые своими действиями дискредитируют отношение общества ко всей системе государственной власти в стране.

Данным Федеральным  Законом устанавливается понятие  государственной гражданской службы: государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Вместо существовавших категорий государственной службы групп «А», «Б» и «В», вводятся четыре категории гражданской службы: руководители, помощники и советники, специалисты и обеспечивающие специалисты. По сравнению с действовавшим законодательством, разведение должностей по категориям претерпело существенные изменения. При этом разделение должностей на группы (высшая, главная, ведущая, старшая и младшая) сохранено. Особенностью Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ является введение для государственных служащих классных чинов государственной гражданской службы (вместо квалификационных разрядов), соотносимых с воинскими званиями и специальным званиями правоохранительной службы.

С момента  прихода к власти В.В. Путина, он не раз в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ говорил о необходимости проведения административной реформы: «государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Нынешняя работа государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод».

Призыв-предостережение  Президента к крупным бизнесменам  и чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией переходит на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции.

По данным за 2006 год МВД России было выявлено 30,6 тыс. преступлений против интересов государственной службы. По ним в суды направлено 22,2 тыс. уголовных дел. В то же время к уголовной ответственности привлечены не многим более 8 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории. При этом число осужденных за указанные преступления в тот или иной период в значительной мере зависит не столько от фактической распространенности этих преступлений, сколько от активности прокуратуры, следственного аппарата и контролирующих инстанций, а также умения работников этих служб отслеживать и вскрывать такого рода преступления, квалифицированно расследовать их и доводить до суда, в соответствии с решениями и приговорами которого виновные лица подвергались бы соответствующим мерам наказания и ответственности.

В целом в  период 2000-2005 годов на территории Российской Федерации количество выявленных подразделениями правоохранительных органов преступлений коррупционной направленности увеличилось на 53 процента, за три месяца 2007 года подразделениями правоохранительных органов, а это, в первую очередь, МВД России, выявлено почти 18,5 тыс.. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в том числе более 3,5 тыс.. фактов получения взяток. К уголовной ответственности привлечено почти 4,3 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории.

В результате активизации деятельности правоохранительных органов повысилась качественная составляющая выявляемых должностных преступлений. Так, в числе привлекаемых к ответственности коррупционеров всё чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления. Об этом свидетельствуют, например, факты возбуждения уголовных дел или ареста за совершение должностных преступлений и получение взяток в особо крупных размерах ответственных должностных лиц и даже руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в ряде субъектов Российской Федерации, ответственных сотрудников МВД России и органов прокуратуры, одного из аудиторов Счетной палаты, мэров Якутска, Волгограда и Томска, в Архангельской области - депутатов Городского совета, в Тверской области - половины депутатов Городской думы во главе с её председателем, в Приморском крае - заместителя главы администрации города Владивостока и его соучастников, в Нижегородской области - главы администрации одного из районов, в Орле - группы должностных лиц администрации города.

В Республике Башкортостан с 1994 года по 2 марта 2006 года действовал уникальный и единственный в России Закон «О борьбе с коррупцией».

Однако в  связи с тем, что в настоящее  время Закон Республики Башкортостан «О борьбе с коррупцией» весьма устарел  и кроме того входит в противоречие с федеральными законами Российской Федерации был издан Указ № 283-з «О приостановлении действия Закона Республики Башкортостан «О борьбе с коррупцией».

Всего, по информации Госконтроля Башкирии, с начала текущего года им проведено 736 проверок, в том  числе по поручению президента и  Госсобрания республики. Установлены нарушения в расходовании денежных средств на сумму 427,5млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, расходы и выручка, не отраженные в документах и сокрытые от налогов в республике, выросли почти в 2 раза и составили 111,2 млн. рублей. По итогам проверок в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды возвращены средства и материальные ценности на сумму 306 млн. рублей (на 33млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года).

За финансовые нарушения к ответственности привлечены 538 должностных лиц. Из них 126 руководителей отстранены от должности или понижены, 357 привлечены к дисциплинарной ответственности. По итогам проверок контрольного комитета, в правоохранительные органы Башкирии направлены 269 материалов, по 61 из них возбуждены уголовные дела. Через суды к административной ответственности привлечены 37 должностных лиц.

Все это говорит  о том, что в последнее время  наметилась тенденция к усилению борьбы с коррупцией в системе  государственной власти.

 

 

2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти

Аппарат управления - не только совокупность учреждений и  органов, но и совокупность многих работающих в них людей. С этой точки зрения последняя представляет собой крупную  социальную группу (слой), занимающую специфическое положение в обществе. Характерной ее чертой является высокий уровень организованности: помимо социальных связей работники аппарата связаны множеством организационных отношений, закрепленных в инструкциях, положениях и т.д.

При определенных условиях возможна деформация всей системы социальных интересов. Аппарат, созданный для обслуживания власти, утрачивает сугубо служебную роль, концентрирует в своих руках властные полномочия. Чем шире полномочия у управляющего органа, чем больше его оперативная самостоятельность, тем больше власти в его руках. При отсутствии действенного контроля со стороны общества эта власть начинает использоваться в интересах самого аппарата.

Именно в  такой последовательности выстраиваются  факторы (по мере их значимости), которые в наибольшей степени определяют негативные оценки россиянами различных институтов власти и чиновничества. Обратимся к данным социологического исследования.

1. "Оторванность  от народа", - фактически отказ  государственных структур от  заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. 81% опрошенных видит в этом главные причины своего негативного отношения к современной государственной бюрократии и высшему руководству страны. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных:

- аппарат не  знает подлинных нужд населения,  его трудности, сами живут хорошо, занимаются бумаготворчеством и заседаниями (59%);

- чиновники  пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали  против них (67%);

- руководители  заняты не государственными делами, а борьбой за сохранение власти  и себя в этой власти (56%);

- никто из "столоначальников" не советуется с народом (61%). Чаще всего высказывают такие суждения рабочие, пенсионеры, крестьяне. Реже - гуманитарная интеллигенция, научные работники; значительно реже -предприниматели, молодые люди в возрасте до 25 лет.

2. "Расхождение между словом и делом", "размывание" в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Эту причину своей отрицательной оценки руководителей различных уровней назвали 59% опрошенных. Наиболее часто при этом приводились следующие суждения:

- придя к  власти, многие поступают прямо  противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше (38%);

- чиновники  нередко скрывают правду или  просто лгут (47%);

- власти не выполняют обещаний, которые дают народу (56%).

3. Взяточничество  и коррупция постоянно поражают "конторы" и "управления", за громкими заявлениями и  оценками нередко просматривается  личная выгода. Такое мнение прочно  утвердилось среди разных социальных слоев населения. Отсюда и истоки того, что в самом обществе наметились быстро развивающийся процесс падения уважения к закону, установившимся порядкам, рост ориентации на силу и даже насилие. Не видят ничего предосудительного в том или ином нарушении законов и норм 42% респондентов. От 18 до 21% опрошенных молодых людей в разных социальных группах допускали возможность различного рода насилия в общественной жизни, вплоть до применения оружия для достижения своих целей.

Информация о работе Бюрократия и технократия