Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:31, контрольная работа
Политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического.
Введение
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон
Заключение
Литература
Контрольная работа
по дисциплине:"Политология"
по теме: " Ведущие политические
концепции XX века "
Введение
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического.
Политическая грамотность
Г. Лассуэлл - один из самых известных специалистов в области американской политической науки. Его книга «Психопатология и политика» (1930) стала заметным событием в научной жизни. Само название работы носило провоцирующий характер и вызывало большой интерес у читателей. Людей всегда интересовали политические деятели, свойства их характера и специфика политического поведения. Отсюда естественное стремление проникнуть во «внутренний мир» политиков, понять особенности становления их личности, объяснить побудительные мотивы действий. Каждый человек - загадка, политик, особенно выдающийся политический деятель, - загадка вдвойне. Политика - особая сфера деятельности, она требует от действующих в ней лиц соответствующих способностей. Политикам, хотя и в разной степени, присущи честолюбие, жажда власти, стремление быть на виду, умение навязывать окружающим свои взгляды и волю, проницательность. Работа Г.Лассуэлла написана в психоаналитическом ключе. Он стремился выявить бессознательные побуждения и мотивы политической деятельности личности. Чтобы изучить человека, надо не просто исследовать отдельные факты его биографии и черты характера, необходимо понять его «жизненный план», «стратегию жизни».Отдельные поступки человека, черты характера, всякого рода невротические отклонения - все это трансформации единого внутреннего «ядра» личности. Одно из центральных мест в работе «Психопатология и политика» занимает концепция политического человека. Формула, раскрывающая это понятие, учитывает три критерия: частные мотивы человека в том виде, как они сложились еще в раннем возрасте и в семье; перемещение частных мотивов от семейных объектов к общественным; рационализация переноса в терминах общественных интересов. Позднее, в работе «Власть и личность» (1948) и других трудах Г.Лассуэлл внес уточнения в развиваемую им последовательность. Он обосновал положение, что политические личности чаще всего стремятся компенсировать возникающие в раннем детстве бессознательное чувство неполноценности, низкую самооценку. Детство только на первый взгляд кажется безоблачным. Властолюбивые устремления, считал Г.Лассуэлл, рационализируются политической личностью, но очень часто эта погоня за властью - лишь одна из распространенных попыток человека убежать от самого себя .
Г.Моргентау - профессор Чикагского университета, является основателем теории политического реализма в международных отношениях. Его книга «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» впервые была опубликована в 1948 г. и по праву стала классической в теории международных отношений. В этой книге нашли отражение существенные изменения, происходившие на международной арене в 40-50-х гг. ХХ в. Крах Лиги Наций и развязывание Второй мировой, а затем «холодной войны» вызвали кризис идеалистического подхода к международным отношениям: стала очевидной иллюзорность попыток построить международный порядок, основанный лишь на универсальных ценностях и общих интересах государств. Не отрицая необходимости создания гармоничного, мирного международного порядка, Моргентау писал, что международные отношения далеки от идеальных, а международная политика может быть определена как «непрерывное усилие, направленное на сохранение и увеличение мощи своей собственной нации и ослабление мощи других наций». Г.Моргентау своей работой заложил основы детально разработанной теории международных отношений как самостоятельной научной отрасли. Основные положения теории политического реализма (о международной политике как борьбе за власть, о несовпадении национальных интересов государств и, следовательно, конфликтности международной среды) оказались актуальными и для политиков-практиков. Итак, в своей знаменитой работе «Политические отношения между нациями» (либо «Политика международных отношений») Ганс Моргентау формулирует основные принципы политического реализма. Первоначально автор обосновывает мысль о том, что в основе международной политики лежат законы политического поведения, корни которых следует искать в природе человека.
Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона. Теория Д. Истона рассматривает политическую систему, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика- относительно самостоятельная сфера, основное значение которой- распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.
В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход», принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой.
Взаимодействие социальной среды с институциональной системой составляет динамику политического процесса. На том же уровне у Г.Алмонда происходит по сути и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов. Во втором блоке, «уровне системы» (system functions), происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения. Во-первых, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и школы. Во-вторых, это функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью. И наконец, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. В переходный период прежняя политическая система ослабевает прежде всего из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, рекрутирование и эффективную пропаганду.И в завершающем третьем блоке, «уровне управления» (policy functions), решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их «добыванием» (или освоением), как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь «цикл» замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы. При всем размахе и законченности теоретической модели Г. Алмонда она также была подвергнута критике за этноцентризм и статичность, поскольку по сути дела неплохо демонстрировала лишь стабильную работу американской политической системы в послевоенные годы, походя на некий «круговорот воды в природе», циклический механизм. Интересно, что данная концепция политического «круговорота», циклического функционирования политической системы была особенно распространена в США и Европе именно в 1950-60-е годы, и как это на первый взгляд не парадоксально, не менее популярна в 1970 - первой половине 80-х годов в СССР.
Выявление сущностных начал
тоталитаризма в работах X. Арендт.
Проблема распада сферы публичной политической
жизни в условиях современности, совпадающего
с эрозией свободы и политического мышления.
Политическая концепция "открытого
общества" К. Поппера понятие "историцизма".
Отрицание "историцизма" и трех его
трактовок у Платона, Гегеля и Маркса.
Антипод тоталитаризма – "Открытое
общество", его характеристики. Основные
работы Р. Арона "Опиум для интеллигенции"
(1955), "Разочарование в прогрессе"
(1967), "Демократия и тоталитаризм"
(1965). Р. Арон о задачах теории: сохранение
сознания плюрализма взглядов, которым
подчиняются политические деятели. Любая
человеческая деятельность содержит политику,
любая человеческая общность - человеческий
аспект. Анализ политической власти и
политических режимов. С конца 80-х гг. концепция
тоталитаризма становится чрезвычайно
популярной в отечественной исторической
и социально-философской науках. Понятие
«тоталитаризм» начинает использоваться
как ключевой, все объясняющий концепт
при описании советского периода российской
истории, а в некоторых исследованиях
и русской культуры в целом. При этом либеральное
происхождение термина «тоталитаризм»
воспринималось как некий трансцендентный
гарант значения и научной объективности
- только
Критический анализ определения сущности
такой важной категории, как тоталитаризм,
в трудах зарубежных и российских философов,
социологов и политологов показывает,
что понимание ее неоднозначно. Некоторые
авторы относят его к определенному типу
государства, диктатуры, политической
власти , другие - к общественно-политическому
строю, третьи - к социальной системе, охватывающей
все сферы общественной жизни, либо к определенной
идеологии . Очень часто тоталитаризм
определяют как политический режим, осуществляющий
всеобъемлющий контроль за населением
и опирающийся на систематическое применение
насилия или его угрозу. Такое определение
отражает важнейшие черты тоталитаризма.
Однако оно явно недостаточно, ибо понятие
«политический режим» слишком узко по
своему объему для того, чтобы охватить
все многообразие проявлений тоталитаризма.
Представляется, тоталитаризм это определенный
общественно-политический строй, который
характеризуется насильственным политическим,
экономическим и идеологическим господством
бюрократического партийно-государственного
аппарата во главе с вождем над обществом
и личностью, подчинением всей общественной
системы господствующей идеологии и культуре.
Сущность тоталитарного режима в том,
что при нем нет места для личности. В этом
определении, на наш взгляд, дана сущностная
характеристика тоталитарного режима.
Она охватывает весь его общественно-политический
строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое
государство, которое характеризуется
деспотическими чертами и осуществляет
полный (тотальный) контроль над всеми
сферами жизни общества. Таким образом,
тоталитаризм, как и любой другой политический
строй, необходимо рассматривать как социальную
систему и политический режим. В широком
смысле слова, как социальная система,
охватывающая все сферы общественной
жизни, тоталитаризм – это определенный
общественно-политический и социально
- экономический строй, идеология, модель
«нового человека». В узком смысле слова,
как политический режим, – это один из
компонентов политической системы, способ
ее функционирования, совокупность элементов
идеологического, институционного и социального
порядка, способствующих формированию
политической власти. Сравнительный анализ
этих двух понятий свидетельствует о том,
что они являются однопорядковыми, но
не тождественными. В то же время политический
режим выступает ядром социальной системы,
отражающим все многообразие проявлений
тоталитаризма.
Тоталитаризм - одно из спорных в науке
понятий. В центре внимания политической
науки по-прежнему является вопрос о сопоставимости
его исторических типов. В нашей и зарубежной
социально-политической литературе по
данному вопросу имеются различные мнения.
В частности, Ханна Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм - новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. В качестве характерных черт тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор.
Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европейского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политология в современных условиях призвана кроме передачи определенной суммы знаний о политике научить студентов инженерного профиля защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать консенсуса по ключевым вопросам. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плоское видение реальности, радикализм и непримиримость. В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: «В политике, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки - вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объективный взгляд».
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайленко В. И. Тоталитаризм: феномен
нашего времени // Тоталитаризм: Спор историков.
- Екатеринбург, 2003.
2. Сердюк Е. В. Феномен тоталитаризма в
оценках зарубежной и отечественной историографии
(1920-90-е гг.). Учебное пособие. Кемерово,
2001
3. Тимофеева К.А. Философия. – М.: МР3 Пресс,
2000
4. Истон, Д. Новая революция в политической
науке [Текст] / Д. Истон // Соц.-полит. журн.
1993. № 8.
5. Политология [Текст]: хрестоматия / [сост. М. А. Василик и др.]. М., 2002.