Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:23, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика: сущность, объекты……………………………….5
2. Управление финансами в отраслях социальной сферы………………..13
3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...31
Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда компенсаций, выступил против перераспределения средств от «богатых» регионов в пользу «бедных». Высоко дотационные регионы полностью поддержали идею и механизмы создания фонда. Федеральный центр должен оказывать помощь территориям, не получавшим в прошлом достаточных средств для своего социально-экономического развития, но дотации этим регионам должны идти из федерального бюджета без использования механизма межрегионального развития.
Создание Фонда компенсаций позволит регулярно выплачивать ежемесячные пособия на детей во всех регионах страны. К концу 2010 г. только 14 из 89 субъектов РФ не имели задолженности по выплате ежемесячных пособий. Расчет субвенций из Фонда компенсаций на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. В 2011 г. ежемесячные пособия из Фонда компенсаций адресно выплачивались 23,3 млн. детей.
К концу 2010 г. совокупные государственные расходы на социальную сферу достигли 18% ВВП. Соотношение доходов государственных социальных внебюджетных фондов к консолидированному бюджету РФ 36,4%, образуя, по сути, второй социальный бюджет страны.
Федеральный бюджет на 2011 г. получил четкую социальную ориентацию, ассигнования на культуру, спорт, образование, по сравнению с 2010 годом, стали в 2-3 раза выше, чем по другим статьям. Предусмотрены высокие социальные гарантии, достаточные чтобы обеспечить повышение пенсии и заработной платы работникам бюджетных организаций на 30 процентов, причем не только федеральных, но и региональных.
Эффективность проводимых социальных
реформ во многом зависит от того, насколько
быстро социальная сфера может адаптироваться
к действию законов рыночной экономики,
какие объективные и
В настоящее время основные черты адаптации пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы к рыночным отношениям в РФ проглядываются с достаточной очевидностью.
Основные черты такой модели с финансовой точки зрения:
· провозглашение субсидиарности в качестве базового принципа социальной политики в России;
· относительное сокращение бюджетных и рост внебюджетных финансовых источников, усиление роли социального страхования, поддержание сети социального обслуживания населения. Социальное страхование из второстепенных методов переходит в разряд основных, наиболее адекватных рыночным условиям:
· законодательное закрепление минимального набора государственных социальных гарантий и наиболее важных сферах жизнедеятельности человека (образования и культуре, здравоохранении, социальной защите).
Ввиду невозможности продолжения
экстенсивного наращивания
· расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т. д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т. д.;
· нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т. д.
· существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;
· привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;
· участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.
Заключение.
Эффективность
реализации социальной политики любого
уровня – федерального, регионального,
корпоративного во многом зависят от экономики,
бюджетного ресурсов государства, субъектов
Федерации, муниципалитетов, предприятий
и т. д. Без достаточных финансовых средств
сложно говорить об адекватном развитии
образования, здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунального сектора, рынка
труда, обеспечении продуктивной занятости,
социальной защиты населения, своевременной
выплате заработной платы, пенсий, пособий
и других источников и механизмов жизнеобеспечения
граждан.
Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.
При правильном подходе сама социальная политика социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.
Выход России и ее регионов из кризиса связан с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансовых ресурсов, в том числе для реализации социальной политики.
Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т. д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.
Таким образом, экономика
и социальная политика органично
взаимосвязаны и
Список литературы.
1. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы. – СПб: Питер, 2009.
2. Горкин А. П. и др. Социальная энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2008.
3. Государственная социальная
политика и стратегия
4. Кадомцева С. В. Социальная защита населения. – М.: РАГС, 2010.
5. Менеджмент социальной работы. / Под редакцией Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 2010.
6. Смирнов С. Н. Социальная политика переходного периода. – М. 2011.
7. Социальная политика. / Под общей редакцией Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 20008.
8. Социальная политика: сборник научных трудов. – М., 2008.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М. Финансы, ЮНИТИ, 2007
10. Финансы. / Под редакцией проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.
11. Холостова Е. И. Социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2007.
12. Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. Финансы. – М., 2008.
Информация о работе Виды и источники финансирования социальной политики