Виды и функции политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:12, доклад

Краткое описание

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:
• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

Вложенные файлы: 1 файл

ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

ВИДЫ  И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

По сферам жизни  общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая  — регулирование отношений между  гражданами и социальными группами в экономической сфере;  
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;  
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;  
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;  
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:  
• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);  
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);  
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;  
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;  
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:  
• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;  
• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;  
по функциям государства (по области распространения):  
• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;  
• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого  из названных направлений можно  выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно  понятие «политика». Выделим основныефункции политики в обществе. К ним относятся:

• управленческая (политическое руководство обществом);  
• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;  
• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;  
• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;  
• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;  
• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;  
• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

 

 

 

5. В основе различий парадигм находятся попытки объяснить политику или через сверхъестественные начала, природные факторы, общественные факторы или собственно политические, внутриполитические факторы. Существует четыре группы парадигм: теологические, натуралистические, социальные, рационально-критические.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном истолковании источника и происхождения государственной власти, божественного объяснения природы политики власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т. п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Однако не стоит забывать, что такая интерпретация политических явлений существовала несколько веков.

      Натуралистическая парадигма ориентируется  на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами, и т. д. Объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциаль - ных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древности.

       Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.

Социальная  парадигма объединяет разнообразные  теории, суть которых сводится к  стремлению объяснить природу и  происхождение политики через социальные факторы, прежде всего, через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, или же через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социального действия.

     Рационально-критическая парадигма. Рационально-критическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т. п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика - это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это более приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами. Сущность политики находят в ней самой и объясняют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концепции и др.

Итак, политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигматическихдисциплин, т. е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.

  

 Функции политики и ее характерные черты

 

 

1      Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.

2      Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

3      Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

4      Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.

5      Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

6      Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.   

Характерные черты политики:

•     связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими проблемами заняты многие другие люди;

•     любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – социального института, который служит для решения проблем, интересующих общество в целом;

•     связь с действиями и интересами больших масс людей;

•     целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета много-

образия условий и компонентов политических действий;

•   властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

  

6. Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но предмет изучения различен. В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности ее функционирования, действующие в разных общественно-политических системах, а также наметить реальные результаты. Так, политология тесно связана с экономикой. Без знаний последней, сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить. Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.  
 
Специфично отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Философия закладывает категориальный аппарат политологии. Длительное историческое время философия и политология отождествлялись.  
 
Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества. Таким образом, в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук и на базе их выстраивает исследования, обеспечивает объективные знания о политических системах. 

4.Элементы  политики – это структурные единицы политики как единой, целостной системы.

К числу  элементов политики относятся:

1) Субъекты политики – социальные общности (класс, нация, политическая элита, массы, профессиональные группы), социальные институты (парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церкви, СМИ, международные организации) и отдельные личности (граждане, члены политической элиты, политические лидеры).

2) Политическая власть – главный элемент политики. Политическая власть – это возможность навязывать свою политическую волю членам общества.

3) Политическая организация – совокупность государственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

4) Политические отношения – формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики, основанные на согласии, партнерстве, конфликте, господстве.

5) Политическое сознание – система политических оценок, смыслов и утверждений, проявляющихся на уровне эмоций, чувств, переживаний, симпатий и антипатий (политическая психология), а также на уровне рациональных представлений, убеждений, составляющих политическое мировоззрение субъекта (политическая идеология).

6) Политическая культура – тип отношения индивида, социальной группы, общества в целом к тем или иным политическим явлениям, событиям, фактам, проявляющийся в поведении людей.


Информация о работе Виды и функции политики