Виды политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:05, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Переводной экзамен (Обществознание).docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

Традиционные для крестьянской ментальности царистско-вождистские ориентации были в полной мере и абсолютно сознательно использованы И.В.Сталиным, сформировавшим с помощью пропаганды культ своей личности как непогрешимого вождя («Сталин — это Ленин сегодня»). Было официально объявлено, что в СССР построен в основном социализм, что не соответствовало действительности, так как социалистические идеалы народовластия были далеки от осуществления. Наряду с этим существовали отдельные элементы социалистического характера, например общественно-государственная собственность на средства производства. В трудовых коллективах и массовом сознании всего общества воспроизводились в модернизированной коммунистической форме традиционные принципы общности, солидарности, приоритета нематериальных стимулов. Масштаб распространения в народе социалистического сознания закономерно связывался с тем, что, во-первых, среди населения испокон века зиждились духовно-нравственные ценности справедливости, добра, патриотизма, коллективизма, духовности. Во-вторых, кризис церкви и развитие атеизма лишали православную религию возможности контролировать эгалитаристские тенденции нации.

Не случайно большевизм трактуется некоторыми исследователями как  хилиазм христианства или ересь  православия. Н.А.Бердяев справедливо  считал советско-коммунистический строй  естественным следствием всей истории  России. Сталинско-большевистский режим  объективно продолжил дело форсированной  индустриализации, начатой еще при  Витте в дореволюционный период и при всех эксцессах обеспечил  форсированное вхождение страны в индустриальное общество.

Исследователи ставят вопрос об общем и особенном в развитии политических режимов в СССР и  в нацистской Германии в 1930—1940-х  гг. Общеизвестно, что в отдельные  периоды функционирования сталинско-большевистского  режима, как и в нацистской Германии осуществлялись массовые репрессии  и создавались концлагеря, в целом  взаимоотношения человека и власти приобретали расово-тоталитарный характер. В то же время имелись принципиальные отличия, заключавшиеся в том, что  в СССР господствовала идеология  пролетарского интернационализма, а в Германии — расовой ненависти  и геноцида народов. Большевизм ориентировался на построение общества всеобщего равенства, а нацизм — на сочетание господства частнособственнического капиталистического строя и национально-расового террористического  господства, причем главного своего врага  лидеры фашизма видели в коммунизме, а не в западной демократии. Характерно, что оккупационные войска на захваченной территории европейской части России осуществляли перестройку хозяйственных отношений на принципах рыночно-капиталистической экономики, уничтожая все социалистические элементы. Следует отметить и тот факт, что в США и Великобритании в годы второй мировой войны проводились карательные акции в отношении граждан этих стран, принадлежавших к этническим выходцам из стран-противников, которые заключались в концлагеря, но никто на этом основании не относит эти державы к тоталитарным государствам.

При всех недостатках и  пороках сталинский режим объективно выполнил главную задачу — спасения во время второй мировой войны  всего человечества от фашизма, что  было признано союзниками СССР — западными  демократиями в лице их лидеров — Черчилля и Рузвельта.

В годы Великой Отечественной  войны советская государственность  дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. Сталин разочаровался в  идее мировой революции и распустил  Коминтерн, отказался от политики воинствующего  атеизма и признал исторические духовно-культурные ценности России великим  достоянием СССР. В итоге возник тот сплав приверженности трудящихся советскому социалистическому строю  с многовековыми патриотическими  традициями русских и других народов  нашей родины, который и обеспечил  победу. Однако сталинский режим несет  и свою долю ответственности за неоправданно высокие потери. Хотя на фронтах  погибло 8,5 миллионов военнослужащих, что сопоставимо с потерями интервентов, но кроме того фашистами было истреблено 20 миллионов мирных жителей и  военнопленных, а в итоге было уничтожено целое послеоктябрьское поколение советских людей, что  имело далеко идущие последствия.

В этот период чрезмерная централизация  режима, наконец, получила известное  оправдание. В то же время, по мнению ряда историков, в годы войны произошло  ослабление диктаторского режима и  повышение степени самостоятельности  и ответственности исполнителей на местах. Следует подчеркнуть, что  И.В.Сталин несёт персональную ответственность  за многие поражения и просчеты начального этапа войны, но он неотделим как  Верховный Главнокомандующий и  от побед заключительного этапа. Блестящую объективную характеристику Сталину дал Черчилль в своей известной речи в британском парламенте. Великую и страшную фигуру Сталина невозможно рассматривать вне реальной истории советского государства со всеми его победами и поражениями.

Авторитарно-либеральный  режим.

Период 1985—1991 гг. ознаменовался  реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В  условиях экономического кризиса он пытался осу­ществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка  в политической сфере привела  к появлению оппозиции и возрождению  многопартийности. КПСС постепенно была оттеснена на вторые позиции в  управлении государством.

Существование оппозиции  является одним из неотъемлемых элементов  демократической системы власти, деятельность которой благотворно  сказывается влияет на функционирование власти. Поскольку перестройка планировалась  как ограниченная во времени, упорядоченная, проводимая под строгим партийным  контролем операция, в ходе которой  именно перестраивается политическая система общества, а не возводится новая конструкция, то оппонирующие политические силы имели возможность  критиковать ее как справа – с  позиций либерализма за недостаточную  либерализацию всех сфер общественной жизни, так и слева – с позиций  ортодоксального коммунизма, за поспешную либерализацию.

Легализация оппозиционных  структур произошла летом 1988 года в  период выборов в Верховный Совет  СССР. Выборам предшествовала работа XIX партийной конференции (июнь-июль 1988 года), на которой был выдвинут проект конституционной реформы, предусматривающий помимо альтернативных выборов принципиальные изменения существующей политической системы. Была создана двухуровневая представительная система – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы. Президент вышел из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные элиты. Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих и противоборствующих группировок.

Эти радикальные изменения  в условиях экономических неурядиц привели к распаду государственности  и краху союзного единства республик. Попытка руководителей правительства  и ряда ведущих министерств отстранить Горбачева от руководства страной  и сохранить союзное государство  в форме СССР закончилась неудачей и была охарактеризована победившими  сторонниками Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись, благодаря августовскому  поражению союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно осуществил ряд  мер, выходивших за пределы тогдашней  Конституции СССР, — запретил КПСС, подписал Беловежское соглашение о  роспуске СССР. В октябре 1993 года был  насильственно ликвидирован Верховный  Совет РСФСР и советская власть в целом, что нашло известное  осуждение в решениях Конституционного Суда. В стране установился антисоветский  ельцинский политический режим. Его  победа по-разному определяется в  политологической литературе: от реформации и демократической революции  до буржуазно-бюрократической контрреволюции и переворота.

Таким образом, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 80-х — начала 90-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления, как авторитаризма, так  и демократии, имели место в  политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Вероятно, ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.

4. Список использованной  литературы

1.Ирхин Ю.В. «Политология»,  Политология: учебник / Ю.В. Ирхин.  – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

2.Киселев С.Г. «Политология»,  Политология: учебник / под ред.  С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби,  Издательство Проспект, 2008.

3.Арон А. «Демократия  и тоталитаризм», Демократия и  тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993.

4.Демилов А.И., Долгов В.М.  «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007.

5.Цыганков П. «Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика». М.2005.

6.Исаев Б.А., Баранов Н.А.  «Политические отношения и политический  процесс в современной России»,  Учебное пособие, Издательство  «Питер», 2008.

5. Заключение

Таким образом, можно сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную  эпоху действует определенная тенденция  к увеличению числа демократических  режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим  или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства  стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

 


Информация о работе Виды политических режимов