Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:58, реферат
Восточная политика" Брандта, нацеленная на сближение с Восточной Европой после затяжной изоляции, вдохнула новую жизнь в германскую и общеевропейскую дипломатию. За свои заслуги первый социал-демократический канцлер (1969–74) и "отец разрядки" Вилли Брандт был отмечен Нобелевской премией мира.
Во главу угла социал-демократ поставил нормализацию отношений Федеративной Республики с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР. Составными элементами его последовательной "политики малых шагов" стали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971), а также "восточные договоры" по закреплению послевоенных границ в Европе и установлению дипломатических отношений со странами Восточного блока.
Введение
1. Вилли Брандт, как политический деятель
2. Сущность и основные направления «новой восточной политики»
3. Великобритания и США в контексте «новой восточной политики»
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Западная ориентация ФРГ
не ставилась под вопрос. Безопасность
страны по-прежнему могла быть обеспечена
только западными союзниками, в рамках
атлантической солидарности. «Новая восточная
политика» уравновешивалась участием
в НАТО и тесным сотрудничеством со странами
Запада. Но своей новой восточной политикой
ФРГ из тормоза стала мотором развития
отношений Запад-Восток.
Новый внешнеполитический курс,
проводимый В. Брандтом и В. Шеелем,
включал в себя и новый подход
к так называемому «германскому
вопросу». Как известно отношения
между двумя германскими
Заключение Четырехстороннего соглашения по западному Берлину и смена на посту первого секретаря ЦК СЕПГ В. Ульбрихта «просоветским» Э. Хонеккером открыли дорогу к ведению германо-германского диалога на новых началах.
Ратификация «восточных договоров» СССР и ПНР с ФРГ и вступление в силу Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину открыла дорогу к достижению дальнейшего прогресса в германо-германских отношениях. С 15 июня 1972 года начались консультации между М.Колем и Э.Баром по договору об основах отношений между ГДР и ФРГ. ГДР настаивала на необходимости «как можно скорее «разблокировать» свои внешние связи, стать членом ООН и установить дипломатические связи с западными государствами». ФРГ же своей целью видела «конструировать «отношения особого рода» между обоими государствами, отрицать международно-правовой характер разрабатываемого договора и придавать ему сугубо временный характер». Позиции обоих государств координально различались по своим целям. Однако как ни странно очень быстро удалось прийти к согласию. 8 ноября Договор об основах отношений был парафирован, 21 декабря подписан. Возможно, большую роль здесь сыграли досрочные выборы в бундестаг 19 ноября 1972, и как следствие спешка правительства Брандта и Шееля при парафировании документа, чтобы положительно повлиять на результат выборов.
21 декабря 1972 года состоялось
подписание в Берлине Договора
об основах отношений между
ФРГ и ГДР. Договор состоял
из преамбулы и десяти статей.
В преамбуле и первых шести
статьях были сформулированы
основные принципы взаимных
Конечно, Договор об основах
отношений между ФРГ и ГДР
способствовал улучшению
Урегулирование отношений
между двумя немецкими
После подписание договоров ФРГ с СССР, ПНР и ГДР правительству В. Брандта и В. Шееля оставалось заложить последний камень в фундамент «восточной политики» - урегулировать отношения с ЧССР, что было зафиксировано ещё в московской «Договоренности о намереньях сторон».
Официально переговоры проводились
в два этапа (7 – 11 мая в Праге
и 23 – 25 мая 1973 года в Бонне), однако
фактически они были растянуты на
три года – с октября 1970 года до
декабря 1973 года. Определенную роль здесь
конечно сыграли события «
В проекте договора
делегация ФРГ делала основные
акценты на положении об
11 декабря 1973 года в
Прагу прибыл В. Брандт и
В. Шеель. В тот же день
Договор о взаимных отношениях
Чехословацкой
В преамбуле договора ЧССР
и ФРГ, «выражая свою готовность создать
прочные основы для развития добрососедских
отношений, крепить мир и безопасность
в Европе, убежденные необходимостью
соблюдать цели и принципы Устава
ООН, зафиксировали осуждение
Подписание Договора о
взаимных отношениях ФРГ и ЧССР безусловно
явился огромным достижением внешней
политики и западногерманской стороны,
и Чехословацкой. Нельзя не учитывать
всей трудности достижения взаимного
согласия сторон: серьезная оппозиция
Договору в правительстве ФРГ
в лице блока ХДС/ХСС, а так
же реваншистские настроения в среде
судетских немцев. Несмотря на это
стороны нашли в себе силы подписать
Договор на приемлемых для обеих
сторон условиях. После подписания
Договора ЧССР смогла восстановить свой
международный авторитет, заметно
упавший после событий «
С подписанием договора ФРГ
с Чехословакией, а так же установлением
дипломатических отношений в
декабре 1973 года с НБР и ВНР
на основах равноправия и
Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину.
Среди проблем, от решения
которых зависело достижение прочной
разрядки в Европе, одно из главных
мест принадлежало проблеме Западного
Берлина. Уже около 25 лет с окончания
войны оставались открытыми такие
вопросы, как «…транспортные связи
Западного Берлина с
Ещё начиная с 1968 году, Вилли
Брандт, будучи министром иностранных
дел при канцлере Кизингере, вел
переговоры со своими коллегами из
Франции, США и Франции о необходимости
начать переговоры с СССР о достижении
улучшений в Берлине для
Официально переговоры между
«странами-победительницами»
Однако после его смены
на Эриха Хонеккера, 3 мая 1971 года, в
переговорах наметился
Следует пояснить, что на официальном уровне четырехстороннее соглашение по Западному Берлину не могло являться частью «восточной политики» правительства ФРГ, так как ни ФРГ, ни ГДР не могли участвовать в переговорах.
Для ФРГ в первую очередь речь шла о том, «…чтобы доступ в Западный Берлин был обеспечен, а связь с Федерацией - подтверждена. С этим было связано право федерального правительства представлять Западный берлин и его граждан за границей. Кроме того, мы (ФРГ) хотели добиться права на посещения в Восточном Берлине и за его пределами». Правительство ГДР, после ухода с поста Ульбриха, было заинтересовано в соглашении, поскольку в противном случае переговоры по Договору об основах отношений между ФРГ и ГДР были бы поставлены под угрозу, и тем самым потерпели бы фиаско притязания ГДР на международное признания. Советскому Союзу соглашение было необходимо так, как от него на прямую зависела ратификация Московского и Варшавского договоров. А США, в свою очередь, стремились к заключению соглашения по Западному Берлину, «поскольку американо-советский диалог о разрядке, в частности по вопросам контроля над вооружениями, мог иметь шансы на успех лишь после ратификации бундестагом «восточных договоров»». Интересы четырех держав переплетались тесным клубком, что же касается Франции и Великобритании, то они так же пошли на переговоры с целью найти взаимоприемлемое урегулирование одной из острых проблем европейской политики.
3 сентября 1971 года было
подписано, в достаточной мере,
компромиссное соглашение
Не сбылись надежды
Бонна на право представлять
Западный Берлин и его жителей
в международных контактах,
Что касается ГДР, то она получили от договора максимальную выгоду, добившись того, что «…в Четырехстороннем соглашении по Западному Берлину три западные державы – союзницы ФРГ по НАТО – впервые в обязывающей форме высказались о Германской Демакротической Республике как о сувереном государстве, о её границах и её отношениях с ФРГ и Западным Берлином. (…) Э. Хонеккер положительно оценил содержание Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину и отметил то важное положение, в котором три державы, как явствует из приложений к Четырехстороннему соглашению, ясно заявили, что федеральный президент, федеральный канцлер, федеральное правительство, федеральное собрание, бундестаг и бундесрат и другие государственные учреждения ФРГ не осуществляют в Западном Берлине никаких конституционных или должностных актов, противоречащих положению о том, что Западный Берлин не является составляющей частью Федеративной Республики Германии и не управляется ею».