Власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:57, доклад

Краткое описание

Власть - одно из основных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно эта борьба - причина наиболее драматических поворотов в жизни государства. Среди множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М.Вебера, согласно которому власть-это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли. В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется средствами осуществления власти, определяющими способами воздействия на поведение людей- авторитетом, традициями либо насилием. Наиболее древней формой проявления власти выступает агрессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне первобытной родовой общины.

Содержание

Основные концепции власти в современной политологии.
Структура власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Власть.docx

— 121.86 Кб (Скачать файл)

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они  трансформируются во власть, которая  и представляет собой способность  превращать определённые ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных  агентов. Ресурсы власти также разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов  людей. Существует несколько классификаций  ресурсов. Некоторые учёные разделяют  их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные  с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных  политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как  для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов  обычно выступают меры административного  наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы  утилитарные. Это, например, судебное преследование  участников забастовки, не побоявшихся  экономических санкций. 

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения  человека. Они призваны убедить подчинённых  в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение  действий субъекта власти, принятие его  требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов с влиянием непосредственно на сознание человека.

Достаточно распространённым и  плодотворным для понимания специфики  различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности  на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления, деньги как  всеобщий эквивалент стоимости  на средства производства, плодородные  земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - способность  повышения или понижения социального  статуса или ранга, места в  социальной стратификации. Они часто  совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и  социальный статус - социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское  обслуживание, социальное обеспечение  и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и проч. Как считает американский социолог О. Тофлер, в конце XX - начале XXI веков именно знания и информация станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти как сила и богатство утрачивают своё влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Конечно, далеко не во всех странах они имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, однако тенденция повышения значимости культурно-информационных  ресурсов как источника власти проявляется в современном мире достаточно отчётливо.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат  физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В  государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с  их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид  ресурсов традиционно считается  наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование  способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются  её субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени  все названные выше ресурсы.

Специфическим ресурсом  власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный  ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и  членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает  ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и её субъект и объект.


Информация о работе Власть