Политология : Власть как общественное
явление
Власть как общественное явление
Тема: Власть как общественное
явление.
План.
Введение……………………………………………………..….
1.Многообразие определений
власти, ее важнейшие аспекты
трактовки………………………...……………………………
2.Сущность политической
власти, ее основные компоненты.
2.1.Понятие «Политической
власти»……………………..…
2.2.Особенности политической
власти…………..………....
3.Основные компоненты
политической власти………..…….
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список……………………………………
Введение.
Власть – одно из фундаментальных
начал общества и политики. Она
существует везде, где есть
устойчивые объединения людей: будь-то
в семье,
различного рода организациях
и учреждениях, либо во всем государстве
– в
этом случае мы имеем дело с
верховной, политической властью. Определение
понятия власти, её сущности
и характера имеет важнейшее значение
для
понимания природы политики
и государства, позволяет выделить политику
и
политические отношение из
всей суммы общественных отношений.
Невозможно дать исчерпывающую
дефиницию: слишком сложен феномен власти(
да и каждая политологическая
школа изучает власть с позиций( которые
она
считает главными( решающими(
Власть появилась с возникновением
человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать
его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства
человеческого рода. Семейно – родовая
форма власти наблюдалась у
кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная
власть. Формирование власти
территориальной обусловлено
необходимостью организации общественного
производства, которая немыслимо
без подчинения всех участников единой
воли,
а также потребностью регулирования
социальных отношений между людьми. С
появлением классов и государства
кровные, родовые связи были разрушены,
моральный авторитет старейшины
рода сменился авторитетом публичной
власти,
которая отделилась от общества
и встала над ним.
1. Многообразие определений
власти, ее важнейшие аспекты
трактовки.
Вообще, понятие власти чрезвычайно
многообразно и сложно. Каждая из
дефиниций обычно акцентирует
внимание на той или иной стороне и связана
с
определенным подходом к ее
анализу.
Рассмотрим некоторые важнейшие
аспекты трактовки власти.
Телеологические определения
характеризуют власть с точки зрения цели,
т.е.
власть – это некое действие.
Как считал Томас Гоббс, власть это средство
достичь благо в будущем.
По своей сути, почти каждый
человек стремится к власти, будь-то мать,
которая стремится обеспечить
будущее своего ребенка, или директор
маленького магазина, цель которого
улучшить свое благосостояние и своих
родных.
Бихевиористские трактовки
рассматривают власть как особый тип поведения,
при котором одни люди командуют,
а другие подчиняются. Этой трактовки
придерживался Макс Вебер, он
считал, что власть – это стремление совершить
свою волю, вопреки сопротивления
кого-то.
Психологические интерпретации
власти пытаются раскрыть субъективную
мотивацию этого поведения.
Как считал Фрейд, в психике человека имеются
структуры, делающим его предрасположенным
к предпочтению рабства свободе
ради личной защищенности и
успокоения.1
Противоположностью бихевиористскому
и психологическому ведениям власти
является ее системная трактовка.
Это власть как средство социального
общения, позволяющая регулировать
конфликты, обеспечивать какие-то
взаимодействия.
Структурно-функционалистические
интерпретации власти основаны на понимании
разделения функций управления
и исполнения, т.е. власть есть некий сложный
механизм для достижения чего-либо,
дл того, чтобы разделять функции
исполнения и управления.
И, наконец, реляционистские
определения рассматривают власть как
взаимодействие двух партнеров,
при котором один из них оказывает
определяющее влияние на другого,
т.е. власть – это роль. Этой трактовки
придерживалась Хана Хеллент.
В данной работе рассмотрим
сущность политической власти её основные
компоненты и способы функционирования
этого феномена.
2. Сущность политической
власти,
ее основные компоненты.
2. Понятие «политической
власти»
Понятие «власть» в обыденной
жизни и в научной литературе употребляется
в
самых разных смыслах. Одни
считают , что власть означает реальную
способность одного из элементов
существующей системы реализовать
собственные интересы в её рамках
, и в этом смысле власть есть
осуществления влияния на процессы
, происходящие внутри системы. Другие
считают властью результаты,
продукт некоторого целенаправленного
влияния .
Третьи полагают, что власть
представляет собой такие взаимные отношения
между людьми или группами людей,
сущность которых заключается во влиянии,
воздействии, что это стремление
к достижению равновесия2 .
Власть есть присущее обществу
волевое отношение между людьми. Власть
необходима, подчеркивал Аристотель,
прежде всего, для организации общества,
которое немыслимо без подчинения
всех участников единой воле, для
поддержания его целостности
и единства3.
Исторический опыт показывает,
что там, где появляется необходимость
в
согласованных действиях людей
(будь то отдельная семья, группа, социальный
слой, нация или общество в целом),
там происходит подчинение их
деятельности достижению определенных
целей.
В этом случае определяются
ведущие и ведомые, властвующие и подвластные,
господствующие и подчиненные.
Мотивы подчинения весьма разнообразны.
Они
могут быть основаны на заинтересованности
в достижении поставленной цели,
на убежденности в необходимости
выполнения распоряжения, на авторитете
властвующего и, наконец, просто
на чувстве страха перед нежелательными
последствиями в случае неподчинения.
Сами мотивы имеют большое значение для
эффективности власти и её долговечности.
Здесь важно подчеркнуть, что
властные отношения объективно присуще
общественной жизни. Это своеобразная
плата за жизнь в обществе, ибо жить в
обществе и быть свободным от
его правил невозможно. Другими словами,
без
отношений власти человеческая
цивилизация невозможна.
Власть вовсе не является непременно
результатом только насилия,
подавление одной личности
другой. Замечено, например, что в сложной
натуре
человека есть несомненное
искание над собой власти, которой он мог
бы
подчинится. Это своего рода
потребность воздействия одного человека
на
другого, силы, соединяющая
людей в общество.
Исходя из выше сказанного,
можно дать следующее определение власти.
Власть в общем смысле есть
способность и возможность оказывать
определенные
воздействие на деятельность,
поведения людей с помощью каких – либо
средств – воли , авторитета
, права.
Отсюда можно сделать следующий
вывод: власть-это один из важнейших
видов социального взаимодействия,
специфическое отношение, по крайней мере,
между двумя субъектами, один
из которых подчиняется распоряжениям
другого,
в результате этого подчинения
властвующий субъект реализует свою волю
и
интересы.
Сама власть выступает в виде
управления, управление – в виде власти.
Но управление не есть функционирование
власти. Управление, подчеркивал
Б.Краснов, шире чем власть.
Власть – элемент управления, источник
силы
управления. Процесс управления
представляет собой процесс реализации
властной воли для достижения
цели властителя. Управление же является
средством, при помощи которого
целенаправленное воздействие власти
из
возможности превращения в
действительность.
Одно из наиболее распространенных
представлений о власти – понимание
её как принуждения. Как считает
М.Байтин, власть безотносительно от форм
своего внешнего проявления,
в сущности, всегда принудительна, ибо
так или
иначе, направлена на подчинение
воле членов данного коллектива,
господствующей или руководящей
в нем единой воле4. Отрицать то, что власть
проявляется в процессе подчинения,
принуждения воли какого – либо субъекта,
было бы нелепо. Вместе с тем
считаю, что сводить сущность властных
отношений только к насилию
и принуждению было бы неправильно.
Политическая власть существовала,
как известно, не всегда. В
примитивных обществах, т.е.
в обществах, социально не структурированных,
общая власть ещё не носит политического
характера, так как нет проблем,
которые вызывают к жизни политику,
- проблем достижения согласия.
Политическая власть возникает
в обществе, где люди разделены разными
интересами, неодинаковым положением.
В примитивном обществе власть
ограничена родственными племенами
связями.
Политическая власть определена
пространственными, территориальными
границами. Политической властью
обеспечивается порядок на основе
принадлежности человека, группы
к данной территории, социальной категории,
приверженности идее. При неполитической
власти нет жестких различий между
управляющими и управляемыми.
Политическая власть осуществляется всегда
меньшинством, элитой. Политическая
власть возникает на основе соединения
процесса концентрации воли
множества и функционирования структур
(учреждений, организаций, институтов),
взаимосвязь двух компонентов:
людей, которые сосредотачивают
в себе власть, и организаций, через которые
власть концентрируется и реализует.
Политологию же интересует
политическая власть, являющаяся ядром
политической системы общества,
её организационным и регулятивно контрольным
началом. Она определяет все
другие институты и отношения в самой
системе
общества. Прямо или косвенно
политическая власть воздействует на
развитие
всех других общественных систем
– экономической, социальной, духовной
и др.
К понятию «Политическая власть»,
конечно, применимо общее, приведенное
выше
определение власти как таковой,
как широкого понятия, имеющего
многочисленные формы проявления.
2.2. Особенности политической
власти.
Политическая власть характеризуется
рядом отличительных признаков:
. Легальностью использования
силы в пределах государство;
. верховенством , способностью
проникновения в любые общественные
процессы;
. многоцентричностью власти
(наличие одного центра принятия решения)
;
. всеобщностью власти , которая
означает функционирование власти во
всех
общественных отношений и политических
процессах.
. Многообразием ресурсов,
где политическая власть, и особенно,
государство используют не
только принуждение, но и ресурсы
(экономические, социальные
и культурно-информационные).
Специфическим признаком власти
как общественного явления
выступает доминирование властной
воли, а не просто влияние. Власть
связана с общественной организацией,
она есть качество, внутренне
присущее организацией общество.
Следует видеть различия между властью
организацией (на первых ступенях
развития человеческого общества) и
организацией власти (в классовом
обществе).
Не последнее место в понимание
власти как явления, связанного с
процессами, происходящими
в жизни общества, занимает такое понятие
как
легитимность.
Легитимность – это социально-культурная
характеристика власти,
основанная на признании права
носителя власти. Это способность власти
создавать условия для исполнения.
Власть чрезвычайно необходима
для достижения целей, ибо
государственная политика вряд
ли будет эффективна, если не соблюдаются
правила, установленные для
реализации этой политики. Именно потому,
что легитимность играет важную
роль, правительство стремится
обосновать свою власть, опираясь
на определенные принципы. В сущности,
правительство пытается создать
ситуацию, в которой решения
признавались и соблюдались
бы «не на страх, а на совесть», с верой
в
нравственную правоту решений
и законов. Правительство не могут
рассчитывать на длительное
существование и эффективную деятельность,
полагаясь только на насилие.
Необходимо добровольное согласие,
скрепленное уважением законности.
Большой вклад в теорию легитимации
господства внес Макс Вебер. В
зависимости от мотивов подчинения
он выделил три главных типа
легитимности власти.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность
благодаря традиции. Такую
власть М.Вебер характеризует
как традиционную власть. В этом случае
повинуются потому, что «так
всегда было». Традиционное господство
имеет место в патриархальных
обществах, организованных по подобию
семьи, где повиновение отцу
главе рода, является естественной реакцией
на политический порядок.
Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической
власти – это авторитет какого
– то необычного личного дара
– харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой
следует, называет качество
личности признаваемое необычайным. Благодаря
этому качеству она оценивается
окружающими как одаренная
сверхъестественными или, по
меньшей мере, специфически особыми силами
и
свойствами, недоступными другим
людям. Такая личность рассматривается
как