Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:51, контрольная работа
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Введение 3
1 Политическая власть: принципы организации
и функционирования 4
1.1 Понятие политической власти 4
1.2 Определение и структура власти 7
1.3 Соотношение политики и власти 13
Заключение 16
2 Тесты 17
Список используемой литературы 20
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулирующая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти.
Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это не продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и так далее, ни государственная — к политической. Государство выполняет и не политические задачи, которые, однако, могут приобретать политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и так далее).
Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространять на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способны действовать, выполнять распоряжения.
Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" — это не более, чем метафора, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и так далее.
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и тому подобном.
Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает не ситуаций, когда объект и субъект власти совмещают в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самостоятельных процессов в обществе, например, саморегулирования, самостоятельности, самоуправления.
Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готов брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для различного рода благ: высокого дохода, привилегии, выгодных связей и так далее.
К субъектам политической власти относятся:
• социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, создания органов власти "снизу";
• государство;
• политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованные. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создать свой "теневой кабинет");
• правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определено. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
• групповое и индивидуальное лидерство;
• личная власть;
• отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
• толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение естественно присуще людям. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество.
В широком смысле аппарат
политической власти включает в себя законодателя
(им может быть и парламент, и единоличный
правитель), правительственно-
Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патрицианский и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
1.3 Соотношение политики и власти
Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путём выборов, назначений, захвата.
Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляют свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это - важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей и интересов.
Эффективная, мудрая, реалистическая политика - залог процветания и благосостояния нации, стабильности общества. Главное в политике (сердцевина, ядро) - государственная власть, ее завоевание, удержание и использование. Все основные общественные силы, партии, движения обычно стремятся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих программных требований.
Власть - наиболее ценная и желанная "добыча" в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание государственной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики - это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство - ядро, нервный узел всей политики.
Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.
Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практического значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выбором власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении данной власти иностранные государства шлют своих визитеров самого высокого уровня с обещанием кредитов, с денежной поддержки существующего режима и так далее. Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами — постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и так далее.
Заключение
Я считаю, что о понятии
«политическая власть» можно
говорить с точки зрения науки
и философии, так как в практическом
смысле яркая реализация отсутствует.
Необходимо не упускать и тот факт,
что политическая власть реализуется
через государственную и как
следствие, теория о том «политическая
власть» и «государственная власть»
синонимы имеет право на существование.
Под государственной властью
принято понимать публично - политическое
отношения господства и подчинения
между субъектами, опирающееся на
отношение господства и подчинения
между субъектами, опирающееся на
государственное принуждение. И
как следствие - государственная
власть более узкое понятие, чем
политическая власть так как включает
в себя только некоторые функции
политической власти. Например, функциям
политической власти используемые государственной:
поддержание общественного
В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство - действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления.
2. Тесты.
1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:
Сферы жизнедеятельности |
Основания |
Ресурсы | |
Экономическая |
Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. |
Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые | |
Социальная |
Социальные группы и слои, на которые опирается власть |
Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика | |
Силовая |
Совокупность властных учреждений |
Оружие, аппарат физического принуждения | |
Юридическая |
Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности |
Конституция, законы,
программные документы | |
Культурно-информационная |
Система организаций |
Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?
а) демагогия, популистские заявления;
б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;
в) принуждение, насилие, террор;
г) формирование стереотипов поведения.
3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:а-4; б-5; в-6; г-1; д-2;е-3.
а) политическая власть; |
1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации; |
б) государственная власть; |
2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения; |
в) власть; |
3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства; |
г) медиакратия; |
4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан; |
д) теократия; |
5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах; |
е) анархизм. |
6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других. |
Информация о работе Власть как социально-политический феномен