Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:39, контрольная работа
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.
Основными принципами организации и функционирования государственной власти являются её суверенитет и легитимность.
Суверенитет государственной власти подразумевает её верховенство и независимость.
Верховенство государственной власти – это её приоритет над всеми другими формами власти в обществе. Государство обладает исключительным правом устанавливать в обществе единый правопорядок, наделять граждан правами и обязанностями, применять меры насилия и принуждения.
Независимость государственной власти – это её самостоятельность и равноправие с другими государствами.
Однако при всей своей суверенности и исключительности государственная власть не должна ставить себя выше закона. Сильная государственная власть обязана действовать в строгих рамках действующего законодательства. В развитом демократическом обществе контроль за соответствием закону в деятельности государственных органов осуществляет само гражданское общество.
Легитимность государственной власти –это признание обществом законности власти правомерности её решений. Власть учитывает интересы граждан и действует в рамках закона, а граждане добровольно подчиняются её решениям и требованиям.
Ресурсы государственного принуждения ограничены, а их расширенное применение небезопасно для самой власти. Поэтому даже авторитарные режимы стремятся к завоеванию и сохранению легитимности (путем проведения выборов, сохранения форм народного представительства). В целом легитимность – признак цивилизованного общества.
Легитимность власти как принцип её организации и функционирования выполняет важные социальные функции:
- она позволяет отличить законную власть от узурпации;
- она определяет границы
правомерности применения
- она исключает возможность неправомерного насилия власти над обществом и общества над властью.
Типы легитимности. Убежденность членов общества в законности власти и правомерности её действий может достигаться различными способами. М. Вебер предложил классифицировать варианты легитимности по мотивам подчинения общества власти и на этом основании выделил три типа легитимности – традиционный, харизматический и рационально-легальный.
Традиционный тип легитимности основан на авторитете прочных государственных традиций, давних обычаев, исконных установлений. В нем воплощена социальная привычка подчинения власти, тесно связанная с религиозными традициями сакрализации (обожествления) самой власти и её носителя. (В настоящее время такие традиции поддерживаются в основном исламом и буддизмом.) Традиционный тип легитимности сохраняется до наших дней (хотя и в измененном виде) в таких традиционных монархических государствах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Иордания и др.
Харизматический тип легитимности связан с верой масс в исключительный, «богоданный гений» политического вождя (харизматического лидера). Создавая в его лице кумира, люди безгранично подчиняются его власти. Харизматические вожди разнотипны (Моисей, Давид, Будда, Мухаммед, Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер, Мао Цзэдун, Хомейни и др.). Однако появление таких вождей и вся их деятельность связаны с кризисными, переходными и переломными моментами в истории своих народов (революции, войны, миграции народов, радикальные реформы). В настоящее время харизматический тип легитимности преобладает в молодых, развивающихся странах Африки, где имеют место организованное политическое поклонение, политическая религия, обожествление «вождя нации».
Рационально-легальный тип легитимности основан на вере общества в справедливость существующих правил формирования власти. Органы власти избираются на основе конституции и действуют в соответствии с законом. Избиратели сознательно голосуют на выборах за приемлемого кандидата (за политическую партию, за политического лидера). Победа той или иной политической силы на выборах становится главным мотивом подчинения ей общества.
Типология М. Вебера может быть принята в качестве теоретической модели. Однако на практике все три типа легитимности «существуют» в большинстве стран мира. Так, в современной Великобритании преобладает рационально-легальный тип легитимности. В то же время устойчивое сохранение конституционной (парламентской) монархии в качестве формы правления свидетельствует о традиционном характере политического сознания британского общества. В современной России также преобладает рационально-легальный тип отношения избирателей к формированию органов власти. Вместе с тем, в политическом сознании россиян сохраняются элементы традиционного авторитета верховной власти, наличествует и явно харизматическое восприятие государственного лидера – президента Российской Федерации.
Помимо перечисленных типов легитимности, существует также идеологическая легитимность. Это – идейное обоснование соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям и менталитету народа. Если политической власти удастся опереться на господствующие в обществе идеалы, то её организационные и мобилизационные ресурсы существенно возрастают. Идеологическая легитимность заметно усиливается в настоящее время, в связи с включением в сферу политики широких социальных слоев, расширением избирательных прав народа, образованием политических партий, интенсивным развитием СМИ и усилением их влияния на массовое политическое сознание.
В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют друг друга, поэтому говорят о смешанном типе легитимности.
II. Тесты.
1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:
Сферы жизнедеятельности |
Основания |
Ресурсы |
Экономическая |
Господствующая форма |
Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная |
Социальные группы и слои, на которые опирается власть |
Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Административно-силовые |
Совокупность властных учреждений |
Оружие, аппарат физического |
Юридические |
Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности |
Конституция, законы, программные документы политических партий |
Культурно-информационные |
Система организаций |
Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?
а) демагогия, популистские заявления;
б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;
в) принуждение, насилие, террор;
г) формирование стереотипов поведения.
3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
а) политическая власть; |
1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации; |
б) государственная власть; |
2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения; |
в) власть; |
3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства; |
г) медиакратия; |
4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан; |
д) теократия; |
5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах; |
е) анархизм. |
6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других. |
А-5, Б-2, В-6, Г-1, Д-3, Е-4.
4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?
а) бюрократизация;
б) легитимность;
в) партикуляризм;
г) лоббизм.
5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?
а) Конфуций;
б) Ш. Монтескье;
г) Аристотель;
д) Ж. Боден.
Информация о работе Власть как социально-политический феномен