Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:27, контрольная работа
Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношений, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования………4
Заключение……………………………………………………………………….8
II.Тесты……………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………...11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Политология
по теме: Власть как социально-политический феномен
Исполнитель: студент
Специальность Экономика
малых и средних
Группа ЭП-13 КП
Ф.И.О. Сунгатуллина Гульнара Дамировна
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования………4
Заключение……………………………………………………
II.Тесты…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложилось так, что отношения в государстве складываются между разнообразными субъектами по принципу власти и подчинения, одних субъектов более высокого социального статуса над субъектами низких социальных статусов, объединяющим понятием таких отношений в рамках государства является понятие «политическая власть».
Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношений, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т.д.
Понятие политическая власть имеет множество определений. Однако в этих определениях не в полной мере отражены существенные стороны политической власти.
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования
Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывающейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемой положение и владение информацией, в так же знание, опыт, особые навыки, нередко и организация».
Политологи дают разные определения политической власти. При этом один из них политическую власть отождествляют с властью государства, другие под политической власти понимают управление общественными делами. Третьи, определяя политическую власть, понимают ее как принуждение. «власть,- пишет, к примеру. Один из сторонников такой точки зрения,- безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле». Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть – это способность класса, социального слоя, партии и т.д. осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. « в общем смысле,- пишет, например, В.Д. Попов, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств». Пятые ученые, определяя политическую власть, сводят ее к способности и возможности оказывать лишь воздействие на поведение и деятельность людей. Такую позицию, в частности, занимает Б.И. Краснов. Ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, он пишет: «Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия.
Основные черты политической власти:
- наличие объекта и
субъекта политического
первичные – крупные социальные группы со своими интересами;
вторичные - органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;
- закрепление в законах полномочий субъекта правления;
- четкий механизм реализации решений политической власти на практике;
- принцип (функционального) разделения власти;
-легитимность власти;
легальность (законное основание для власти);
легитимность (поддержка власти обществом).
Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых социальных группах и т.д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т.д.)
Функции политической власти:
- управленческая;
- интегрирующая (интеграция общественных интересов);
- мотивационная;
- мобилизационная;
- контролирующая (обеспечение правопорядка);
- культурная.
Функции политической власти напрямую
связаны с функциями
Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает признаками:
- возможность законного использования силы и решений актуальных проблем;
- ее решения обладают
- опирается на систему
Верховенство государственной власти проявляется в:
- общеобязательности ее решений для населения;
- возможности отмены
- обладании рядом
- наличии специальных средств
воздействия на население,
- наделении правами и
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть закона, сформирована самим народом и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.
Значение принципа легитимности, позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной , то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.
Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:
- традиционный тип
легитимности основан на
- рационально-легальная легитимность основана на вере участников политический жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;
- идеологическая легитимность
состоит в обосновании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была сделана попытка раскрыть понятие политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместимость в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения.
Классическая постановка вопроса о власти исходит от того, сто она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государство, по Веберу, состоит в том, что единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.
Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть – первооснова политики.
II. Тесты
1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:
Сферы жизнедеятельности |
Основания |
Ресурсы |
Экономическая |
Господствующая форма |
Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые |
Социальная |
Социальные группы и слои, на некоторые опирается власть |
Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика |
Административно-силовые |
Совокупность властных учреждений |
Оружие, аппарат физического |
Юридические |
Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности |
Конституция, законы, программные документы политических партий |
Культурно-информационные |
Система организаций |
Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения |
2. Какой из перечисленных методов является демокра-тическим в осуществлении политической власти?
б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции.
3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:
а) политическая власть; |
реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах; |
б) государственная власть; |
форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения; |
в) власть; |
способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других; |
г) медиакратия; |
власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации; |
д) теократия; |
форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства; |
е) анархизм. |
социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан. |
4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?
б) легитимность.
5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?
г) Аристотель;
Афанасьев, Ю. Власть как цель и средство [Текст] / Ю. Афанасьев // Свободная мысль-XXI. 2005. № 1.
Макарин, А. В. Бюрократия в системе политической власти [Текст] / А. В. Макарин. СПб., 2001
Ракитянский, Н. М. Портретология власти [Текст] / Н. М. Ракитянский. М., 2004.
Халипов, В. Ф. Кратология – наука о власти : концепция [Текст] / В. Ф. Халипов. М., 2002Шестопал, Е. Б. Новые тенденции восприятия власти в России [Текст] / Е. Б. Шестопал // Полис. 2005. № 3.
Информация о работе Власть как социально политический феномен