Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:24, реферат
Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы призвана ответить наша работа.
ОБРАЗЕЦ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный
Кафедра политической социологии
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Политология»
на тему:
«Власть как социальный феномен»
Набатовой М.И.
Тишкевич М.Я.
Гомель, 2013
Введение
Выбранная тема реферата интересна и сложна. Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чем–то безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.
Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе «Политика» утверждал, что «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа… Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».
Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы призвана ответить наша лекция.
Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. «Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть», - известная формула М. Вебера.
Таким образом, можно
определить политическую власть как
способность и возможность
Власть как социальный феномен
По своей природе
власть - явление социальное (общественное),
поскольку возникает в
Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей.
Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.
В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.
Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.
Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой.
С древнейших времен в истории человечества власть рассматривалась как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), как социально-психологический ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и как механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).
Таким образом, социальная власть — это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интересу).
Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном — политический.
В государстве мы имеем
дело с политической властью. В анализе
политических систем общества власть
занимает такое же место, как деньги
в экономических системах: она
имеет крепкие корни в
Существуют различные мнения о власти как социальном феномене.
Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала – созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.
В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.
Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.
Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
2. Власть как один
из способов организации
Итак, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.
Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются.
Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.
Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.
Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации.
Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.
Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.
Рассмотрим основные концепции (мысли, понятия) власти:
1) Теологическая (греч.
Theos — Бог) - всякая государственная
власть происходит от Бога. «Источник
власти в Боге» — Фома
2) Телеологическая (греч. Telios — цель) - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти.
3) Биологическая концепция – власть для обуздания человеческой агрессии, как биологического существа.
4) Бихевиористская (англ.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди.
Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.
Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.