Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека.

Вложенные файлы: 1 файл

kolokvium.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

 

Политические партии возникают  для представительства и выражения  разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной  неоднородности. Чем она выше, тем  больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются  по количественному и качественному  критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции  обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали  коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются  по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: 
а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

  • мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
  • партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих 
    выборах;
  • доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
  • миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни  той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образуетизбирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. [2]

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило  переведения полученных голосов  в мандаты, голосование за конкретного  кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.[3]

Мажоритарная избирательная система


Система формирования ИВ выборных органов  власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

При системе квалифицированного большинства  победителю необходимо набрать заранее  установленное большинство, которое  выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Гибридная избирательная система


Использование мажоритарной системы  допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением  кандидатов исключительно партийным  списком, которым каждый кандидат выдвигается  в один из мажоритарных округов, а  сам список утверждается решением высшего  органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система  превращается в гибридную избирательную  систему.

Пропорциональная избирательная система


Система формирования выборных органов  власти через партийное представительство  называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

  • Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
  • Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)
  • Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
  • Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000
  • После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
  • Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.

Плюсы и минусы пропорциональной системы[править | править исходный текст]

  • Плюсы

Более полный учет разнообразных интересов  и ценностей, существующих в данном обществе

  • Минусы

Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много  мелких партий)

Гибридная избирательная система[править | править исходный текст]


Указание в партийном списке кандидатов каждому из них мажоритарного  округа, в котором он будет баллотироваться, делает партийные списки предельно  открытыми и превращает пропорциональную избирательную систему в гибридную  избирательную систему.


Информация о работе Власть как социальный феномен