Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 01:45, реферат
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Введение………………………………………………………..………3
1 Фашизм: зарождение, идеология и проявления……………....……4
Фашизм политика и ее идеология…………………………….…..6
История фашизма………………………………………………….7
2.Влияние фашизма на советский союз……………………….….10
2.1 Воздействие фашизма на СССР о время Второй Мировой войны…………………………………………………………….…….10
2.2 «Индустрия смерти» …………………………………….…..….11
Заключение……………………………………………………..……..14
Список используемых источников…………………………………..15
Содержание.
Введение……………………………………………………….
1 Фашизм: зарождение, идеология и проявления……………....……4
2.Влияние фашизма на советский союз……………………….….10
2.1 Воздействие фашизма
на СССР о время Второй
2.2 «Индустрия смерти» …………………………………….…..….11
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа. (Б. Муссолини)
В качестве эпиграфа к моему реферату я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием. Данная работа – одна из моих попыток анализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду прежде всего на концепции фашистского государства.
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо[1]. Основой для написания данного реферета послужили несколько исследовательских работ и статей из фондов библиотеки им. Н.А.Некрасова. Особо обращаю внимание на работы уже упомянутого Работяжева, Устрялова, на объёмную и очень грамотно написанную монографию Галкина, крупнейшего специалиста по германскому фашизму. Также нельзя не отметить и творчество болгарского исследователя Ж. Желева; его работа, вышедьшая в середине 80-х наделала немало шума как на родине автора, так и в Советском Союзе, стимулировав интерес к данной проблеме. Обращаю внимание на монографию Б. Бессонова – в ней приводится обширная библиография по теме, в том числе и буржуазная библиография.
Главный недостаток большинства работ заключается в том, что их авторы – историки, а не политологи, и уже поэтому мне приходилось чётко и тщательно отбирать материал для данного реферата, реферата по политологии. Кроме того, практически отсутствует новая, современная литература по данной теме (за исключением журнальных и газетных публикаций).
Исходя из найденного материала, моя работа была выстроена следующим образом. Я посчитала уместным несколько сузить тему исследования и более подробно остановился на концепции тоталитарного фашистского государства. Но для начала необходимо определиться с терминологией.
Прежде всего, давайте ответим на вопрос что такое фашизм. «Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем». Такое определение дает в своей работе А. Галкин. Обращаю внимание на то, что уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. И. Мазуров обращает внимание на то, что еще с довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм». «В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого государственного центра». Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества».
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание "тотального государства" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)"
Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов. В данной работе я эти концепции не учитывала и в равной мере рассуждала о фашизме итальянском, немецком, испанском и т.д.
Структура реферата выглядит следующим образом. Сначала я рассмотрю теоретическую часть – опишу особенности фашистской политической доктрины – такой, какой она задумывалась вождями. Затем я постараюсь обрисовать историческую канву – как теоретические выкладки идеологов фашизма были реализованы на практике и что в конечном итоге произошло.
1.Фашизм политика и ее идеология.
Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.
Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества. Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном, политическом или религиозном движении, могут приходить к власти под вывеской любых лозунгов.
Фашизация общества может быть следствием отчаянной попытки правящего эксплуататорского класса удержать власть в борьбе с угнетенным классом - в этом случае идеологическим прикрытием фашизма выступает формальная идеология правящего класса, преподносимая как ценность, олицетворяющая собой "законность", "порядок" и т. п.
Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей в нем политической системой вследствие действий политиков, якобы искренне защищающих интересы господствующего класса и под этим предлогом устанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическим прикрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящего эксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, а диктатура котерии или личности.
Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты идеологических прикрытий в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют.
Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается по сути в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки. Христианство в средние века пережило подобную трансформацию. Аналогичные процессы мощно по сей день идут в некоторых мусульманских государствах. Подобную деградацию испытало и коммунистическое движение.
В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.
Фашизм возвеличивает и мистифицирует роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа” (Б. Муссолини).
2.1 История зарождения фашизма
Первые фашистские организации — “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году.
В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности фашизма — нацизм.
В январе 1933 года нацисты пришли к власти в Германии. С их приходом были свернуты все демократические институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.Были распущены профсоюзы и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные немецкими трудящимися в течение предшествующего столетия.
Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы концентрационные лагеря, куда без судебного разбирательства и указания срока заключения бросали граждан, подозреваемых в действиях против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных в них людей составляло около миллиона человек.
Фашизм превратил страну в государство, в котором все стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.
В начале может показаться странным, как могло случиться, что в Германии, одной из самых культурных и просвещенных стран Европы, возник фашизм и овладел умами и душами людей.
Но опыт Италии и Германии наглядно раскрываются предпосылки, которые благоприятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима, теоретическая основа этих предпосылок уже была описанна выше, но на примере Германии и Италии это следующее:
общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия;
б: наличие влиятельных левых партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества;
в: наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий;
г: наконец, поддержка фашистов различными социальными и политическими слоями, в том числе крупной буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения.
Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь большинство стран мира в самую масштабную и кровопролитную войну.
Глава 2 Влияние фашизма на советский союз.
Следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.
Советский Союз предпочел план создания системы коллективной безопасности. Противоречия стран-участниц дипломатического процесса и их взаимная подозрительность в конечном счете способствовали безнаказанности и разжиганию аппетитов фашистских режимов. Захват Германией демилитаризованной Рейнской зоны и поддержка третьим рейхом войск Франко в Италии убедили Гитлера в безопасности проведения политики агрессивных захватов.
В середине августа 1939 года, когда, по оценке Москвы, угроза войны в Европе стремительно нарастала, СССР заключил с Германией пакт о ненападении с составлением секретного протокола. Такой ценой в Кремле рассчитывали сохранить нейтралитет, а определив свою “сферу интересов” посредством секретного протокола, улучшить в случае войны стратегическое положение СССР, выдвинув передовые рубежи обороны Советского государства на 200-250 километров на запад. Как считало советское руководство, это обеспечивало решение главной задачи — не быть втянутым в войну — и казалось надежнее, чем неопределенная перспектива зыбкого союза с западными державами.