Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:52, реферат
Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним.
Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Корни богатой культурой Европы - в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную культуру.
Христианская религия выступает как мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности.
Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа освобожденного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество - церковная архитектура, - было призвано прославлять величие бога и церкви. Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви.
Влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок светскому развитию, на востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освещенной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.
На Руси христианство способствовало появлению и развитию топологической общности храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русские города стали украшаться храмами и другими монументальными зданиями - крепостями, княжескими палатами и т.д., жилища граждан и крестьян - предметами прикладного народного искусства. Особенное значение в средневековой русской культуре (как и в западной) приобрело строительство храмов, которые становились центрами культурной и интеллектуальной жизни. Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений стал величественный киевский собор Св. Софии. Храм воплощает собой устремленность человека к богу. Купол храма олицетворяет молитвенное горение к небесам, способ приобщения к божественному.
Храмовая культура способствовала также развитию монументальной живописи и иконописи. Были созданы региональные художественные школы в Киеве, Новгороде, Ярославле, Ростове Великом. Церкви расписываются с помощью образцов - канонов, они назывались «таблетками», а позднее «прописями».
Христианизация Руси во многом способствовала возникновению русской философии. Через христианство русская философия смогла, не утратив своей уникальности, приобщиться к философской традиции Византии и через нее - к античной философии. Митрополит Илларион стал основателем «исторического богословия» - продуктивного и жизненного философского направления.
Первая попытка осмыслить человеческое существование как целостность, в единстве личной, семейной и государственной жизни, принадлежит великому русскому князю Владимиру Мономаху. Он создал «практическую философию», в которой наряду с глубокими философскими прозрениями давал практические советы и разрабатывал этические нормы.
2. Культура Византии
Периодизация культуры Византии:
— до конца 5 в. - ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)
— конец 5 — начало 6 в — — формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.
Основные направления развития Византийской культуры в 4 — п.п. 7 вв.
Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур. Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).
Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.
Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.
В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество). Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую. Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография). Особенно богата историческая литература. В 4 — 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа — Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).
Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции. Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа. Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.
В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.
Наука
Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.
Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).
Происходит формирование научной мысли, в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.
Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).
Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры. Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.
Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие. Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.
Литература и театр
▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;
▬ для содержания и сюжетной линии характерно сочетание античных мифов и евангельских сказаний;
▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;
▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;
▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)
Театр сохранил свое значение. В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.
4. Романский период
Возникновение
Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.
Строительные особенности В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Готика
Возникновение стиля готика
Информация о работе Влияние христианства на европейскую культуру