Политика - это искусство
управления государством, ведение государственных
дел, сущность деятельности органов власти.
Политика всегда отражает определенные
интересы, обусловливается экономическим
состоянием общества и является эффективной,
если соответствует потребностям развития.
Внешняя политика являет
собой продолжение внутренней политики,
ее распространение на отношения с другими
государствами. Как и внутренняя политика,
она теснейшим образом связана с господствующим
экономическим укладом, общественным
и государственным строем общества и выражает
их на мировой арене. Вместе с тем политика
обладает самостоятельностью и влияет
на все сферы жизни, в том числе на экономику,
выражая ее в концентрированном виде.
Основные направления
внутренней и внешней политики Российского государства определяет
Президент РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами. Он обращается
к Федеральному Собранию с ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики
государства. Послание Президента РФ парламенту
России одновременно является посланием
стране. Правительство РФ ежегодно заявляет
о приоритетах промышленной и социальной
политики.
В последнее время противоречия
глобального развития заставили
цивилизованных участников международной
жизни уделять все больше внимания вопросам
предотвращения ракетно-ядерной войны;
организации превентивных мер по предотвращению
межэтнических и межконфессиональных
конфликтов и их локализации; предотвращению
техногенных катастроф и ликвидации их
последствий; борьбе с терроризмом, контрабандой
наркотиков, с голодом, болезнями, совместным
мероприятиям по охране окружающей среды
и ликвидации источников и последствий
её загрязнения. В дополнение необходимо
принять во внимание проблемы численности
населения, энергоресурсов. Важной составной
частью внутренней политики является
экономическая безопасность, а также проведение социальной политики:
социальное страхование, социальная защита
работников, политика в области заработанной
платы, социальные меры на рынке труда,
жилищную политику.
^
Целью данной контрольной
работы является анализ актуальных проблем
внешней и внутренней политики России.
Внешняя политика России.
Специфика внешней политики
обуславливается тем, что в мире существуют
различные государства (в настоящее время
более 200) с их несовпадающими интересами
и программами, целями и задачами. Ныне,
как никогда, возрастают роль и значение
глобальных, а также региональных проблем,
особенно в сфере обеспечения безопасности,
охраны окружающей среды, развития экономических
отношений.
1.1. Глобальные проблемы
современности - это совокупность
наиболее острых мировых проблем, решение
которых требует массового осмысления
и объединения усилий всех народов и государств:
-
Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления,
сохранение экологического баланса Земли,
всеобщего сбережения природной среды,
материальных ресурсов и труда, преодоления
расточительного характера современной
западной цивилизации, ибо от ее решения,
в конечном счете, зависит решение всех
остальных проблем.
-
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира, обеспечения международной безопасности,
разоружения и конверсии, укрепления доверия
к сотрудничеству между народами до недавнего
времени представлялась самой жгучей
проблемой современности. Усилия народов
и государств должны быть направлены,
прежде всего, на преодоление причин, порождающих
войны. Для этого требуется ограничить,
а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества.
-
^ Разрешение межэтнических противоречий.
Национальные трения существовали, и будут
существовать до тех пор, пока сохранятся
национальные различия. Многонациональное
общество изначально менее стабильно,
чем этнически однородное общество. К
числу мер, ведущих к разрешению этнических
противоречий, можно отнести: передачу
существенной доли власти этнорегиональным
территориям; принятие избирательных
законов, стимулирующих межэтнические
переговоры; создание условий для роста
благосостояния экономически неблагополучных
меньшинств.
-
^ Экологическая проблема в ее
современном виде возникла в 60-х годах
текущего столетия и переросла в экологический
кризис, который представляет собой резкое
ухудшение состояния естественной среды
обитания человека (биосферы) в результате
нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений
системного кризиса современной цивилизации.
-
Проблема человека, включая измерение общественного
прогресса и соблюдения социальных, экономических
и индивидуальных прав и свобод личности,
борьбу с международной преступностью
и терроризмом.
2.1. Приоритетные направления
и проблемы внешней политики
России:
-
Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Никто из внешнеполитических
партнеров не сомневается, что главной
задачей внешней политики самостоятельной
России является укрепление ее международных позиций, разработка новой военно-политической доктрины. На реализацию этой задачи нацелены
Основные положения концепции внешней
политики Российской Федерации.
-
В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Европы, находящихся в исторически сложившейся
сфере ее интересов, в том числе с бывшими социалистическими странами. Они важны с точки зрения вхождения
в формирующееся политическое, экономическое,
правовое, социальное пространство, ядром
которого выступает Европейское сообщество.
-
Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В целях создания эффективной системы
комплексной безопасности сотрудничество
и в военно-политической сфере.
-
^ В Азиатско-Тихоокеанском регионе
внешнеполитические приоритеты включают
развитие сбалансированных и стабильных
отношений со всеми странами, особенно
с Китаем, Японией и Индией. В Азиатско-Тихоокеанском
регионе, который будет представлять собой
самый перспективный регион в XXI в., геополитический
статус России как мировой державы будет
определяться в первую очередь основными
показателями экономической политики.
Россия должна зорко следить за Китаем,
чтобы не допустить военного выплеска
его энергии ни на Тайвань, ни на собственные
территории; непосредственным инструментом
данного сдерживания должны выступать
США или НАТО.
-
^ Равноправное развитие отношений с США, противодействие установлению «однополюсного» мира. Объективной базой развития российско-американских
отношений является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных отношений. Здесь
ставятся задачи обеспечить на взаимной
основе выполнение достигнутых договоренностей
по сокращению и уничтожению ядерных,
химических и иных вооружений, соблюдение
положений Договора по ПРО.
-
Для российского геополитического положения
небезразличны изменения, происходящие
на европейском пространстве и связанные
с продвижением НАТО на Восток. Россия не может остановить расширение
НАТО, однако должна внятно и однозначно
трактовать это как недружественный шаг
и ограничивать выгоды новых членов НАТО
от сотрудничества с собой. Отношения
России с Североатлантическим альянсом
осложнены в связи с планами по расширению
НАТО на Восток, в том числе по ускоренному
приему Грузии и Украины, а также приближение
военной инфраструктуры к российским
границам (создание баз в Румынии и Болгарии)
и нератификация соглашений об адаптации
договора об обычных вооруженных силах
в Европе (ДОВСЕ).
-
^ Участие в миротворческих акциях
прекращения вооруженных конфликтов под
эгидой ООН.
-
Распространение ядерного оружия приобретает неконтролируемый
характер. Выходом является создание новой
системы коллективной безопасности, предоставляющей
государствам альтернативные, более традиционные,
в основном дипломатические методы обеспечения
своей безопасности и суверенитета. Оно
потребует отказа США от политики одностороннего
применения силы; вербальное убеждение
США в непосильности для них этой политики
– объективная миссия России.
-
^ Защита прав граждан России и
соотечественников, где бы они ни были.
Любой гражданин России должен чувствовать
там себя как дома и получать активную,
инициативную поддержку.
-
^ Грузинско-российский вооруженный конфликт.
Конфликт порождается сложнейшей комбинацией
различных причин. Здесь и особенности
«порывистого» грузинского характера,
и особенности характера именно Саакашвили,
переходившего от молитв в церкви перед
встречей с российским президентом к личным
оскорблениям и прямо провоцировавшего
нас, и психологические особенности наших
лидеров и их теперешней ситуации, и много
другого. Атмосфера холодной войны предполагает
ее периодические переходы в локально
горячие состояния. Следствием этого стало
признание независимости Абхазии и Южной
Осетии.
-
^ Северный Кавказ – это пороховая
бочка, и совершенно не представимо, что
могут быть независимые Южная Осетия и
Абхазия и рядом, под боком – спокойные
субъекты Российской Федерации Чечня
и Ингушетия. И если каким-то чудом удалось
бы стабилизировать признанную хотя бы
частью государств Южную Осетию, то через
некоторое время не южные осетины станут
просить об объединении с северными в
рамках Российской Федерации, а северные
– о присоединении к Югу. И так же не представимо,
что может быть присоединение к России
Абхазии (достаточно жизнеспособного
и свободного общества, интеграция которого
в российскую систему «властной вертикали»
без кровопролития невозможна) и Южной
Осетии при сохранении спокойствия на
Северном Кавказе.
-
^ Энергетическая доктрина. Удорожание
нефти носит фундаментальный характер
и отражает общую нехватку энергоносителей
и превращает российские нефть, газ и уголь
из коммерческого в стратегический, геополитический
ресурс – главный ресурс России во внешней
политике. При освоении природных ресурсов
следует обеспечивать максимальное влияние
российского капитала – как частного,
так и государственного. Фундаментальная
задача в сфере структурных преобразований
- повышение степени переработки экспортируемой
продукции. Интенсификация развития не
отменяет необходимости освоения новых
месторождений, в первую очередь Ямала
и Штокмана, и восстановления масштабов
геологоразведки, достаточных для устойчивого
развития топливно-энергетического комплекса
(ТЭК) в стратегической перспективе.
Задача, которую Россия должна решить
во внешнеполитических отношениях, - не
допустить, во-первых, ущемления своих
позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения
от участия в решении проблем, затрагивающих
ее стратегические интересы.
^ 2. Внутренняя политика России.
2.1. Главной проблемой внутренней
политики России является реализация
социальной политики. В последние
десятилетие тенденции таковы, что объем
и содержание функции социальной политики
во всем мире расширяются. Каковы же основные
функции социальной политики?
Во-первых, это функция регулирования
воспроизводства рабочей силы. Во-вторых,
функцией социальной политики является
поощрение прогрессивных мотиваций к
труду. В-третьих, к числу функций социальной
политики относится социальная защита
населения.
Основные направления реализации
социальной политики
Практика проведения социальной политики
в развитых странах выработала несколько
направлений ее реализации. К ним относятся:
социальной страхование, социальная защита
работников, политику в области заработанной
платы, социальные меры на рынке труда,
жилищную политику.
-
^ Социальное страхование - наиболее
важная часть социальной политики государства.
Во-первых, оно имеет законодательную
основу. Во-вторых, оно обязательно для
лиц, работающих в условиях риска. В-третьих,
система социального страхования предусматривает
участие государства в финансировании
соответствующих выплат. В-четвертых,
система социального страхования ориентируется
на помощь, прежде всего слабым, в экономическом
отношении, членам общества. Социальный
мир в обществе, стабильные и доброжелательные
отношения между наемными работниками
и работодателями, достигнутые с помощью
социального страхования, выступают наряду
с трудом и капиталом в качестве третьего
производственного фактора.
-
Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон
на рынке труда. Наемный работник является
слабой по сравнению с работодателем стороной,
поскольку не обладает собственностью
на средства производства и вынужден продавать
свою рабочую силу. Действия государства
в этой сфере должны быть нацелены на финансовую
поддержку работников в случае нанесения
ущерба здоровью последних или в иных
случаях.
-
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно.
Регулирующее вмешательство осуществляется
в основном в тех случаях, когда степень
профессиональной подготовки работника
невысока, и позиции его в противостоянии
с работодателем относительно слабы. Это
главным образом касается тех видов трудовых
процессов, которые требуют неквалифицированного
труда. В отношении таких категорий населения
фиксируется минимальный уровень заработной
платы.
-
Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями
государства влиять на спрос на рабочую
силу.
-
Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как инструмент
социальной политики. В традиционном варианте
это направление социальной политики
проводится путем выделения из бюджета
средств для оказания помощи работникам,
арендующим жилью. Однако есть и альтернативный
вариант: государство в состоянии поощрять
самостоятельное жилищное строительство.
2.2. Проблемы социальной
политики России и пути их
разрешения.
Пассивность, неорганизованность, социальная
бесструктурность общества служат питательной
средой для перекосов социальной политики
в сторону бесконтрольных и безответственных
действий властей.
Нынешняя социальная политика не соответствует
новым экономическим отношениям. Она представляет
собой хаотичное, бессистемное объединение
централизованных и рыночных элементов
управления. Выбор в качестве доминирующего
направления российской социальной политики
“пожарных” мер в отношении некоторых
категорий населения и отдельных регионов,
сведение социальной защиты к денежно-компенсационным
механизмам. В результате социальная политика
свелась лишь к обеспечению предельно
низкого социального минимума для населения
и к реагированию на социальные ситуации.
Необходимо ориентироваться на основные
приоритеты социальной политики, а именно:
-
Признание ответственности государства за социальное положение
своих граждан;
-
Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
-
Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
-
Гарантирование своевременной выплаты заработной
платы работникам государственного сектора,
пенсий, стипендий и т.д.;
-
Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
-
Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
-
Борьба с преступностью.
Просчеты государства в сфере
социальной политики ведут к росту
бедности и нищеты, деградации труда,
маргинализации граждан с низким
социальным статусом. Вместо постоянного
формирования среднего класса, являющегося
залогом политической и социальной стабильности,
гармонизации рыночных отношений, происходит
расширение слоев населения, устойчиво
тяготеющих к социальным низам, что является
и крайне опасным в политическом отношении.
Действующая система льгот и компенсаций
крайне неэффективна. При значительных
бюджетных средствах, направляемых на
социальные нужды, реальная помощь, которая
доходит до конкретного человека, зачастую
просто символична.
В то время как социальные гарантии и социальное
страхование не связаны со степенью нуждаемости,
социальная помощь должна носить адресный
характер, для чего требуется:
-
Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;
-
Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;
-
Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной
помощи трудоспособным гражданам, имеющим
возможность работать, но не желающим
делать это;
Перенос центра тяжести по оказанию
адресной помощи на уровень органов
местного самоуправления при передаче
последним соответствующих функций
и средств на их реализацию.
Заключение
Глобальные проблемы современности являются
комплексными и всеобъемлющими. Они тесно
переплетены между собой, с региональными
и национально-государственными проблемами.
В их основе - противоречия глобального
масштаба, затрагивающие основы существования
современной цивилизации. Обострение
этих противоречий в одном звене ведет
к деструктивным процессам в целом, порождает
новые проблемы. Разрешение глобальных
проблем осложняется тем, что пока еще
низок уровень управления глобальными
процессами со стороны международных
организаций, их осознания и финансирования
со стороны суверенных государств.
При разработке внешнеполитической стратегии
нашей страны важно сохранить органическое
единство принципов формирования внешней
и внутренней политики государства. То
есть, государство должно предусматривать
наличие единых стандартов, регулирующих
отношения со всеми этими группами стран.
Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями
Запада, Россия не должна сама допускать
такого рода действия по отношению к соседним
странам, осуждая проявления национализма
в сфере международных отношений, столь
же решительно бороться с ними внутри
страны, требуя открытости от своих конкурентов,
должна столь же гласно освещать свои
действия в стране и на международной
арене.
Во внутренней политике государства необходимо
пересмотреть социальную политику. Необходимо
направлять усилия на решение приоритетных
проблем, выработку механизмов эффективного
использования ресурсов, выделяемых на
социальные цели, согласование обязательств
государства с реальными возможностями
их финансирования. Решать эти задачи
необходимо на основе государственных
стандартов, развития самофинансирования
и страховых принципов, укрепления финансовой
базы социальной сферы.