Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема раскрывает аспект познания человеком окружающей действительности. Познание как система психических процессов включает в себя чувственное познание (сенсорно-перцептивные процессы) и рациональное (мышление). В систему познавательных процессов входят внимание как условие и необходимая предпосылка познания и память как его инструмент.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение.………………………………………………………………..…….3
1.1 Ощущение …………………………………………………………….….….. 3
1.2 Восприятие (перцепция)…………………………………………………..…5
1.3 Представление и воображение ……………….…..…………….…………...6
2. Память: понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания………………………….………………... 7
2.1 Определение памяти………………………………………………………....7
2.2 Виды ассоциаций ………………………………………………………….....8
2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания.….....8
2.4 Приемы запоминания ………………………………………………………..9
3 Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития …………………….………………………..10
3.1 Определение мышления ……………………………………………………10
3.2 Формы мышления …………………………………………………………...11
3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности мышления………..…….11
4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития…………………………………………………………………………..12
4.1 Виды внимания………………………………………………………………12
4.2 Основные функции внимания………………………………………………13
Вывод…….…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)

2.2 Разработаны и исследованы виды ассоциаций:

1) ассоциации по смежности – это процесс воспоминания на основе пространственно-временных связей объектов (например, сказал А – скажи и Б); 2) ассоциации по сходству – это воспоминание провоцируется сходными с воспоминаемыми предметами, процессами, ситуациями и т.п. (например, руководитель преставился: «Александр Сергеевич»; мы вспомнили Пушкина); 3) ассоциация по контрасту – воспоминание провоцируется объектом, контрастным по признакам с воспоминаемым (например, восприятие качественных товаров одной фирмы порождает воспоминание о бракованных товарах другой). 
 
2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания. 
   Существует ряд классификаций видов памяти по различным основаниям. Имеется классификация видов памяти, основанная на особенностях чувственного и рационального познаний. 

Выделяют три вида памяти:

  1. наглядно-образную – отличающуюся способностью запоминать и воспроизводить чувственные образы. Она присуща художественному типу личности;
  2. словесно-логическую – отличающуюся способностью запоминать абстрактно-теоретический материал. Этот вид памяти присущ мыслительному типу личности;
  3. гармоническую память – сочетающую преимущества всех вышеперечисленных видов памяти.

Классификация видов памяти по характеру психической активности предлагает следующие виды памяти: 

  1. двигательная (моторная),
  2. эмоциональная,
  3. образная,
  4. словесно-логическая память.

Классификация по характеру  чувственного отражения: 

    1. слуховая,
    2. зрительная,
    3. обонятельная,

     4.  осязательная,

     5.  вкусовая память.

Классификация по характеру  целей деятельности: произвольная и непроизвольная память. 
 
Классификация по времени хранения информации:

  1. кратковременная,
  2. долговременная,
  3. оперативная память.

   Все это многообразие видов памяти свидетельствует о многосторонней включенности процессов памяти в психическую деятельность. Очевидно, качество памяти и ее процессов (запоминание, хранение, воспроизводство) зависит от степени включенности памяти в те или иные процессы психики.

2.4 Чтобы легко и прочно запомнить информацию, необходимо использовать приемы запоминания:

1) установка на запоминание;

2) установка на длительность  запоминания; 

3) сопровождение процессов  запоминания: деятельностью, эмоциональностью, интересом, активностью; 

4) систематизация и осмысление  материала; 

5) сосредоточенность внимания  на объекте запоминания; 

6) повторение материала;

7) «эффект края»: самый  важный материал при заучивании  следует ставить либо первым, либо последним; 

8) последовательность запоминания:  ставка на контрастные и разноплановые  объекты (правило: не топчите  свои «следы»);

9) приобретенными знаниями  надо чаще пользоваться.  
 
   Запоминанию способствует последовательность разноплановых объектов запоминания. Легко запоминаются материалы по истории и следом по физике или математике. Нельзя ставить лекции в последовательности: история – культурология, высшая математика – статистика (при запоминании важно помнить правило: не топчите свои следы). 
 
   Память каждого человека имеет индивидуальные особенности, отметим некоторые из них:

1) объем памяти – способность  запоминать и хранить определенную  величину запоминаемого материала; 

2) точность памяти –  способность адекватного воспроизведения запоминаемого материала;

3) быстрота (скорость) запоминания  – количество запомнившегося  материала за единицу времени; 

4) длительность хранения  – время от запоминания до  воспроизведения; 

5) оперативность воспроизведения  – время готовности личности  к воспроизведению материала.

 
 
   Итак, память является важным психическим процессом, который обеспечивает возможность целостности личности, ее развития и передачу опыта последующим поколениям. 

 
3. Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития

 
 
3.1 Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в формах понятий суждений и умозаключений.  
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового. 
Мышление относят к сложным, высшим психическим процессам. Сущностные свойства мышления (опосредованность и обобщенность) выражаются в его специфике:

1) мышление неотделимо  от чувственного познания;

2) мышление – обобщенное отражение, а следовательно, абстрагированное (выходит далеко за пределы чувственного познания);

3) мышление связано с  языком и речью; 

4) мышление связано с  действительностью через практику  и опыт (собственный и прошлый);

5) общественно-историческая  сущность мышления выражается  в том, что содержание и уровень  развития мышления определяются  содержанием и уровнем развития  общественного бытия. 
 
3.2 Мышление существует в следующих формах: понятие, суждение и умозаключение. Формы мышления – это способы, какими оно существует. 

   Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, речь. Несущественно (не включается в понятие) – внешние данные, рост и др. 

   Суждение – это мысленное отражение объекта в утверждающих или отрицающих признаках. В суждениях понятия разворачиваются в мысль, отражая связи и отношения объекта (это высказывание кого-то о чем-то). Например, мы говорим: «Земля вращается вокруг солнца». 

   Умозаключение – это сложное мысленное отражение объекта, когда из одного или нескольких суждений выводится новое. Умозаключение – это закономерное движение мысли. Нарушение этих законов приводит к логическим ошибкам и заблуждениям.  
 
3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности мышления. 
 
   В типологической практике психологи выделяют виды и уровни мышления. И хотя это разделение весьма условно, воспользуемся им. Можно выделить следующие виды мышления:

  теоретическое (понятийное и образное),

  практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное). 

 Теоретическое понятийное мышление – это научное, системное, использующее абстрагирование и идеализацию мысленного отражения. Цель понятийного мышления – развитие содержания понятий. 

 Теоретическое образное – это, в сущности, тип художественного мышления, широко использующий воображение. 

 Наглядно-действенное мышление связано с мысленным освоением предметно-чувственной деятельности. 
   Мышление как психический процесс осуществляется в следующих операциях: 

1) анализ – мысленное расчленение объекта познания на части и изучение их по отдельности;

2) синтез – мысленное соединение отдельных частей объекта в целое и изучение его как единого целого. В реальном процессе познания сложно отделить синтез от анализа. Они предполагают и дополняют друг друга;

3) сравнение – мысленное сопоставление объектов или элементов внутри него с целью нахождения в них тождества и различия;

4) обобщение – мысленное объединение объектов в классы, роды, виды и образование общих или всеобщих понятий;

5) конкретизация – мысленное выделение объекта в рамках группы, класса, рода, вида и т.п. Обобщение и конкретизация – диалектически взаимосвязанные и взаимодополнительные операции мышления;

6) абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных признаков объекта мысли и выделение существенных. Так формируются абстрактные понятия.  
   Важнейшей характерологической чертой личности является индивидуальная специфика мышления (ума). Выделяют следующие особенности мышления: широта мышления, глубина, быстрота, гибкость, подвижность, критичность, самостоятельность и др. Важно помнить, что мыслит конкретный человек, обладающий многообразными чувствами, желаниями, потребностями, способностями и др. характеристиками, от чего мышление становится своеобразным, неповторимым.  
   Таким образом, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Единицей мышления является мысль, которая может проявляться в трех основных формах: понятии, суждении и умозаключении. Выделение связей и отношений с окружающим миром происходит посредством различных мыслительных операций. Мышление, являясь познавательным процессом, развивается, совершенствуется, переходя от одного вида к другому. Вершиной развития мышления является теоретическое (словесно-логическое) мышление. 
 

 
4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития. 
 
   Внимание – это состояние психики, определяющее направленность ее на объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание проявляется в сенсорных, мнемических, интеллектуальных и двигательных процессах: сенсорное, интеллектуальное, мнемическое внимание. 
 
4.1 Выделяют следующие виды внимания: внешнее, внутреннее. Внешнее внимание направлено на предметы внешнего мира, а внутреннее – на внутренние переживания («ушел в себя»). В свою очередь, они делятся на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первое характеризуется отсутствием цели и волевого усилия, легкостью возникновения и прекращения. Второе – целенаправленностью, волевыми усилиями, организованностью. Выделяют также послепроизвольное внимание, которое характеризуется постановкой цели, но уже не требует волевого усилия для ее реализации (например, работа – вдохновение, привычка). 
   Так как наиболее простым видом внимания является непроизвольное, которое возникает само по себе, в силу каких-то особенностей объекта, важно знать какие раздражители вызывают данное внимание. Эти знания необходимы, чтобы управлять процессом деятельности, сочетая произвольное и непроизвольное внимание (именно оно дает человеку возможность действовать без напряжения). Перечислим некоторые особенности раздражителей: сила воздействия, новизна, яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки ...), движение, резкое прекращение действия, интересы человека, его чувства и др.

 
4.2 Основные функции внимания:

1) отбор из поступающей информации нужной, игнорирование (торможение, устранение) несущественных воздействий;

2)сосредоточение и удержание психики на выбранном объекте до тех пор, пока не будет достигнута намеченная цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

 Функции внимания определяют  его свойства:

1) объем внимания – свойство, выраженное в способности психики воспринимать одновременно определенное количество объектов; 2) интенсивность внимания – свойство, выраженное в способности психики к напряженному вниманию;

3) устойчивость внимания – способность психики личности сохранять длительное время сосредоточенность на объекте внимания;

4) переключение внимания – свойство внимания переходить с объекта на объект;

5) распределенность внимания – способность психики сосредоточить внимание на нескольких объектах или видах деятельности.

 
   Путь развития внимания у человека: от примитивного, непроизвольного, рефлекторного, ситуативно-кратковременного к сложному, устойчивому, социальнопроизвольному вниманию.  

 

 

Вывод: 
   Таким образом, познавательные процессы – это особая форма психики, направленная на отражение, изучение и преобразование окружающей действительности. Познавательные процессы делятся на элементарные и высшие, заслуга последних – беспредельно раздвигать границы человеческого познания. Каждый познавательный процесс может работать самостоятельно, проявляя своеобразие познавательной активности, и в совокупности всех психических процессов. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Полученные данные в результате познания человека нуждаются в проверке и подтверждении на практике. 

 


Информация о работе Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития