Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:34, контрольная работа
Данная тема раскрывает аспект познания человеком окружающей действительности. Познание как система психических процессов включает в себя чувственное познание (сенсорно-перцептивные процессы) и рациональное (мышление). В систему познавательных процессов входят внимание как условие и необходимая предпосылка познания и память как его инструмент.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение.………………………………………………………………..…….3
1.1 Ощущение …………………………………………………………….….….. 3
1.2 Восприятие (перцепция)…………………………………………………..…5
1.3 Представление и воображение ……………….…..…………….…………...6
2. Память: понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания………………………….………………... 7
2.1 Определение памяти………………………………………………………....7
2.2 Виды ассоциаций ………………………………………………………….....8
2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания.….....8
2.4 Приемы запоминания ………………………………………………………..9
3 Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития …………………….………………………..10
3.1 Определение мышления ……………………………………………………10
3.2 Формы мышления …………………………………………………………...11
3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности мышления………..…….11
4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития…………………………………………………………………………..12
4.1 Виды внимания………………………………………………………………12
4.2 Основные функции внимания………………………………………………13
Вывод…….…………………………………………………
2.2 Разработаны и исследованы виды ассоциаций:
1) ассоциации по смежности –
это процесс воспоминания на основе пространственно-временных
связей объектов (например, сказал А –
скажи и Б); 2) ассоциации по сходству –
это воспоминание провоцируется сходными
с воспоминаемыми предметами, процессами,
ситуациями и т.п. (например, руководитель
преставился: «Александр Сергеевич»; мы
вспомнили Пушкина); 3) ассоциация по контрасту –
воспоминание провоцируется объектом,
контрастным по признакам с воспоминаемым
(например, восприятие качественных товаров
одной фирмы порождает воспоминание о
бракованных товарах другой).
2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности,
приемы запоминания.
Существует ряд классификаций
видов памяти по различным основаниям.
Имеется классификация видов памяти, основанная
на особенностях чувственного и рационального
познаний.
Выделяют три вида памяти:
Классификация видов памяти
по характеру психической
Классификация по характеру чувственного отражения:
4. осязательная,
5. вкусовая память.
Классификация по характеру
целей деятельности:
Классификация по времени хранения информации:
Все это многообразие видов памяти свидетельствует о многосторонней включенности процессов памяти в психическую деятельность. Очевидно, качество памяти и ее процессов (запоминание, хранение, воспроизводство) зависит от степени включенности памяти в те или иные процессы психики.
2.4 Чтобы легко и прочно запомнить информацию, необходимо использовать приемы запоминания:
1) установка на запоминание;
2) установка на длительность запоминания;
3) сопровождение процессов
запоминания: деятельностью,
4) систематизация и осмысление материала;
5) сосредоточенность внимания на объекте запоминания;
6) повторение материала;
7) «эффект края»: самый
важный материал при
8) последовательность
9) приобретенными знаниями
надо чаще пользоваться.
Запоминанию способствует последовательность
разноплановых объектов запоминания.
Легко запоминаются материалы по истории
и следом по физике или математике. Нельзя
ставить лекции в последовательности:
история – культурология, высшая математика
– статистика (при запоминании важно помнить
правило: не топчите свои следы).
Память каждого человека имеет
индивидуальные особенности, отметим
некоторые из них:
1) объем памяти – способность
запоминать и хранить
2) точность памяти – способность адекватного воспроизведения запоминаемого материала;
3) быстрота (скорость) запоминания – количество запомнившегося материала за единицу времени;
4) длительность хранения – время от запоминания до воспроизведения;
5) оперативность воспроизведения – время готовности личности к воспроизведению материала.
Итак, память является важным психическим
процессом, который обеспечивает возможность
целостности личности, ее развития и передачу
опыта последующим поколениям.
3. Мышление: понятие, формы, виды, операции,
индивидуальные особенности, проблемы
развития
3.1 Мышление – это опосредованное, обобщенное
отражение действительности в формах
понятий суждений и умозаключений.
Мышление – это социально обусловленный,
неразрывно связанный с речью психический
процесс поиска и открытия нового.
Мышление относят к сложным, высшим психическим
процессам. Сущностные свойства мышления
(опосредованность и обобщенность) выражаются
в его специфике:
1) мышление неотделимо от чувственного познания;
2) мышление – обобщенное
отражение, а следовательно,
3) мышление связано с языком и речью;
4) мышление связано с
действительностью через
5) общественно-историческая
сущность мышления выражается
в том, что содержание и
3.2 Мышление существует в следующих формах:
понятие, суждение и умозаключение. Формы
мышления – это способы, какими оно существует.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, речь. Несущественно (не включается в понятие) – внешние данные, рост и др.
Суждение – это мысленное отражение объекта в утверждающих или отрицающих признаках. В суждениях понятия разворачиваются в мысль, отражая связи и отношения объекта (это высказывание кого-то о чем-то). Например, мы говорим: «Земля вращается вокруг солнца».
Умозаключение – это
сложное мысленное отражение объекта,
когда из одного или нескольких суждений
выводится новое. Умозаключение – это
закономерное движение мысли. Нарушение
этих законов приводит к логическим ошибкам
и заблуждениям.
3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности
мышления.
В типологической практике психологи
выделяют виды и уровни мышления. И хотя
это разделение весьма условно, воспользуемся
им. Можно выделить следующие виды мышления:
теоретическое (понятийное и образное),
практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).
Теоретическое понятийное мышление – это научное, системное, использующее абстрагирование и идеализацию мысленного отражения. Цель понятийного мышления – развитие содержания понятий.
Теоретическое образное – это, в сущности, тип художественного мышления, широко использующий воображение.
Наглядно-действенное мышление связано
с мысленным освоением предметно-чувственной
деятельности.
Мышление как психический процесс
осуществляется в следующих операциях:
1) анализ – мысленное расчленение объекта познания на части и изучение их по отдельности;
2) синтез – мысленное соединение отдельных частей объекта в целое и изучение его как единого целого. В реальном процессе познания сложно отделить синтез от анализа. Они предполагают и дополняют друг друга;
3) сравнение – мысленное сопоставление объектов или элементов внутри него с целью нахождения в них тождества и различия;
4) обобщение – мысленное объединение объектов в классы, роды, виды и образование общих или всеобщих понятий;
5) конкретизация – мысленное выделение объекта в рамках группы, класса, рода, вида и т.п. Обобщение и конкретизация – диалектически взаимосвязанные и взаимодополнительные операции мышления;
6) абстрагирование – мысленное
отвлечение от несущественных признаков
объекта мысли и выделение существенных.
Так формируются абстрактные понятия.
Важнейшей характерологической
чертой личности является индивидуальная
специфика мышления (ума). Выделяют следующие
особенности мышления: широта мышления,
глубина, быстрота, гибкость, подвижность,
критичность, самостоятельность и др.
Важно помнить, что мыслит конкретный
человек, обладающий многообразными
чувствами, желаниями, потребностями,
способностями и др. характеристиками,
от чего мышление становится своеобразным,
неповторимым.
Таким образом, мышление – это
социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью познавательный процесс,
характеризующийся обобщенным и опосредованным
отражением действительности. Единицей
мышления является мысль, которая может
проявляться в трех основных формах: понятии,
суждении и умозаключении. Выделение связей
и отношений с окружающим миром происходит
посредством различных мыслительных операций.
Мышление, являясь познавательным процессом,
развивается, совершенствуется, переходя
от одного вида к другому. Вершиной развития
мышления является теоретическое (словесно-логическое)
мышление.
4. Внимание: понятие, виды, основные свойства,
закономерности развития.
Внимание – это состояние
психики, определяющее направленность
ее на объект и сосредоточенность на нем
психической деятельности. Внимание проявляется
в сенсорных, мнемических, интеллектуальных
и двигательных процессах: сенсорное,
интеллектуальное, мнемическое внимание.
4.1 Выделяют следующие виды внимания: внешнее,
внутреннее. Внешнее внимание направлено
на предметы внешнего мира, а внутреннее –
на внутренние переживания («ушел в себя»).
В свою очередь, они делятся на непреднамеренное (
Так как наиболее простым видом
внимания является непроизвольное, которое
возникает само по себе, в силу каких-то
особенностей объекта, важно знать какие
раздражители вызывают данное внимание.
Эти знания необходимы, чтобы управлять
процессом деятельности, сочетая произвольное
и непроизвольное внимание (именно оно
дает человеку возможность действовать
без напряжения). Перечислим некоторые
особенности раздражителей: сила воздействия,
новизна, яркий эмоциональный тон (насыщенные
цвета, мелодичные звуки ...), движение,
резкое прекращение действия, интересы
человека, его чувства и др.
4.2 Основные функции внимания:
1) отбор из поступающей информации
нужной, игнорирование (
2)сосредоточение и удержание психики на выбранном объекте до тех пор, пока не будет достигнута намеченная цель;
3) регуляция и контроль протекания деятельности.
Функции внимания определяют его свойства:
1) объем внимания – свойство, выраженное в способности психики воспринимать одновременно определенное количество объектов; 2) интенсивность внимания – свойство, выраженное в способности психики к напряженному вниманию;
3) устойчивость внимания – способность психики личности сохранять длительное время сосредоточенность на объекте внимания;
4) переключение внимания – свойство внимания переходить с объекта на объект;
5) распределенность внимания – способность психики сосредоточить внимание на нескольких объектах или видах деятельности.
Путь развития внимания у человека:
от примитивного, непроизвольного, рефлекторного,
ситуативно-кратковременного к сложному,
устойчивому, социальнопроизвольному
вниманию.
Вывод:
Таким образом, познавательные
процессы – это особая форма психики,
направленная на отражение, изучение и
преобразование окружающей действительности.
Познавательные процессы делятся на элементарные
и высшие, заслуга последних – беспредельно
раздвигать границы человеческого познания.
Каждый познавательный процесс может
работать самостоятельно, проявляя своеобразие
познавательной активности, и в совокупности
всех психических процессов. Память скрепляет
все уровни познавательных процессов
между собой в единую, целостную познавательную
психическую деятельность человека. Полученные
данные в результате познания человека
нуждаются в проверке и подтверждении
на практике.
Информация о работе Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития