Бурное
развитие политической науки было сильно
заторможено, а во многих направлениях
и прервано после большевистской революции
1917 г. Политология стала трактоваться
как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие
попытки создания «марксистско-ленинской
политической науки» и активизации политических
исследований успеха не имели. Отдельные
политические проблемы анализировались
в организационных рамках исторического
материализма, научного коммунизма, историй
КПСС, теории государства и права и некоторых
других идеологизированных дисциплин.
Однако их познавательные, эвристические
возможности были ограничены догмами
официального марксизма и общим положением
обществоведения как служанки власти.
Отношение к политологии начало меняться
лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня,
несмотря на многочисленные трудности,
она постепенно занимает подобающее ей
место в системе наук об обществе и оказывает
все более заметное влияние на практическую
политику, строительство демократической
государственности.
2 Предмет и метод политологии
Политика — это объективно обусловленное
и целенаправленное участие больших масс
людей, организованных социальных групп
и личностей в делах государства, в решении
проблем, относящихся к жизни общества
в целом.
Характерные черты политики:
— связь частного и общего, интереса
личности и интереса социальной целостности
(группы, страны, человечества): мы входим
в мир политики, когда решаем не только
свои частные проблемы, но действуем, исходя
из понимания их связи с задачами, далеко
выходящими за рамки наших личных интересов,
когда этими, же проблемами озабочены
многие другие люди;
— любой тип политики связан
с решением проблем существования и функционирования
государства — такого социального института,
который как раз и служит для решения проблем,
интересующих все общество;
—связь с действиями и интересами
больших масс людей;
— целенаправленная деятельность,
предполагающая необходимость трезвого
анализа, учета многообразия условий и
компонентов политических действий, чисто
импульсивное реагирование здесь имеет
чрезвычайно низкую результативность
(хотя сплошь и рядом встречается в реальной
политике);
— властный характер, способность
принуждения, волевого воздействия для
придания целенаправленности действиям
многих людей.
Необходимо принимать во внимание,
что все вышеназванные качества не изолированы,
а взаимно дополняют друг друга: так, властный
характер политики предопределяет использование
государственного механизма; соединение
частных и общих интересов осуществляется
в теоретической форме, а реализация теории,
программы предполагает обращение к механизмам
власти.
Роль политики в общественной
жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:
— осуществление авторитарного
(властного) распределения основных социальных
ценностей, в качестве которых могут выступать
самые разнообразные материальные и нематериальные
объекты, социальные блага и преимущества;
— интеграцию, объединение
всех элементов общественной жизни, мобилизацию
социальных ресурсов для реализации общих
целей и интересов общества;
— реализацию общей воли в условиях
наличия социальной дифференциации, многообразия
интересов и социально-политических ориентации
людей.
Предметом политологии является
политическая жизнь в целом, выявление
ее основных компонентов, тенденций изменения
и связей с другими сферами общественной
жизни.
Объекты данной науки определяются
конкретными задачами, стоящими перед
исследователем политики. Ими являются
те области политической жизни, которые
непосредственно изучаются, например
политические отношения, политическая
система, политическая культура, политические
процессы и т.д.
Следует иметь в виду, что политология
представляет собой целую совокупность
наук, отличающихся друг от друга методами,
подходами, способами исследования политической
жизни, но объединяемых предметом, которым
является или политика в целом, или отдельные
ее стороны.
В структуру политологии как достаточно разветвленной
системы знаний о политике входят следующие
науки:
— история политической мысли (история политических учений).
Она изучает этапы эволюции представлений
о политической жизни и ее компонентах
(в первую очередь о государстве и праве),
которые существовали в различные исторические
эпохи;
—политическая философия (философия политики). Часть
политологии, определяющая принципы исследования
и представления о месте политики в системе
социальных отношений; она осуществляет
формирование категориального, понятийного
аппарата политической науки;
— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль
политического знания, занятая изучением
конкретных политических явлений и процессов,
построенным на сборе, обобщении и анализе
эмпирических данных. В наше время служит
рациональной базой реальной политики,
используется для прогнозирования и принятия
политических решений, при постановке
задач и выборе тактики достижения политических
целей;
— политическая психология. Она изучает политическое поведение
и его мотивацию, особенно в массовых формах;
— политическая антропология.
Ее объект — человек, в той или
иной форме занимающийся политической
деятельностью. Она исследует предпосылки,
условия вхождения людей в эту сферу социальной
жизни, ее интересует личностное измерение
политических отношений, она стремится
установить “следы присутствия” человека
в политике. 3
Политическое включает в себя
историческое, конкретно-эмпирическое
и теоретическое начала. Политическое
институты, отношения, процессы с политологической
точки зрения, представляют интерес, прежде
всего в их наличном в данный момент состоянии.
Здесь задача состоит в выявлении их структуры,
составных элементов, функций, условий
для нормального функционирования, того,
как они соотносятся и взаимодействуют
друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним,
и, стало быть, не раскрывающим адекватно
их сущность без учета их исторического
фона, идейно-теоретической и социально-философской
подоплеки. Здесь речь идет о мире политического
как в рамках отельною взятой страны, так
и мирового сообщества в целом.
Предметом политологии в общей
сложности является политическое в его
тотальности, в контексте исторического
развития и реальной социальной действительности,
а также взаимодействие и переплетение
социальных сил, социо-культурного и политико-культурного
опыта.
Интегрируя в себя отдельные
аспекты этим дисциплин, политология располагается
как бы в точке их пересечения и представляет
собой междисциплинарную науку.
Особенно большую актуальность
и значимость приобретает вопрос о соотношении
и разграничении социологии, политической
социологии и собственно политологии
в силу очевидного совмещения их предмета
исследования. Строго говоря, гражданское
общество является объектом исследования
социологии, а мир политический политологии.
Промежуточное пространство между гражданским
обществом и миром политического входит
в сферы политической социологии, представляющей
собой область пересечения политической
науки и социологии. Естественно, такое
разграничение, как и всякая другая классификация,
носит условный характер, поскольку обе
названные сферы немыслимы друг без друга.
Политология в целом сформировалось как
«государственная» дисциплина, призванная
изучить предназначение и функции государственных
и политических институтов. Политическая
социология – это своеобразный синтез
социологии и политологии. Первая, в большой
степени, чем политология, концентрирует
внимание на борьбе за власть между различными
частями общества, социальных конфликтов
и социальных изменениях, скрытых функциях,
неформальных и диск функциональных аспектах
политики. В мирском смысле слова в центре
внимания политической социологии – социологическое
измерение политических феноменов.
При изучении политических
явлений и процессов политическая наука
использует различные методы исследования,
в первую очередь практически все методы
социальных наук. Общепризнано, что методы
исследования – это средства анализа,
а также способы проверки и оценки теории.
Некоторые авторы полагают, будто нет
специфических политологических методов,
что исследование политической жизни
характеризуется определенной эклектичностью,
симбиозом методик гуманитарных исследований
и техник эмпирических исследований. Известное
течение в науковедении – сциентистское
представление о единстве наук, – основано
на позиции, что всем наукам свойственны
одни и те же научно-логические и эмпирико-аналитические
критерии.
Методов познания действительности
довольно много, есть и их классификации.
Например, о методике экспериментов, о
методах обработки эмпирических данных,
построения научной теории, изложения
научных результатов и т.д. По другой классификации,
методы делятся на философские, общенаучные
и специально-научные. Методы, имеющие
общенаучный характер – это сравнение,
анализ и синтез, обобщение, восхождение
от абстрактного к конкретному, индукция
и дедукция, наблюдение. Третья классификация
опирается на различие методов качественного
и количественного изучения реальности.
В настоящее время углубление взаимосвязи
наук приводит к тому, что результаты,
модели и методы одних наук все более широко
используются в других, конкретизируясь
в каждой отдельной науке.
В политологии нет единой универсальной
методологии. Политологическая методология
содержится в каждой политической теории.
Считается, что, сколько мировоззренческих
парадигм, столько и способов познания.
Тем не менее, набор наиболее распространенных
методов сбора, обработки, интерпретации
информации довольно устойчив. Есть общенаучные
методы: использование аппарата логики,
в том числе индукции и дедукции, моделирования
и эмпирического сбора документального
и статистического материала, наблюдения
и т.д. В прикладной политологии применяются
методы конкретного социологического
исследования и компьютеризация всех
процессов сбора и обработки информации.
Основные типы методов и уровни методологии
политологических исследований сложились
постепенно в ходе исторического развития
политической мысли, когда на каждом из
этапов доминировали те или иные методологические
подходы (или их комбинации) и методические
приемы. В связи с этим в известном американском
учебнике «Методы политологического исследования:
основы и техника» была предложена следующая
периодизация развития методологии политической
науки как применения той или иной комбинации
и набора приоритетных средств политического
познания:
- классический период (до
XIX в.), связанный в основном с
дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим
подходами;
- институциональный период
(XIX – начало XX в.), когда на передний
план выходят историко-сравнительный
и нормативно-институциональный методы;
- бихевиоралистский период
(20-70-е годы ХХ в.), когда стали активно применяться
количественные методы;
- постбихевиоралистский этап
(последняя четверть XX в.), который характеризуется
сочетанием традиционных и новых методов.
В политологии представляется
возможным разделить исследовательские
методы на две группы: традиционные и новые.
К первой группе относятся следующие:
- исторический метод. Важность
применения в политическом анализе
исторического метода в огромной
степени обусловлена потребностями
политической практики, ибо своевременное
и правильное его применение
позволит избежать проявлений
волюнтаризма и субъективизма
в политике. Кроме того, точное
и полное отражение истории
изучаемого политического явления,
события предполагает также воспроизведение
конкретных черт и специфических
особенностей, присущих им в конкретных
исторических условиях;
- метод сравнения. С точки
зрения формальной логики всякое
сравнение – это действие, направленное
на установление признаков сходства
или различия двух или более
сопоставимых событий, явлений, так
как «кто знает одно, не знает
ни одного». Сравнительный метод
в политике ориентирует прежде всего
на раскрытие общих черт политической
жизни разных стран, народов и эпох. Однако
только этим он ограничиться не может,
так как в политике мы имеем дело с системами
особой сложности. К примеру, в политике,
как нигде, большое значение имеют такие
«подвижные переменные», как личность
лидера, динамика политических ситуаций,
процессов, соотношение и расстановка
политических сил; как участников политических
событий, характер внешних и внутриполитических
конфликтов, разработка, принятие и реализация
политических решений, поведение избирателей
и др. Поэтому сравнительный метод не может
фиксировать лишь общие черты политических
систем, режимов, а должен выявлять и специфику
их функционирования и развития;
- системный подход. В настоящее
время он занимает одно из
ведущих мест в научном познании
вообще. Наиболее широкое применение
системный подход находит при
исследовании сложных развивающихся
объектов – многоуровневых, как
правило, самоорганизующихся. К ним,
в частности, и относятся политические
системы, организации, институты. При
системном подходе объект рассматривается
как множество элементов, взаимосвязь
которых обусловливает целостные
свойства этого множества. Например,
среди политических институтов
важное место принадлежит государству.
При его анализе основной акцент
делается на выявлении многообразия
связей и отношений, имеющих место
как внутри государства (системы),
так и в его взаимоотношениях
с внешним окружением (другими
политическими институтами внутри
страны, государствами). Государство
структурно представлено многими
элементами. Среди них основным
является аппарат управления, состоящий,
в свою очередь, из сотен элементов.
Системный подход в политологии
одним из первых применил Д.
Истон (США);
- структурно-функциональный
анализ. Используя структурно-функциональный
подход, политолог определяет важнейшие
структуры и пытается проследить
их функции или же анализирует
определенные действия в обратном
порядке – вплоть до структур,
породивших их, не руководствуясь
при этом какой-то конкретной
связью между данной структурой
и функциями. Цель структурно-функционального
анализа состоит в количественной
оценке тех изменений, к которым
данная система может приспособиться
не в ущерб своим основным
функциональным обязанностям. Этот
метод целесообразен для исследования
способов сохранения и регулирования
системы, однако, максимальный его
эффект проявляется в сравнительном
исследовании политических систем.
Структурно-функциональный метод
позволяет раскрыть не только
само строение и внутреннюю
форму политической системы, но
и описать функции каждого
элемента, которые входят в их
компетенцию. В анализе проблем
политики используются и другие
исследовательские процедуры, и
в частности, моделирование;