Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:56, реферат
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Введение……………………………………………………………………..…...
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
общественная власть……………………………………………………
1.2 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность……………………………………………….
1.3 Теории происхождения и сущности
государства………………………………………………..………………
2. Социальное назначение государства
2.1. Понятие и характерные черты социального государства…………………..……
2.2. Соотношение государства, общества и личности…………
Выводы………………………………………………………………………..…..
Список использованной литературы………………………………………
Государственная
власть отличается от родовой в первую
очередь территориальным, а не родовым
принципом организации
В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.
второе отличие
заключается в наличии
Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:
-
во-первых, наличием особой категории
людей, главным призванием
-
во-вторых, наличием особого аппарата
принуждения для подчинения
-
в-третьих, наличием
-
в-четвертых, важнейшим
-
в-пятых, возможностью
В чем состоит
сущность государства? Ответ на этот
вопрос предполагает выявление главного
и определяющего в процессе, как
возникновения, так и дальнейшего
развития, функционирования государства,
а также познание закономерностей
развития государственно-
Классовый подход
состоит в том, что государство
рассматривается как машина для
поддержания господства одного класса
над другим, причем меньшинства над
большинством, а сущность такого государства
заключается в диктатуре
оциалистическое
государство на этапе диктатуры
пролетариата осуществляет ее уже в
интересах гигантского
Другой подход
заключается в рассмотрении сущности
государства с
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности
государства в зависимости от
исторических условий на первый план
может выходить либо классовое начало
(насилие), что характерно для эксплуататорских
государств, либо общесоциальное (компромисс),
что все больше и больше проявляется
в современных
Сущность
государства как политической организации
особенно ярко проявляется в его
сопоставлении с гражданским
обществом, которое включает в себя
все богатство общественных отношений
за пределами политического
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К. Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
1.3 Теории
происхождения и сущности
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.
Теологическая теория довольно многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде “Государство” конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении Фильмера “Патриарх”, где он доказывает получение власти от бога и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.
Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К. Каутский.
Причину происхождения
и основу политической власти и государства
они видели не в экономических
отношениях, а в завоевании, насилии,
порабощении одних племен другими.
Утверждалось, что в результате такого
насилия образуется единство противоположных
элементов государства: властвующих
и подвластных, правящих и управляемых,
господ и рабов, победителей и
побежденных. Не божественное провидение,
общественный договор или идея свободы,
а столкновение враждебных племен, грубое
превосходство силы, война, борьба, опустошение,
словом, насилие, - “вот родители и повивальная
бабка государства”, - заявил Л. Гумплович. 3.
Социальное
назначение государства
2.1. Понятие
и характерные черты социального государства
XX век внес
в историю развития государств
новый тип - социальное государство,
пришедшее на смену так
Сторонники
доктрины либерализма (А. Смит, Лассаль,
Спенсер и другие) рассматривали
не только свободу личности как величайшую
ценность отношений между людьми,
но и экономическую независимость
общества и его отдельных членов
от государства.
Назначение
государства рассматривалось
Материальная
поддержка государством отдельных
граждан рассматривалась как
недопустимая по следующим причинам1:
- оказание
помощи слабому
- поддержание
неблагополучной части
С семидесятых
годов XIX в. подобные взгляды постепенно
были признаны устаревшими, не отвечающими
реалиям и потребностям жизни
общества, и в мировоззрении людей
и в политике государства с
большим трудом, постепенно, но укреплялась
идея социального государства как
инструмента заботы о личности, защиты
и обеспечения ее прав и интересов.
Термин «социальное
государство» достаточно широко употреблялся
в трудах дореволюционных российских
теоретиков права, при этом существенных
различий между социальным и социалистическим
государством в то время не проводилось.
Законодательно
идеи социального государства стали
закрепляться вначале в актах
рабочего законодательства, в рамках
которого стала формироваться система
социального страхования. Затем
в конституциях отдельных государств
(РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские
Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были
закреплены социальные права граждан
и идея об ответственности государства
за социальное благополучие нации в
целом и каждого гражданина в
отдельности.
В 1949 г. в
Основном законе Федеративной Республики
Германия был закреплен принцип
социального государства. Сегодня
в конституциях России, Португалии,
Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана,
Марокко и других государств при
характеристике основ государственного
устройства используется термин «социальное
государство».
Социальное
государство можно
Информация о работе Возникновение, сущность и социальное назначение государства