Возникновение, сущность и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
общественная власть……………………………………………………
1.2 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность……………………………………………….
1.3 Теории происхождения и сущности
государства………………………………………………..………………
2. Социальное назначение государства
2.1. Понятие и характерные черты социального государства…………………..……
2.2. Соотношение государства, общества и личности…………


Выводы………………………………………………………………………..…..
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология (Автосохраненный).docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым  принципом организации населения.

В качестве признака государства рассматривается  не территория как таковая, а присущее государству деление граждан  по территориальному признаку, их организация  по месту жительства.

второе отличие  заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают  с интересами населения. Государственная  власть – это власть не всего  общества, а лишь его части, она  стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный  аппарат). Первоначально государственная  власть существовала в виде особого  отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный  аппарат принуждения.

Аппарат публичной  власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного  строя:

-      во-первых, наличием особой категории  людей, главным призванием которых  является управленческий труд;

-      во-вторых, наличием особого аппарата  принуждения для подчинения чужой  воли насилию (полиция, армия);

-      в-третьих, наличием самостоятельного  фонда материальных средств для  поддержания аппарата управления  и принуждения, что приводит  к введению налогов и займов;

-      в-четвертых, важнейшим качеством  государства – суверенитетом,  который означает независимость  и самостоятельность в определении  и проведении политики как  внутри, так и вовне государства;

-      в-пятых, возможностью государства  заниматься правотворчеством, в  результате которого появляются  правовые нормы, имеющие отношение  ко всему обществу или его  части;

В чем состоит  сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе, как  возникновения, так и дальнейшего  развития, функционирования государства, а также познание закономерностей  развития государственно-организованного  общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство  рассматривается как машина для  поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над  большинством, а сущность такого государства  заключается в диктатуре экономически и политически господствующего  класса. Такое понятие государства  отражает идею государства в собственном  смысле слова, которое является орудием  диктатуры этого класса. Так, известные  господствующие классы осуществляли диктатуру  рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

оциалистическое государство на этапе диктатуры  пролетариата осуществляет ее уже в  интересах гигантского большинства  населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление  преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные  цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью  которого является выражение воли и  интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические  положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась  узурпированной бюрократией; государственный  аппарат служил не широким слоям  трудящихся, а партийно-государственной  верхушке.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли  как в социалистических, так и  в западных буржуазных государствах.

Вопреки предсказаниям  политологов капиталистическое  общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство  призвано решать и общие дела в  интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.

Государственный механизм превратился из орудия преимущественно  подавления в средство преимущественно  реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется  в современных посткапиталистических  и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства  будет ущербной.

Сущность  государства как политической организации  особенно ярко проявляется в его  сопоставлении с гражданским  обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений  за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы  и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание – гражданским обществом.

Кроме того, что государство есть публичная  власть, отделенная от населения, имеющая  аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и  как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами  властеотношений и институтов. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных  правовым законам. К. Маркс исходил  из того, что государство следует  рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными  структурами и отношениями.

1.3 Теории  происхождения и сущности государства

Кроме марксистской теории происхождения государства  существуют и иные теории, в которых  связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в  них определенных идеологических представлений  и интересов.

Теологическая теория довольно многоаспектна.

У древних  народов политико-правовая мысль  восходит к мифологическим истокам  и развивает представление о  том, что земные порядки есть часть  общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Основная  идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и  сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную  обязательность и святость.

Основателями  патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.

Платон в  своем знаменитом труде “Государство”  конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами  его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч, скрепляющий  своих членов на основе взаимного  уважения и отеческой любви.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении  Фильмера “Патриарх”, где он доказывает получение власти от бога и затем  передачу её своему старшему сыну –  патриарху, а затем уже своим  потомкам – королям.

Договорная  теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев  и др.). Согласно этой теории государство  возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма –  государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и  безопасности заключивших договор  индивидов.

Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К. Каутский.

Причину происхождения  и основу политической власти и государства  они видели не в экономических  отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных  элементов государства: властвующих  и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и  побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - “вот родители и повивальная бабка государства”, - заявил Л. Гумплович. 3.  
 
 

Социальное  назначение государства 

2.1. Понятие и характерные черты социального государства 

XX век внес  в историю развития государств  новый тип - социальное государство,  пришедшее на смену так называемому  «либеральному государству» или  «государству - ночному сторожу».  

Сторонники  доктрины либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) рассматривали  не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость  общества и его отдельных членов от государства. 

Назначение  государства рассматривалось слишком  узко, лишь как: защита общества от угроз  извне, защита «граждан от сограждан», выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для  всего общества (строительство и  поддержание в должном состоянии  объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). 

Материальная  поддержка государством отдельных  граждан рассматривалась как  недопустимая по следующим причинам1:  

- оказание  помощи слабому рассматривалось  как вмешательство в действие  закона естественного отбора, приводящее  в итоге к выживанию тех,  кто в естественных условиях  неминуемо бы погиб, следовательно,  приводящее к «снижению качества»  генофонда человечества;  

- поддержание  неблагополучной части общества  невозможно без финансового участия  благополучной части социума,  а это по сути означает изъятие  частной собственности. 

С семидесятых  годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими  реалиям и потребностям жизни  общества, и в мировоззрении людей  и в политике государства с  большим трудом, постепенно, но укреплялась  идея социального государства как  инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов. 

Термин «социальное  государство» достаточно широко употреблялся в трудах дореволюционных российских теоретиков права, при этом существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось.  

Законодательно  идеи социального государства стали  закрепляться вначале в актах  рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система  социального страхования. Затем  в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан  и идея об ответственности государства  за социальное благополучие нации в  целом и каждого гражданина в  отдельности.  

В 1949 г. в  Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип  социального государства. Сегодня  в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство». 

Социальное  государство можно рассматривать  как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества, либо как идею, к которой государство  должно стремиться, но которая, как  и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции  государства, особой ролью государства  в экономике1. 

Информация о работе Возникновение, сущность и социальное назначение государства