Выборы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами». Лекция Председателя ЦИК России В.Е. Чурова в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (семинар для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), Москва, 20 ноября 2012 года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и ученые, сотрудничающие с нами, давно занимаются сравнительным анализом мировых избирательных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.doc

— 202.37 Кб (Скачать файл)

 

У этой нормы есть очевидные преимущества, так как она заставляет политиков искать поддержки по всей Франции. Подписи в поддержку кандидатов подлежат публикации, что сильно затрудняет сбор фиктивных подписей.

 

Прямые выборы глав исполнительной власти субъектов федеративных государств в мировой практике являются достаточно распространенным явлением. Всеобщие прямые выборы глав субъектов существуют в таких зарубежных государствах, как Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Мексики, Федеративная Республика Нигерия и в ряде иных.

 

Применяется и система непрямых выборов глав субъектов федераций, а именно: местными законодательными или представительными органами. Ее используют такие федеративные государства, как Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия. Схожая система существует и в бывших британских доминионах Австралии и Канаде, с тем лишь отличием, что в этих государствах сохранился институт губернаторов и генерал-губернаторов, представляющих Королеву, в то время как реальная власть в субъекте федерации сосредоточена в руках формируемого законодательным собранием правительства провинции или территории.

 

Совершенно уникальная система, заключающаяся в регулярной ротации членов правительства кантона на посту кантонального президента, существует в Швейцарской Конфедерации.

 

Достаточно сложной является структура управления субъектами федерации Королевства Бельгии: страна делится на три языковых сообщества, три региона, четыре языковых зоны и десять провинций, имеет шесть федеративных парламентов и шесть федеративных правительств. Языковые и региональные представительные органы (федеративные парламенты) формируют соответствующие правительства.

 

В Федерации Боснии и Герцеговины премьер-министры кантонов назначаются председателями ассамблей (законодательных органов) кантонов.

 

В тех государствах, где проходят выборы глав административных единиц, применяются различные требования к кандидатам, выдвигающим свои кандидатуры на выборах глав субъектов федерации.

 

Среди государств, не являющихся федерациями, также не сложилось единого подхода к требованиям, предъявляемым к кандидатам, выдвигающим на выборах свои кандидатуры на высшие посты административно-территориальных единиц.

 

 

 

Формирование избирательных комиссий

 

С позиций организации избирательного процесса чрезвычайно важным является вопрос о формировании корпуса организаторов выборов.

 

Российская Федерация. Формирование ЦИК России как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов и референдума в Российской Федерации в соответствии с установленной в законодательстве компетенцией, происходит на основе соблюдения равенства основных политических сил и при учете федеративного устройства государства: в ее составе 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять - Советом Федерации, пять - Президентом Российской Федерации.

 

2 октября 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии и вступил в силу с 1 ноября 2012 года (за исключением изменений, вносимых в Федеральный закон «О политических партиях», вступающих в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона).

 

Среди внесенных изменений:

 

установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование будет осуществляться территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума не позднее 30 апреля 2013 года. В настоящее время формирование участковых избирательных комиссий осуществляется непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность.

 

ЦИК России утверждает образец удостоверения для членов УИК с правом решающего голоса.

 

Предусматривается, что избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в порядке, установленном ЦИК России) формируется резерв из кандидатур, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенных членами комиссии. Назначение нового члена участковой избирательной комиссии вместо выбывшего будет производиться из этого резерва.

 

В зарубежных странах применяются несколько различных вариантов формирования органов, отвечающих за организацию и проведение выборов. В ряде государств эти функции возложены не на специально создаваемые для этой цели органы, а на систему органов внутренних дел, судебную систему, администрации различных уровней. Некоторые страны придерживаются только партийного подхода; также избирательные органы формируются либо на основе профессиональной принадлежности, либо представительства от различных ветвей власти или при комбинировании этих подходов.

 

Мировые тенденции. Сложность задач, связанных с организацией выборов, приводит к тому, что электоральная администрация постепенно «обособляется» даже в государствах, где функции по организации выборов традиционно лежали на системе органов внутренних дел и административной власти.

 

Например, в Великобритании, где основные усилия по организации выборов лежат на органах местного самоуправления и Министерстве внутренних дел, в 2000 году была учреждена Избирательная комиссия Великобритании. К ее компетенции отнесены такие вопросы, как регистрация политических партий, контроль за финансированием партий, экспертные заключения о необходимости изменений избирательного законодательства, правовое просвещение избирателей и некоторые иные вопросы. Полномочия комиссии постепенно расширяются.

 

Применяется следующий принцип комплектования: все члены Комиссии (их не менее пяти и не более десяти) назначаются Королевой по представлению Палаты общин на срок, не превышающий 10 лет. Члены комиссии не могут быть членами политических партий, являться их спонсорами, а также занимать выборные должности.

 

В США, где не существует единой общефедеральной избирательной системы, а организация и проведение выборов отнесены к компетенции отдельных штатов, к Федеральной комиссии по выборам, образованной в 1974 году, впоследствии, в 2003 году, добавилась специально созданная Комиссия по содействию выборам, которая является консультативным органом.

 

Все шесть членов Комиссии назначаются Президентом США по совету и с согласия Сената Конгресса США. При этом не более трех из них могут принадлежать к одной партии. На практике это означает, что в состав комиссии входит по 3 представителя от Демократической и Республиканской партий США. Кроме партийной принадлежности, на них накладывается ряд ограничений, связанных с предпринимательской и профессиональной деятельностью.

 

Комиссия по содействию выборам также формируется по партийному принципу. К одной партии могут принадлежать не более двух (из четырех) членов комиссии. Фактически это означает равное представительство двух ведущих партий - Демократической и Республиканской.

 

Многообразие подходов к формированию электоральной администрации можно продемонстрировать на примере стран, входящих в Ассоциацию Организаторов Выборов Стран Европы (АОВCЕ), институциональным членом которой является и Российская Федерация.

 

Во всех странах - институциональных членах АОВCЕ организация и проведение выборов возлагаются на специализированные избирательные органы. В Венгрии, помимо Национального избирательного комитета, функционирует Национальная служба выборов в составе Министерства внутренних дел Венгрии. Во всех государствах избирательные органы имеют независимый статус.

 

В подавляющем большинстве государств - институциональных членов АОВCЕ избирательные органы функционируют на постоянной основе. Только ЦИК Словакии - исключительно в период выборов. Кроме того, в Хорватии у избирательной комиссии есть как постоянный состав, в который входят только представители судебной системы, так и расширенный состав, куда входят также представители политических партий (правящей и оппозиции). В Румынии в период выборов помимо постоянно действующего избирательного органа функционирует Центральное бюро по выборам, куда входят члены постоянно действующего избирательного органа, а также представители судебной системы и политических партий.

 

В ряде стран (Хорватия, Польша, Турция) электоральная администрация формируется судебными органами. Представители судебной системы входят также в состав избирательных органов таких государств, как Албания, Армения, Латвия.

 

В большинстве государств формирование избирательной комиссии осуществляется высшим законодательным органом. При этом механизмы комплектования различны. В некоторых странах парламент формирует избирательный орган на основе кандидатур политических партий при обеспечении гарантий представительства для оппозиционных сил и независимых депутатов. В других - парламент утверждает кандидатуры, предложенные президентами этих государств или иными институтами.

 

В Армении по одному представителю назначает Президент Армении и судебная власть, а остальных - представленные в парламенте политические партии и объединения. В Азербайджане при формировании ЦИК Республики применяется исключительно партийный принцип: равное количество членов назначает правящая партия, оппозиционные силы и независимые депутаты. В Белоруссии половину членов комиссии назначает Президент Республики, а половину - верхняя палата парламента. В Боснии и Герцеговине ЦИК формируется парламентом.

 

В Грузии члены Комиссии назначаются парламентом по представлению Президента Грузии. В Казахстане членов ЦИК Казахстана назначает Президент Республики и каждая из палат парламента. В Латвии восемь членов Комиссии назначаются Сеймом, один - Верховным Судом Латвии. В Государственную избирательную комиссию Республики Польша назначение проводит Президент по представлениям судебных органов. В Румынии члены постоянного избирательного органа назначаются парламентом, Президентом и премьер-министром. ЦИК Республики Украина формируется Верховной Радой Украины по представлению Президента Республики.

 

Процедура отзыва члена избирательной комиссии в мире встречается достаточно редко. Например, подобная практика существует в Республике Украина. На Украине политические партии наделены правом назначать и отзывать членов участковых и территориальных избирательных комиссий.

 

В Канаде Председатель Центрального избирательного ведомства (не является коллегиальным органом) может быть отстранен за нарушение принципа «правильного поведения». Основаниями для применения данной нормы могут быть как нравственные характеристики Председателя Центрального избирательного ведомства, так и его профессиональные качества и действия.

 

 

 

Голосование граждан за рубежом

 

Российская Федерация. За пределами территории Российской Федерации численность избирателей, участников референдума составляет около 1,8 млн.чел. Для реализации активного избирательного права российских граждан, проживающих за пределами территории страны, на федеральных выборах 2011-2012 годов были организованы 2 территориальные избирательные комиссии для руководства деятельностью 385 участковыми комиссиями, сформированными в 146 государствах мира и г.Байконуре (Казахстан). Всего приняло участие в выборах: почти 310 тыс.чел. на парламентских выборах в 2011 году и более 450 тыс. чел. на президентских выборах в 2012 году. Значительно расширилась география зарубежных избирательных участков: на президентских выборах впервые голосовали российские геологи, работающие в Анголе, сотрудники международных организаций в самом молодом государстве Африки - Южном Судане; получили возможность голосовать российские туристы в Доминиканской Республике, на Мальдивских и Канарских островах, моряки на трех кораблях Тихоокеанского флота ВМФ России, выполнявшие задачу по боевому патрулированию в районе Африканского Рога.

 

Законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме предусмотрено досрочное голосование. Для его проведения предусмотрены четкие, ясные требования. На президентских выборах в 2012 году досрочно проголосовало почти 240 тысяч избирателей, из них за пределами территории Российской Федерации - более 83 тысяч.

 

Военнослужащие, члены их семей, гражданский персонал Вооруженных Сил осуществляли свое конституционное право на общих избирательных участках на территории Российской Федерации. Было образовано 127 избирательных участков, из них 96 - в воинских частях, дислоцированных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, 31 - в воинских частях за пределами страны. В досрочном голосовании приняли участие почти 5,6 тысячи военнослужащих.

 

Голосование на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году проводилось в 13 субъектах Российской Федерации на 933 избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании. Проголосовало почти 30 тысяч избирателей.

 

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено голосование по почте. В декабре 2011 года голосование по почте проводилось в Мурманской области и городе Санкт-Петербурге. В избирательные комиссии Мурманской области обратилось 1370 граждан, желающих проголосовать по почте, и им были направлены избирательные бюллетени, проголосовало же лишь 489 избирателей, или 0,14 процента от числа принявших участие в голосовании. В Санкт-Петербурге проголосовало 1445 человек, или 0,07 процента. Избирательные комиссии обеспечили гласность и открытость при проведении всех избирательных процедур по организации голосования по почте.

 

2. США

 

Правом голосования за пределами территории США обладают около 6 миллионов избирателей. Предоставляется право проголосовать досрочно по почте. Проводится голосование по кодированному каналу через Интернет (который часто применяется при организации голосования военнослужащих).

 

В 1986 году Конгресс принял закон о голосовании для граждан, находящихся за пределами территории страны, в соответствии с которым каждый штат должен был создать единый офис для оказания содействия в голосовании избирателям за рубежом. С 2010 года для сохранения возможности голосовать за рубежом необходимо ежегодно направлять специальную заполненную форму (возможно заполнение формы через Интернет). В руководстве по голосованию за рубежом рекомендуется заполнять эту форму один раз в год в январе.

 

3. Великобритания

 

С1985 года разрешено голосовать британским подданным за рубежом (сначала в течение 5 лет после отъезда, с 1989 г. - 20 лет, сейчас - 15 лет). Лица, постоянно проживающие за рубежом (5,5 миллиона британских подданных), должны регистрироваться и не могут принимать участия в местных выборах. Предоставлена возможность голосования с участием доверенного лица либо голосование по почте. Необходима регистрация для лиц, длительное время проживающих за рубежом.

Информация о работе Выборы в России