Выборы в политической системе общества и их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России……………………………………………………….4
Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры…..9
3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев………………………………………………..13
Заключение…………………………………..………………………………..15
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы и технологии Контрольная.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)
  1. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры.

 Федеральные выборы – это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).

В РФ принято  различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные.

Федеральные выборы – это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное собрание.

Региональные  выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти.

На региональном  уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы    конституционного контроля).

Муниципальные выборы –  это выборы, посредством которых  жители муниципальных образований  формируют в предусмотренном  законодательством порядке представительные [ исполнительные органы власти]  органы власти местного самоуправления.

Необходимо  отметить, что для регионального  уровня избирательного законодательства характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется  целым рядом факторов – социально политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотношений по выборам.

Региональное  избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные);  законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Основными элементами системы регионального избирательного законодательства являются законы субъектов  РФ, которые можно разделить на четыре основных группы. К первой группе - Конституции,  Уставы субъектов  РФ, ко второй группе  относятся законы, регулирующие отдельные виды региональных  и муниципальных выборов, к третьей – кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ  выборы всех видов и уровней, к четвертой – законы об отдельных субъектах, процедурах  и иных элементах избирательного процесса.

В частности, к  системе регионального избирательного законодательства можно отнести  имеющиеся почти во всех субъектах  РФ законы об избирательной комиссии субъекта. Главенствующее место среди  актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных кругов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно превышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деятельности». В ряде  Конституций и Уставов субъектов РФ содержаться специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта  РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) государственной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления. Главы об  избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ - это базирующийся на Конституции  РФ фундамент регионального избирательного законодательства, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - являются «несущей  конструкцией» регионального избирательного законодательства. Независимо от избранной различными регионами формы избирательного законодательства, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне. Подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного,  информационного, технического и иного обеспечения деятельности избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведение выборов. Принимаемые на региональном и  местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий  и встреч с избирателями  и т.п.), носят технологический характер. Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права являются акты избирательных комиссий субъектов Федерации. Они могут быть посвящены как регламентации внутри организационной  деятельности  избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах. К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного законодательства. Общий массив регионального избирательного законодательства включает более 300 законов.

3. Определите, какие выборы проводятся в  России в каждом из нижеперечисленных  случаев:

а) Если глава муниципального образования отозван избирателями: 

- проводятся  досрочные выборы, проводятся в  сроки, установленные   федеральным  законом.;

б) Если только один список кандидатов может принять участие в распределение мандатов:

Выборы признаются соответствующей избирательной  комиссией не состоявшимися, проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов  недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.; 

в) Если депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на другую государственную должность:

- проводятся  дополнительные выборы;

г) Если выборное лицо регионального уровня власти отозвано избирателями: - проводятся досрочные выборы;

д) Если полномочия Президента РФ досрочно прекращены:  

В случае прекращения  Президентом РФ исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

   Выборы - важнейший  институт организации и функционирования  публичной власти в современных  политических обществах. Они составляют  новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства, регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются в обоснование политической практики превращения желаемого образа государства и права в реальность.

Современное понятие  выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

                    

  Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
  2.   Федеральным закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ
  1. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 

  1. http://www.referent.ru/1/84013 Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  2. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. – М.: Весь мир, 2004-109 с.
  3. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы / А.В. Зиновьев, И.С. Поляшова – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003-67 с.
  4. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы / А.В. Иванченко, А.В. Кынев, А.Е. Любарев – М.: Аспект Пресс, 2005- 45 с.
  5. Шабров О.Ф.Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право.2004-235с.

 

 


Информация о работе Выборы в политической системе общества и их разновидности