Выборы и электоральное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

В современной российской электоральной социологии пока не сложилось общепринятого определения электорального поведения граждан. Тем не менее, это понятие очень широко используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня, при прогнозировании и анализе результатов соответствующих выборов. Такой подход в политической социологии следует признать оправданным, поскольку проблема прогнозирования результатов выборов в силу объективной сложности анализа определяющих их факторов еще далека от удовлетворительного научного решения, а потребности практики сравнительно полно описываются тем спектром представлений и концепций, иногда противоречивых, которые в этой области уже выработаны

Содержание

1.Понятие электорального поведения
2.Факторы электорального поведения
3.Типы электорального поведения, существующие в современной России
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие электорального поведения.docx

— 23.94 Кб (Скачать файл)

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ростовский государственный медицинский университет»

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

Реферат

Выборы и электоральное  поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса 20 группы

Лечебно-профилактического  факультета

Романчева Галина

Преподаватель: к.с.н., доцент Н.А. Безвербная

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013г.

План

 

 

1.Понятие электорального поведения

 

2.Факторы электорального поведения

 

3.Типы электорального поведения,  существующие в современной России

 

4. Заключение

 

5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно все время  обманывать часть народа, можно некоторое  время - весь народ.

Но обманывать все время весь народ нельзя.

А. Линкольн

 

1.Понятие электорального  поведения

 

В современной  российской электоральной социологии пока не сложилось общепринятого  определения электорального поведения  граждан. Тем не менее, это понятие  очень широко используется при анализе  хода избирательных кампаний различного уровня, при прогнозировании и  анализе результатов соответствующих  выборов. Такой подход в политической социологии следует признать оправданным, поскольку проблема прогнозирования  результатов выборов в силу объективной  сложности анализа определяющих их факторов еще далека от удовлетворительного  научного решения, а потребности  практики сравнительно полно описываются  тем спектром представлений и  концепций, иногда противоречивых, которые  в этой области уже выработаны

Для определенности под электоральным поведением будем понимать систему взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов. Безусловно, гражданами считаются не только так называемые простые граждане, но и должностные лица, в том числе, и высокопоставленные, кандидаты всех уровней, их помощники, политические технологи, исследователи и другие. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или иное участие в них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий.

В ходе смены  модели выборов с советской на демократическую, по крайней мере, по ее форме, адаптироваться приходилось  абсолютно всем российским гражданам, представителям всех социальных групп  от Президента, глав администраций  регионов и представителей элиты  до рабочих, крестьян, безработных и  бомжей. Более того, разделение анализа электорального поведения на отдельный анализ поведения простых избирателей и анализ поведения должностных лиц, депутатов, кандидатов, других представителей элиты, не всегда позволяет раскрыть соответствующие закономерности: поведение всех социальных групп на выборах очень сильно взаимосвязано.

Изучение электорального поведения российских граждан стало  актуальным, начиная с первых выборов  народных депутатов СССР, прошедших  весной 1989 года. Эти выборы впервые  за многие предшествующие десятилетия  советского периода были альтернативными, предполагали возможность выбора депутатов  из нескольких кандидатур. Изменение  характера выборов по сравнению  с советской безальтернативной  моделью стимулировало спрос  на прогнозирование результатов  выборов. Для решения этой задачи в период первой избирательной кампании периода перестройки стали проводиться  опросы общественного мнения, направленные на выявление предпочтений избирателей.

2. Факторы  электорального поведения.

Анализируя  концепции (модели) электорального поведения, целесообразно обратить внимание на следующие.

Одной из первых в этом ряду является концепция (модель) так называемого "зависимого избирателя". В рамках данного подхода эмпирически обосновано, что одним из важнейших факторов, детерминирующих электоральное решение, является идентификация избирателя с той или иной политической партией. Партийная идентификация в свою очередь связана с процессами социализации, и прежде всего юношеской социализации (точнее, партийных предпочтений родителей, семьи в целом). Здесь же существенное влияние оказывает складывающаяся традиция голосования за представителей определенной партии. При этом анализ программ, позиций кандидатов по конкретным вопросам играет существенно меньшую роль, а собственно процедура выбора не воспринимается строго рационально. Политические представления и опыт "зависимого" избирателя зачастую ограниченны и отрывочны. Партийная идентификация выполняет как бы двойную функцию -- облегчает решение о выборе и является лакмусом, определяющим, какой из предлагаемых политик отдавать предпочтение.

В основе другой модели, получившей название модели "рационального избирателя", лежат подходы, широко распространенные в экономике. Использование идеи максимизации полезности при оценке различных вариантов решения позволяет ее сторонникам проводить параллели (хотя и весьма условные) между избирателем и потребителем; между оппозиционными партиями или лидерами и фирмами, конкурирующими за рынок товаров и услуг. По сравнению с предыдущей моделью здесь ориентации избирателя не рассматриваются как стабильные и жестко связанные с партийной идентификацией. Среди факторов, детерминирующих электоральное решение, предпочтение отдается социально-экономической ситуации, текущим политическим событиям, позициям кандидатов по конкретным вопросам. В одном из ее вариантов модель дополняется за счет роли партийного кандидата или лидера. Причем, следуя общей методологической посылке подхода, делается это, исходя из аналогии между избирателями и, например, вкладчиком, лидером и владельцем предприятий, в которые осуществляются инвестиции. В этой связи важны и история кандидата, и уровень доверия к нему, и его общая привлекательность. Обосновывается, что избиратель, принимая решение о поддержке лидера или партии, в большей мере основывается на оценке результатов их прошлой деятельности, нежели на анализе обещаний относительно будущего.

Развитием перечисленного выше является так называемая "когнитивная модель избирателя". Суть ее состоит в том, что наряду с модификацией предложенного ранее делается попытка дополнения совокупности исследуемых факторов. К ним, в первую очередь, относятся как социальный контекст, в котором происходят выборы, социокультурные традиции общества, особенности политической культуры, так и индивидуальные системы ценностей избирателей.

В рамках данного подхода факторы, детерминирующие электоральное  поведение, представлены следующим  радом показателей:

  • возраст и пол избирателей, образование родителей, влияние традиций семьи;
  • электоральные предпочтения родителей в юношеский период жизни избирателя;
  • уровень образования, тип занятости, социальный статус избирателя;
  • текущие социальные изменения, события в политической и экономической сфере, роль используемых информационных источников;
  • влияние супруга, друзей, членство в различных общественных организациях;
  • прошлый опыт голосования;
  • ценностные ориентации, место политики в системе интересов личности;
  • видение избирателем прошлого и будущего;
  • партийная идентификация, оценки партий и лидеров, мнения по конкретным вопросам политики.

 

 

 

3.Типы  электорального поведения существующие в современной России

 

Электоральное поведение" -- один из видов политического поведения действия избирателей во время выборов. Эти действия обусловлены потребностями, предпочтениями и целями людей, участвующих в голосовании. 

Электоральность складывается из объективных и действительных факторов. Территориальная принадлежность, половозрастная и социально-профессиональная характеристика избирателей являются объективными факторами. На их основе можно выделить соответствующие электораты, например, региональные электораты, круг избирателей по полу, возрасту, социальному положению или материальному достатку. Социально-экономические процессы и их актуализация в деятельности политических объединений выступают действительными факторами. По отношению к реформам, проводящимся в России избиратели делятся на лояльных ("сторонников") и нелояльных ("противников"). Политико-географический анализ соотношения лояльных и нелояльных избирателей позволяет выделить два типа электорального поведения - устойчивый и неустойчивый.

Устойчивый тип электорального поведения характерен для противников проводимых реформ. Эти граждане голосовали на выборах разного уровня за представителей КПРФ, ЛДПР, АПР. Им свойственна активность на выборах и постоянство социально-политических установок (приверженность плановой экономике, централизованному управлению и распределению, государственной охране общественного порядка.

К устойчивому  типу электорального поведения принадлежат  и те сторонники реформ, которые  с 1991 г. непосредственно участвовали  в перераспределении государственной  собственности;Руководители предприятий, административные работники, частные предприниматели.

При обосновании неустойчивого типа электорального поведения учитывается не только оценка избирателями социально-экономических изменений и деятельности политического руководства, но и социокультурные умения и предпочтения самих избирателей.

При различии и  разнообразии социокультурных характеристик представители неустойчивого типа электорального поведения не надеются влиять на реальную политику с помощью участия на выборах. Об этом свидетельствуют результаты выборов 1996--1997 гг. в местные представительные органы власти, когда были зафиксированы низкая избирательная активность населения, "поддержка" выборных представителей "сверху".

Неустойчивый тип электорального поведения поливариантный у одних  и тех же избирателей и достаточно изменчивый по отношению к процессам  трансформации российского общества.

 

Заключение

 

Суверенитет народа не сводится к дискретным голосованиям, власть им лишь делегируется своим  временным представителям, которые  отправляют ее в условиях состязательности ветвей власти, баланса полномочий, наличия системы отзыва депутатов  и избранных должностных лиц, наконец (что существенно для  нашего материала), формирования реальной системы политического лидерства, регулярно подтверждаемого выборами.

Таким образом, нормально функционирующий институт выборов все-таки крайне важен для  становления и удержания власти народа, оформленной в современный  политический режим демократического толка. Политическое поведение проявляется в разных формах: от лидерства до абсентеизма.

Лидерство представляет собой разновидность  политической власти. Оно может быть авторитарным и либеральным, формальным (официальным) и неформальным (неофициальным).

Участие в политической жизни (выборах, референдумах, демонстрациях, митингах, кампаниях и др. ) является основным видом политического поведения для большинства населения.

Наиболее распространенной формой политического поведения является голосование на выборах.

Менее распространено во всех демократических  странах участие в различных  формах протеста: несанкционированных  забастовках, блокаде транспортных путей, захвате зданий и др.

Основным мотивом участия в  политической жизни является стремление оказать влияние на власть, основным мотивом уклонения от участия  служит уверенность в его бесполезности.

Среди факторов электорального поведения  следует выделить социальную и политическую принадлежность людей, а также их пол, возраст, образование и доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Белов Г.А. Политология:  Учебное пособие.М.,1996 г.

2. Василик М.А., Вершинин М.С. Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб.,2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выборы и электоральное поведение