Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа
Проблема цензов избирательной системы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию цензов, так и по их количеству. Нельзя выпускать из вида и тот факт, что единого подхода изучения избирательных критериев не существует. Сколько есть авторов, изучающих эту проблему, столько существует и мнений. Поэтому, цель данной работы – проанализировать принципы избирательного права в зарубежных странах и их соотношение с международными избирательными стандартами, а также сравнить дискриминационные цензы зарубежных стран
В ряде стран
предусмотрен обязательный вотум, т. е.
юридическая обязанность
Термин «избирательная система» используется в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.
В узком смысле
избирательная система - это способ
распределения депутатских
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. Какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.
Рассмотрим три вида мажоритарной системы:
При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Достоинством данной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составлял один голос. Недостаток же ее в том, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов, а также специфический дефект - частая нерезультативность выборов, что наиболее вероятно при большой конкуренции кандидатов.
Наряду с названными тремя используются ещё две разновидности мажоритарной системы:
Система пропорционального представительства политических партий - это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов, а также такая система характерна для Финляндии, Швейцарии, Норвегии, Австрии и Бельгии. Чтобы смягчить недостатки данной системы, используются такие методы, как
Также существуют правила распределения мандатов:
- правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);
- правило наибольшего избирательного числа (места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов);
- правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места);
- правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).
Однако искажать пропорциональную
систему могут различные
Разновидностью
Пропорциональная система
представительства может
Под термином «цензы избирательной системы» понимаются специальные условия допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Традиционно избирательные цензы можно разделить три группы: технические, охранные и дискриминационные. Рассмотрим эти группы.
Технические цензы представляют собой условия, которые позволяют упорядочить процедуру и итоги выборов. К числу таких ограничений относятся возрастной ценз, оседлость, гражданство, дееспособность, судимость (нахождение в местах лишения свободы), образование языковой ценз, религиозный и др. Нужно заметить, что такая классификация не может считаться однозначной, так как каждый автор имеет своё мнение и свой взгляд на изучаемый мной вопрос.
Наибольшее число разногласий
возникает при определении
Вместе с тем по Конституции
Бразилии 1988 года граждане старше 70 лет
участвуют в голосовании лишь
в том случае, если по собственной
инициативе подадут заявку в качестве
избирателей. По мнению А.С. Автономова,
это имеет положительную
Ценз гражданства означает, что избирательные права как разновидность политических прав предоставляется только гражданам государства. В ряде государств (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выборам местных органов власти допускаются «неграждане», которые постоянно( длительное время) проживают в стране, уплачивают налоги и т.п.
В странах, не закрепляющих принцип
равного гражданства, при определении
избирательных прав граждан делается
различие по основанию приобретения
гражданства и времени
Основываясь на гражданстве, в ряде стран избирательный корпус был расширен при формировании высших органов власти за счёт граждан, проживающих за границей (1979 год – Тунис, 1989 год – Исландия, 1991 год – Швейцария). Решение вопроса голосования таких избирателей различно. В Швейцарии эту проблему решили путём голосования по почте (приказ федерального совета от 16 октября 1991 года), в Италии были созданы избирательные округа за рубежом (ст. 8 Закона «О выборах в сенат» от 4 августа 1993 года), в Турции избирателям, проживающим за границей более шести месяцев и невнесённым в списки избирателей, было предоставлено право голосовать на пограничных пунктам при выезде из страны в течении 70 дней до выборов и до 17 часов в день выборов.
Ценз оседлости обозначает
необходимость проживания на территории
государства в течение
Технический ценз судимости предполагает, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, а также обладающие судимостью, не участвуют в выборах. Так, в большинстве штатов США бывшие заключённые в течение нескольких лет по отбытии наказания не участвуют в выборах. Технический ценз судимости не нужно путать с охранным цензом судимости, при котором лишение избирательного права осуществляется за совершение преступлений против государственного строя и т.п.