Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:03, реферат
В ХХI веке геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики России и отвечать минимальным условиям цивилизованности. После распада СССР, Россия потеряла большинство своих союзников. Но, новая, демократическая Россия, по прежнему, способна влиять на современную мировую политику. Это связано с её особым геополитическим статусом. В реферате, на основе анализа различных литературных источников, я попытаюсь выявить геополитический статус современной России.
Введение
1. Генезис основных геополитических школ в России.
2. Исторические отношения с Западом в Российской геополитике.
3. Задачи современной российской геополитики
Заключение
Список использованной литературы
Абсурдной является нынешняя
ситуация, когда огромную территорию
за
Уралом населяет всего 30 миллионов человек, когда жители Дальнего
Востока и Крайнего Севера оставлены на
произвол судьбы и принуждены к эвакуации.
Этот абсурд может привести к тому, что
Россия вообще останется без Сибири. Тогда
как необходимо, напротив, начать ее настоящее
освоение, которое полностью изменит и
лицо России, и лицо мира. В Сибири и на
Дальнем Востоке должно жить не 30, а как
минимум 300 миллионов человек. Это великое,
полностью самодостаточное пространство
и станет базой для создания и развития
российской цивилизации XXI века.
Природные ресурсы Сибири вполне позволяют
добиться такого уровня развития, который
бы смог обеспечить жизнь этих 300 миллионов.
Сибирь - не колония и не сырьевой придаток,
сибирские нефть и газ должны не продаваться
за бесценок на Запад, но обеспечивать
подъем собственной экономики. Сибирь
- не просто недонаселенный, а можно даже
сказать - почти необитаемый континент.
При правильной организации и при использовании
новейших экологически чистых технологий,
развитие Сибири будет сопровождаться
минимальным давлением на экологию, не
потребует массового сведения лесов и
разрушения сибирской природы.
Уже само обладание Сибирью вводит страну
в круг великих мировых держав и заставляет
с нею считаться. Этот огромный, малонаселенный
и почти неосвоенный континент, наполненный
разнообразными природными ресурсами
- главное достояние России и главный предмет
зависти со стороны разнообразных мировых
хищников. В авторитетных газетах Америки
уже публиковались проекты "выкупить"
у России Сибирь и Дальний Восток за несколько
триллионов долларов, как когда-то была
"выкуплена" наша Аляска. Впрочем,
сама по себе идея "выкупа" не так
уж и абсурдна: в будущем, когда Америка
лопнет и американцы начнут распродавать
ее с молотка, можно будет выкупить обратно
Аляску и соединить оба берега Сибири
трансконтинентальным мостом.
Если не превратим Сибирь в развитую процветающую страну, она будет потеряна для России, а Россия для мира. Сибирь - это сердце России, а не ее окраина. Именно с центром в Сибири мы и построим нашу Новую Европу - отМинска на западе до Камчатки на востоке, от океанских островов на севере доАмура на юге.
Сейчас перед российской геополитикой
стоит другая задача - Россия и
Запад. Российско-американские отношения
в обозримом будущем будут занимать одно
из приоритетных мест в нашей внешней
политике. Это связано не только с вопросами
двустороннего взаимодействия как экономического
(торговля, инвестиции, получение технологий),
так и военного (поддержание взаимного
ядерного сдерживания) характера, но и
со стремлением США, действуя в качестве
"единственной сверхдержавы", придать
системе международных отношений однополярный
характер, играть доминирующую роль в
решении любых глобальных и региональных
проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие
позиции в ключевых международных финансовых
и экономических институтах -
"Большой семерке", Организации экономического
сотрудничества и развития,
Международном валютном
фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой
организации. У Америки больше нет примерно
равного по силе геополитического соперника.
Если в годы холодной войны глобальное
соперничество СССР и США, носившее антагонистический
характер, представляло собой центральную
ось всей системы международных отношений,
то в новых условиях взаимодействие
Вашингтона и Москвы качественно изменилось.
Вашингтон пытается использовать сложившийся
в российско-американских отношениях
дисбаланс для того, чтобы существенным
образом воздействовать как на внешнюю,
так и на внутреннюю политику Российской
Федерации. В последние годы между Москвой
и
Вашингтоном постепенно начали накапливаться
расхождения сначала по второстепенным,
а затем и по более существенным вопросам.
Несмотря на внешне дружественный характер
российско-американских отношений, между
двумя странами накопилось обширное поле
разногласий. Серьезные расхождения возникли
между Россией и США по трем основным группам
проблем.
Первый блок (и это, пожалуй, впервые в российско-американских отношениях за последние полвека) - это проблемы экономические. Второй блок противоречий - региональные проблемы и прежде всего процесс расширения НАТО. Третий блок расхождений - проблемы контроля над вооружениями. Негативные тенденции в российско-американских отношениях по всем трем упомянутым направлениям в последнее время наложились друг на друга. В результате возник самый острый кризис в российско-американских отношениях со времен окончания холодной войны и распада Советского Союза.
В решении ключевых
вопросов международной политики у России
и США имеются как общие, так и противоположные
интересы. Поэтому в российско-американских
отношениях будут сохраняться элементы
и сотрудничества, и соперничества. По
ключевым проблемам международной безопасности,
таким, как нераспространение оружия массового
поражения, урегулирование региональных
конфликтов, борьба против международного
терроризма, Москва и Вашингтон могут
вполне успешно взаимодействовать. Особое
значение имеет вопрос о расширении состава
и функций НАТО, которая под руководством
США превратилась в доминирующую военно-политическую
структуру в Европе. В результате Россия,
не будучи членом НАТО, в значительной
степени оказалась в изоляции при решении
ключевых вопросов европейской безопасности.
Соединенные Штаты и НАТО
присваивают себе право использовать
в одностороннем порядке военную силу,
не считаясь ни с решениями ООН, ни с возражениями
России, как это произошло в Косово. Бойкот
СПС в связи с войной против Югославии
также не принес успеха. Бессмысленно
отказываться от диалога с крупнейшим
военным альянсом в мире. Россия и НАТО
могут либо сотрудничать, либо соперничать.
Третьего не дано.
Альтернативой стратегии военно-политического
диалога с США и американскими союзниками
может быть только курс на стратегический
союз с Китаем. Но такой союз не может компенсировать
выталкивания России из
Европы, ведь Пекин не хочет, да и не может
защищать европейские интересы
Москвы. Конечно же, расширение взаимодействия
Российской Федерации с
Европейским союзом, Китаем, Индией, Японией,
другими крупными державами, наряду с
поддержанием ровных отношений с США,
будет способствовать укреплению тенденции
к формированию многополярной структуры
международных отношений.
Роль единственной сверхдержавы требует
такой концентрации ресурсов и политической
воли, которой Соединенные Штаты не обладают.
При всем политическом, экономическом,
информационном и особенно военном лидерстве
Вашингтона его нынешняя сила не позволяет
единолично диктовать мировому сообществу
свою волю, установить Pax Americana. Если США
изберут курс на приспособление к реалиям
многополярного мира, то в этой системе
международных отношений Россия - важный
партнер Соединенных Штатов. Это позволяет
надеяться, что нам удастся не допустить
разрастания расхождений и возврата к
геополитической конфронтации, а в конечном
счете обеспечить позитивное взаимодействие
на основе национальных интересов обеих
держав (
13 ).
Подводя итог проделанной
работы можно сделать некоторые
выводы:
"Каждый народ и каждая страна есть
живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой
историей, душой и природой".
Россия - страна в восточной
части Европы и в северной части
Азии.
17075,4 тыс. кв. км. Основная часть европейской
территории России расположена в пределах
Восточно-Европейской равнины. На юге - северные склоны Кавказа, на северо-западе
- горы Хибины. К востоку от Урала -
Западно-Сибирская равнина, окаймленная
на юге горами Южной Сибири (Алтай, Саяны,
горы Прибайкалья, Забайкалья и др.). Между
Енисеем и Леной расположено Среднесибирское
плоскогорье, между Леной и Тихим океаном
- хребты и нагорья Северо-Восточной Азии.
На территории России располагаются
зоны (с севера на юг): арктическая пустыня,
тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная,
степная, полупустынная (Прикаспийская
низменность)."Западная Европа и Америка,
не знающие Россию, не имеют ни малейших
оснований навязывать нам какие бы то
ни было политические формы - ни демократические,
ни фашистские. Россия не спасется никакими
видами западничества, ни старыми, ни новыми.
Все политические формы и средства человечества
полезно знать и верно разуметь. Но творческая
комбинация из них и из других, еще неизвестных,
должна быть избрана и создана самою
Россией, должна быть подсказана ее собственными
задачами, помимо всяких чужих предписаний
или своих предрассудков и доктрин".
Мы оказались в положении догоняющих,
а это психологически настраивает на имитационную
модель поведения, то есть на подражание
государствам богатым и благополучным.
В том-то и заключается стратегическая
задача, чтобы разработать собственно
российскую, свободную от чьих бы то ни
было влияний, модель опережающего развития.
Ну а чтобы в этом преуспеть, надо хорошенько
исследовать объекты будущего "неподражания",
удостовериться в их несоответствии тому,
что называется неповторимой российской
историей, душой и природой.
В последнее десятилетие на всем мировом
пространстве как в геополитике, так и
в геоэкономике выстраивается четкая
доминанта Соединенных Штатов Америки.
И все же не американизация составляет
суть протекающих в мире процессов. Для
их обозначения пущен в оборот иной термин
- глобализм. Лучшая модель этого странного
мира - Диснейленд, в котором как бы присутствуют
все культуры, но в пресном, выхолощенном
виде.
Восточнославянский союз народо
Если новой российской элите
удастся сформулировать "русскую идею"
в контексте экономического вызова и постмодернистских
установок самоограничения, Россия сможет
прочно утвердить свое место в будущем
мире и дать достойный ответ на вызов Запада.
Что же касается межнациональной консолидации
россиян, укрепления государственности
и единства России то можно выдвинуть
следующее:
- Общий рост недовольства существующим
положением (социально- экономическим
в первую очередь) выступает как мощный
ускоритель форм ' протестного реагирования'
в различных областях общественной практике,
в том числе и национальных взаимосвязях.
Неудачи и провалы экономического реформирования
усиливают неприятие проводимой Центром
политики и обуславливают низкий рейтинг
принимаемых правительством решений.
Это стимулирует в конечном счете центробежные
процессы, национальный и региональный
сепаратизм, создающий угрозу единству
и целостности российского национального
федеративного государства.
- Явственно ощущается необходимость разработки
научной теории гармонизации национальных
отношений и соответствующей ей программы
жизнедеятельности общества на переходный
период и отдаленную перспективу.
Фундамент
концептуального подхода должны составить
идеи национального центризма(избавление
от крайностей в национальном вопросе
во всех его аспектах) и демократического
федерализма(обеспечение всем национально-
и административно-
Низкая оценка
собственного национального
- Государственная политика призвана стать
в большей мере, чем когда бы то ни было,
национально-региональной, учитывающей
специфику и Северного
Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего
Востока. Только такая политика в состоянии
обеспечить относительно безболезненный
переход от по существу унитарного государства,
каким был Советский Союз, к федеративному,
каким стремится стать новая Россия. Укрепление
самостоятельности регионов, не противопоставляющих
себя Центру, но сотрудничающих с ним,
ведет к приоритету наднациональных ценностей,
приближает реализацию общенациональной
задачи - возродить великую и сильную державу
с демократическими порядками и социально
ориентированной экономикой.
Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть развитие геополитического статуса России в мире.
Список использованной литературы
1. Геополитическая ситуация в
постсоветском пространстве и
проблемы военной безопасности
России // НЭБ. 1998.
2. Иванов В.Н. Межнациональная напряжённость
в национальном аспекте //
Социологические исследования,
1993, № 7 с. 58-66
3. Кавказская нефтяная геополитика и чеченский
терроризм // НЭБ. 1999.
4. Казначеев В.П., Дёмин Д. В., Мингазов И.
Ф. Геополитика и современная проблема
этногенеза
5. Катков А. Перспективы развития России
6. Лазарев И. А. Проблема разработки концепции
национальной безопасности Российской
Федерации // Проблемы глобальной безопасности:
М., 1995 с.79.
7. Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //
Социологические исследования,
1995 № 4 с.103-107
8. Морозов Е. Геополитика в её историческом
развитии // Армия. 1998 № 3
9. Нарочинская Н. Россия и мировой Восточный
вопрос //
10. Николай фон Крейтор Геополитика «Холодной войны» // http: // www.chat.ru/-helicop/ru ; New York.
USA - Saturday. July 24, 1999
11. Основное положение военной доктрины
Российской Федерации // Известия 1993 18
ноября.
12. Проскурин С.А. Проблемы разработки военной политики России //
Политические исследования 1995 № 4 с. 146-151
13. Рогов С.М. Россия и США на пороге XXI века:
новая повестка дня //
Независимая газета. 2000.
14. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России М.: 1996 с.164.
15. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и России // Политические исследования 1995 № 1 с.24
16. Сорокин П. Человек.
17. Тонов А. Ислам и Россия //
18. Чечня, целесообразен ли развод с Россией
//НЭБ
19. Является ли Россия Разменной картой
в геополитической игре? // НЭБ 1998.