В
этой ситуации российской политической
верхушке следует понять, что для России
задачей первостепенной важности является
модернизация собственного общества,
а не тщетные попытки вернуть былой статус
мировой державы. Ввиду колоссальных размеров
и неоднородности страны децентрализованная
политическая система на основе рыночной
экономики скорее всего высвободила бы
творческий потенциал народа России и
ее богатые природные ресурсы. В свою очередь,
такая, в большей степени децентрализованная,
Россия была бы не столь восприимчива
к призывам объединиться в империю. России,
устроенной по принципу свободной конфедерации,
в которую вошли бы Европейская часть
России, Сибирская республика и Дальневосточная
республика, было бы легче развивать более
тесные экономические связи с Европой,
с новыми государствами Центральной Азии
и с Востоком, что тем самым ускорило бы
развитие самой России. Каждый из этих
трех членов конфедерации имел бы более
широкие возможности для использования
местного творческого потенциала, на протяжении
веков подавлявшегося тяжелой рукой московской
бюрократии.
Россия
с большей вероятностью предпочтет Европу
возврату империи, если США успешно реализуют
вторую важную часть своей стратегии в
отношении России, то есть усилят преобладающие
на постсоветском пространстве тенденции
геополитического плюрализма. Укрепление
этих тенденций уменьшит соблазн вернуться
к империи. Постимперская и ориентированная
на Европу Россия должна расценить предпринимаемые
в этом направлении усилия как содействие
в укреплении региональной стабильности
и снижении опасности возникновения конфликтов
на ее новых, потенциально нестабильных
южных границах. Однако политика укрепления
геополитического плюрализма не должна
обусловливаться только наличием хороших
отношений с Россией. Более того, она важна
и в случае, если эти отношения не складываются,
поскольку она создает барьеры для возрождения
какой-либо действительно опасной российской
имперской политики.
Отсюда
следует, что оказание политической и
экономической помощи основным вновь
обретшим независимость странам является
неразрывной частью более широкой евразийской
стратегии. Укрепление суверенной Украины,
которая в настоящее время стала считать
себя государством Центральной Европы
и налаживает более тесное сотрудничество
с этим регионом, - крайне важный компонент
этой политики, так же как и развитие более
тесных связей с такими стратегически
важными государствами, как Азербайджан
и Узбекистан, помимо более общих усилий,
направленных на открытие Средней Азии
(несмотря на помехи, создаваемые Россией)
для мировой экономики.
Широкомасштабные
международные вложения во все более доступный
Каспийско-Среднеазиатский регион не
только помогут укрепить независимость
новых государств, но и в конечном счете
пойдут на пользу постимперской демократической
России. Начало использования энергетических
и минеральных ресурсов региона приведет
к процветанию, породит в этом районе ощущение
большей стабильности и безопасности
и в то же время, возможно, уменьшит риск
конфликтов наподобие балканского. Преимущества
ускоренного регионального развития,
финансируемого за счет внешних вложений,
распространились бы и на приграничные
районы России, которые, как правило, недостаточно
развиты экономически. Более того, как
только новые правящие элиты регионов
поймут, что Россия соглашается на включение
этих регионов в мировую экономику, они
будут меньше опасаться политических
последствий тесных экономических связей
с Россией. Со временем не имеющая имперских
амбиций Россия могла бы получить признание
в качестве самого удобного экономического
партнера, хотя и не выступающего уже в
роли имперского правителя.
Для
обеспечения стабильности и укрепления
независимости стран, расположенных на
юге Кавказа и в Средней Азии, США должны
проявлять осторожность, чтобы не вызвать
отчуждения Турции, и должны изучить возможность
улучшения американо-иранских отношений.
Турция, продолжающая чувствовать себя
изгоем в Европе, куда она стремится войти,
станет более исламской, назло всем проголосует
против расширения НАТО и едва ли будет
сотрудничать с Западом ради того, чтобы
стабилизировать и включить советскую
Среднюю Азию в мировое сообщество.
Соответственно
Америка должна использовать свое влияние
в Европе, чтобы содействовать со временем
принятию Турции в Европейский Союз, и
обратить особое внимание на то, чтобы
относиться к Турции как к европейской
стране, при условии, что во внутренней
политике Турции не будет сделан резкий
крен в исламском направлении. Регулярные
консультации с Анкарой по вопросу о будущем
Азии способствовали бы возникновению
у этой страны ощущения стратегического
партнерства с США. Америке также следует
активно поддерживать стремление Турции
построить нефтепровод из Баку в Джейхан
(Ceyhan) на турецком побережье Средиземного
моря, который служил бы главным выходом
к энергетическим ресурсам бассейна Каспийского
моря.
Кроме
того, не в американских интересах навсегда
сохранять враждебность в американо-иранских
отношениях. Любое сближение в будущем
должно основываться на признании обоюдной
стратегической заинтересованности в
стабилизации неустойчивого в настоящее
время регионального окружения Ирана.
Конечно, любое примирение между этими
странами должно осуществляться обеими
сторонами и не выглядеть как одолжение,
которое одна сторона делает другой. США
заинтересованы в сильном, даже направляемом
религией, но не испытывающем фанатичных
антизападных настроений Иране, и в итоге
даже иранская политическая элита, возможно,
признает этот факт. Между тем долгосрочным
американским интересам в Евразии сослужит
лучшую службу отказ США от своих возражений
против более тесного экономического
сотрудничества Турции с Ираном, особенно
в области строительства новых нефтепроводов,
и развития других связей между Ираном,
Азербайджаном и Туркменистаном. Долгосрочное
участие США в финансировании таких проектов
отвечало бы и американским интересам35.
35 Здесь уместно процитировать
мудрый совет, данный моим коллегой по
Центру международных стратегических
исследовании Энтони Г. Кордесманом в
его работе "The American Threat to the United States"
(February, 1997), представленной в виде выступления
в армейском военном колледже, который
предостерегал США против склонности
изображать в устрашающем виде проблемы
и даже народы. По его словам, "Иран,
Ирак и Ливия представляют собой случаи,
когда США создали из них врагов, не разработав
при этом какого-либо приемлемого среднесрочного
или долгосрочного эндшпиля для своей
стратегии. Американские стратеги не могут
рассчитывать на полную изоляцию этих
стран, и не имеет смысла относиться к
ним так, как если бы они были одинаковыми
"государствами-мошенниками" или
"государствами-террористами"... США
существуют в морально сером мире, и им
не удастся добиться успеха, разделяя
его на черное и белое".
Необходимо
также отметить потенциальную роль Индии,
хотя в настоящее время она является относительно
пассивным действующим лицом на евразийской
сцене. В геополитическом плане Индию
сдерживает коалиция Китая и Пакистана,
в то время как слабая Россия не может
предложить ей той политической поддержки,
которую она оказывала ей в прошлом. Однако
выживание демократии в Индии имеет важное
значение в том плане, что оно опровергает
лучше, чем тома академических дискуссий,
понятие о том, что права человека и демократия
- это чисто западное и характерное лишь
для Запада явление. Индия доказывает,
что антидемократические "азиатские
ценности", пропагандируемые представителями
стран от Сингапура до Китая, являются
просто антидемократическими, но они не
обязательно являются характерными для
Азии. К тому же провал Индии нанес бы удар
по перспективам демократии и убрал бы
со сцены силу, способствующую большему
равновесию на азиатской сцене, в особенности
с учетом усиления геополитического превосходства
Китая. Из этого следует, что постоянное
участие Индии в дискуссиях по вопросу
региональной стабильности, особенно
по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно,
не говоря о стимулировании развития более
прямых двусторонних связей между военными
сообществами Америки и Индии.
Геополитический
плюрализм в Евразии в целом недостижим
и не будет иметь устойчивого характера
без углубления взаимопонимания между
Америкой и Китаем по стратегическим вопросам.
Из этого следует, что политика привлечения
Китая к серьезному диалогу по стратегическим
вопросам, а в итоге, возможно, к трехсторонним
усилиям, включающим также и Японию, является
необходимым первым шагом в повышении
интереса Китая к примирению с Америкой,
что отражает те самые геополитические
интересы (в частности, в Северо-Восточной
и Средней Азии), которые действительно
являются общими для двух стран. Кроме
того, Америке надлежит устранить любые
неясности в отношении приверженности
США политике одного Китая, дабы не усугубить
проблему Тайваня, в особенности после
того, как Гонконг был поглощен Китаем.
К тому же в собственных интересах Китая
превратить это событие в успешную демонстрацию
принципа, в соответствии с которым даже
Великий Китай может допустить и гарантировать
более широкое многообразие в своих внутренних
политических урегулированиях.
Хотя
- об этом говорилось в главах 4 и 6 - любая
предполагаемая китайско-российско-иранская
коалиция, направленная против Америки,
вряд ли выйдет за рамки какого-то временного
позирования по тактическим соображениям,
для Соединенных Штатов важно строить
свои отношения с Китаем таким образом,
чтобы не подтолкнуть Пекин в этом направлении.
В любом подобном "антигегемонистском"
союзе Китай стал бы чекой. Он, вероятно,
будет самым сильным, самым динамичным
и, следовательно, ведущим компонентом.
Такая коалиция могла бы возникнуть только
вокруг недовольного, разочарованного
и враждебного Китая. Ни Россия, ни Иран
не располагают необходимыми средствами,
чтобы стать центром притяжения для подобной
коалиции.
Поэтому
диалог между Америкой и Китаем по стратегическим
вопросам, касающимся тех областей, которые
обе страны хотят видеть свободными от
господства других жаждущих гегемонов,
настоятельно необходим. Однако для достижения
прогресса диалог должен быть длительным
и серьезным. В ходе такого общения можно
было бы более мотивированно обсудить
и другие спорные вопросы, касающиеся
Тайваня и даже прав человека. Действительно,
можно было бы достаточно откровенно отметить,
что вопрос внутренней либерализации
в Китае - это не только внутреннее дело
самого Китая, поскольку только вставший
на путь демократизации и процветающий
Китай имеет перспективу привлечения
к себе Тайваня мирным путем. Любая попытка
насильственного воссоединения не только
поставила бы американо-китайские отношения
под угрозу, но и неизбежно оказала бы
негативное воздействие на способность
Китая привлекать иностранный капитал
и поддерживать экономическое развитие
в стране. Собственные стремления Китая
к региональному превосходству и глобальному
статусу были бы поэтому принесены в жертву.
Хотя
Китай превращается в доминирующую силу
в регионе, он вряд ли станет такой силой
в мире, и это не произойдет еще в течение
долгого времени (по причинам, перечисленным
в главе 6), а шизофренические страхи в
отношении Китая как глобальной силы порождают
у Китая манию величия, что, возможно, также
становится источником самоисполняемого
пророчества об усилении враждебности
между Америкой и Китаем. Поэтому Китай
не следует ни сдерживать, ни умиротворять.
К нему следует относиться с уважением
как к самому крупному развивающемуся
государству в мире, и - по крайней мере
пока - как к добивающемуся достаточных
успехов. Его геополитическая роль не
только на Дальнем Востоке, но и в Евразии
в целом, вероятно, также возрастет. Следовательно,
было бы целесообразно кооптировать Китай
в члены "большой семерки" на ежегодном
саммите ведущих стран мира, особенно
после того, как включение России в эту
группу расширило спектр обсуждаемых
на саммите вопросов - от экономических
до политических.
Поскольку
Китай все активнее интегрируется в мировую
систему и, следовательно, в меньшей степени
способен и склонен использовать свое
главенство в регионе в тупой политической
манере, из этого следует, что фактическое
возникновение китайской сферы влияния
в районах, представляющих для Китая исторический
интерес, вероятно, станет частью нарождающейся
евразийской структуры геополитического
примирения. Будет ли объединенная Корея
двигаться в направлении подобной сферы,
во многом зависит от степени примирения
между Японией и Кореей (Америке следует
более активно поощрять этот процесс),
однако воссоединение Кореи без примирения
с Китаем маловероятно.
На
каком-то этапе Великий Китай неизбежно
станет оказывать давление в целях решения
проблемы Тайваня, однако степень включения
Китая во все более связывающий комплекс
международных экономических и политических
структур также может положительно отразиться
на характере внутренней политики Китая.
Если поглощение Китаем Гонконга не окажется
репрессивным, формула Дэн Сяопина для
Тайваня "одна страна, две системы"
может быть переделана в формулу "одна
страна, несколько систем". Это может
сделать воссоединение более приемлемым
для заинтересованных сторон, что еще
раз подтверждает мысль о невозможности
мирного воссоздания единого Китая без
некоторой политической эволюции самого
Китая.
В
любом случае как по историческим, так
и по геополитическим причинам Китаю следует
рассматривать Америку как своего естественного
союзника. В отличие от Японии или России,
у Америки никогда не было территориальных
замыслов в отношении Китая, и, в отличие
от Великобритании, она никогда не унижала
Китай. Более того, без реального стратегического
консенсуса с Америкой Китай вряд ли сможет
продолжать привлекать значительные зарубежные
капиталовложения, так необходимые для
его экономического роста и, следовательно,
для достижения преобладающего положения
в регионе. По той же причине без американо-китайского
стратегического урегулирования как восточной
опоры вовлеченности Америки в дела Евразии
у Америки не будет геостратегии для материковой
Азии, а без геостратегии для материковой
Азии у Америки не будет геостратегии
для Евразии. Таким образом, для Америки
региональная мощь Китая, включенная в
более широкие рамки международного сотрудничества,
может быть жизненно важным геостратегическим
средством - в этом отношении таким же
важным, как Европа, и более весомым, чем
Япония, - обеспечения стабильности в Евразии.
Психология bookap
Однако,
в отличие от Европы, демократический
плацдарм в восточной части материка появится
не скоро. Поэтому тем более важно, чтобы
усилия Америки по углублению стратегических
взаимоотношений с Китаем основывались
на недвусмысленном признании того, что
демократическая и преуспевающая в экономическом
плане Япония является важнейшим тихоокеанским
и главным мировым партнером Америки.
Хотя Япония не может стать главенствующей
державой в Азиатском регионе, учитывая
сильную антипатию, которую она вызывает
у стран региона, она может стать ведущей
державой на международном уровне. Токио
может добиться влияния на мировом уровне
путем тесного сотрудничества с Соединенными
Штатами в области решения современных
мировых проблем, избегая бесплодных и
потенциально контрпродуктивных попыток
стать ведущей державой в регионе. Поэтому
американское руководство должно помогать
Японии двигаться в этом направлении.
Американо-японское соглашение о свободной
торговле, в котором говорилось бы о создании
общею экономического пространства, могло
бы укрепить связь между двумя странами
и способствовать достижению указанной
цели, и по этой причине следует совместно
рассмотреть его выгодность.