Глобальные проблемы современности и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:31, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является анализ глобальных проблем современности и рассмотрение, поиск политических путей решения данных проблем.
Я выбрал данную тему не случайно, так как считаю, что в наше время она очень актуальна и мне стало интересно, захотелось разобраться в данном вопросе.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

Условием и гарантией прочного мира и развития всестороннего сотрудничества государств является формирование усилиями всех стран всеобъемлющего подхода к обеспечению международной безопасности, т.е. установление нового международного политического порядка, основанного на последовательном соблюдении всеми государствами принципов мирного сосуществования.

Следует отметить, что в политологии международный политический порядок понимают, как определенную структуру, строй международных политических отношений, оформленный (или неоформленный, в системе соответствующих принципов и норм международного права, международных договоров и соглашений, а также как систему международных организаций, учреждений и других институтов.

Решение глобальных проблем невозможно без экологизации сознания человечества. Эта экологизация тесно связана с глубоким осознанием все большим числом землян того, что благополучие и дальнейшее продолжение рода людского невозможны без постоянной эксплуатации природных ресурсов нашего мира, которые представляют собой систему жизнеобеспечивающих факторов существования человечества. Поэтому разрушение природы гибельно для цивилизации. Важно установить такой планетарный тип мышления, который не допускает возможности мирового развития за счет деградации окружающей среды. Экологические ценности при таком мышлении имеют приоритетное значение. В то же время природа рассматривается как единое целое, в котором все ее части, включая и человека, взаимосвязаны, где нет второстепенных малозначительных элементов. Экологическое сознание будет способствовать установлению гармоничных отношений между обществом и природой.

Решить экологическую и другие глобальные проблемы в состоянии лишь человек, избавившийся в своем сознании от груза узкоэгоистических и индивидуалистических установок, воинствующего элитаризма, идеологии агрессии, психологии насилия. Он должен быть освобожден от ограниченности абстрактных сциентистских и технократических подходов, застоя мысли, свойственного местечковому провинциализму, и от националистического ослепления.

Избавление человечества от угрозы со стороны планетарных проблем тесно связано с продвижением к большей социальной справедливости и подлинному равенству во всем мире. Без разрешения острых социальных и политических противоречий как в отдельных государствах, так и в мировом сообществе в целом невозможно найти достойный ответ на глобальный вызов всему роду людскому.

В рамках политической глобалистики разработан целый ряд проектов и концепций политических реформ международных отношений с целью разрешения глобальных проблем.

Одной из первых была создана концепция “органического роста”, изложенная в книге М. Месаревича и Э. Пестеля “Человечество на перепутье” (1974), известной также как второй доклад Римскому клубу. Создатели данной концепции считали, что основной характеристикой состояния человеческого сообщества во второй половине XX в. следует определить присущий ему “кризисный синдром”. Он должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой политической системе, которая будет находиться в состоянии “органического роста”. Как полагают ученые, в этом состоянии система будет развиваться как единый организм, где каждая часть играет свою исключительную роль и пользуется той долей общих благ, которые соответствуют данной роли и обеспечивают дальнейшее развитие этой части в интересах целого.

Политические изменения всемирного масштаба, по мнению ученых-глобалистов, требуют создания глобальных властных структур. Эта идея получила отражение в проекте “всемирных институтов для осуществления изменений”, изложенном в работе Я. Тинбергена “Пересмотр международного порядка.

Третий доклад Римскому клубу” (1977). В качестве таких институтов Я. Тинберген предлагал создать, например, “Мировое казначейство”, “Всемирную администрацию по продовольствию”, “Всемирное агентство по минеральным ресурсам”, “Всемирную администрацию по технологическому развитию” и др. В его концепции довольно явно вырисовывались контуры всемирного правительства. В последующих работах французских глобалистов М. Гернье “Третий мир: три четверти мира” (1980), Б. Гранотье “За мировое правительство” (1984) и некоторых других идея глобального центра власти получила дальнейшее развитие.

Более радикальную позицию в отношении глобального управления занимает общественное течение мондиалистов, которое сформировало еще в 1949 г. в Париже свой первый институт - Международную регистрацию граждан мира (IRWC). Мондиализм (фр. monde - мир) - концепция, обосновывающая необходимость и пути создания всемирного государства. Сторонники данного подхода полагают, что для решения глобальных проблем необходима “сознательная и постепенная” передача власти от суверенных государств к глобальным структурам управления мировым сообществом. В отношении формирования этих структур существует несколько точек зрения.

В 70-е и первой половине 80-х гг. в глобалистике был распространен радикальный подход, приверженцы которого полагали, что скоро наступит “эпоха паралича национальных государств” как основных субъектов международных отношений. В данной связи поиски решения глобальных проблем связывались с избранием всемирного парламента, который мог бы создать мировое правительство. Однако образование значительного числа новых независимых государств, стремление многих наций и народностей к созданию суверенных национально-государственных образований показали, что предсказания ослабления роли государства как основного субъекта мировой политики не нашли подтверждения на практике. Отметим, что по оценкам Лондонского института стратегических исследований около 300 этнических групп в разных странах недовольны свои положением и стремятся к созданию своих государств с изменением существующих границ, поэтому XXI в. может оказаться “столетием повсеместных этнических конфликтов”.

В настоящее время мондиализм в глобалистике проявляется в более умеренных, неявных формах. Речь идет о необходимости наделения большей властью международных организаций и институтов в целях достижения прогресса в решении глобальных проблем. Планы создания всемирного государства отодвигаются на неопределенно далекий срок.

Наряду с осмыслением идеи глобальных политических институтов в 80-е гг. в глобалистике шел активный поиск политической парадигмы мирового развития в условиях обострения глобальных проблем. Такая парадигма была сформулирована в докладе “Наше общее будущее”, подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд, и получила название концепции “устойчивого развития”. В докладе комиссии, в частности, записано: “Устойчивое развитие -это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности” 4

В 90-е гг. идея мирового правительства утратила свою популярность и уступила место проектам глобального сотрудничества при сохранении института национальных государств как основных субъектов мировой политики и международных отношений. Примером такого рода проектов может служить концепция “глобального управления и сотрудничества”, изложенная в докладе “Наше глобальное соседство”, подготовленном под руководством И. Карлесона и Ш. Рэмфала.

В этой концепции подчеркивается, что в глобальное управление и сотрудничество сейчас вовлечены не только правительства и межправительственные учреждения, но и неправительственные организации, движения граждан, транснациональные корпорации, научные круги и средства массовой информации. Нарождение глобального гражданского общества, по мнению авторов концепции, свидетельствует о значительном расширении возможностей и усилении стремления людей самим распоряжаться своей судьбой.

Главными действующими лицами при этом остаются государства, которым, однако, приходится сотрудничать с другими субъектами мировой политики. Организация Объединенных Наций должна играть в этом жизненно важную роль, но она, как считают создатели доклада “Наше глобальное соседство”, не в состоянии выполнить всю работу. Глобальное управление не подразумевает, в отличие от более ранних глобалистских концепций, мировое правительство или мировой федерализм. Для эффективного глобального управления требуется новое видение, заставляющее людей и правительства осознать

В современной политической науке все большее значение приобретает понятие “глобальное гражданское общество”. Под глобальным гражданским обществом подразумевается организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности. Эти люди проявляют активность в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства неспособны или не желают предпринимать необходимые действия.

Политической основой глобального гражданского общества является глобальное движение неправительственных организаций: экологических, антивоенных, культурных, религиозных и др. Они служат альтернативными либо неофициальными каналами общения в мировом сообществе, способствуют установлению взаимного Доверия между народами.

В экономическом плане глобальное гражданское общество базируется на глобальном деловом секторе, представленном частным предпринимательством, прежде всего в лице транснациональных корпораций. Однако многие ученые-глобалисты, подчеркивая возросшую социальную ответственность частного бизнеса, все же предостерегают об опасности чрезмерной концентрации экономической власти и мощи в частных руках.

Технологической основой глобального гражданского общества является развитие новейших технических средств коммуникации, обеспечивающих распространение глобальных потоков информации через государственные границы и на огромные расстояния. Это уже привело к возникновению нового явления в мировом развитии, получившего название «глобальная революция в общении».

Наряду с проблематикой «глобального гражданского общества» в политической глобалистике активно разрабатывается вопрос о формировании новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», «экологического», «устойчивого». Такое государство должно стать не только формой эффективной организации жизни людей и удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечивая права и свободы каждого человека, но и обязано заботиться о таких же возможностях для всех последующих поколениях граждан, об их безопасности, о сохранении и улучшении окружающей природной среды и устойчивом освоении природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто обеспечить, ибо все предыдущие модели государств в лучшем случае лишь декларировали эти в своих основных законах, но никогда не реализовывали их. Предполагается, что демократия, изменяя свою современную форму в процессе перехода на путь устойчивого развития, превратится в ноосферную демократию, или ноократию (демократию нравственного разума), где будет первенствовать не решение большинства, а рациональное решение, отражающее не только интересы голосующих, но и интересы всех участников социоприродного взаимодействия как будущих поколений, так и окружающей природной среды.

В конце XIX в. Основатель русского космизма Н.Ф. Федоров писал: «Мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата кроме ускорения конца». Сто лет назад такие оценки индустриального типа цивилизации были по силам только наиболее дальновидным мыслителям. Широко осознанным эти взгляды оказались лишь в наше время. Реальная угроза ядерной, экологической и других катастроф на планете привела к серьезным сдвигам в общественном сознании относительно перспектив человечества. Сейчас глобальные проблемы находятся в фокусе внимания международных политических и научных кругов. Весьма активно обсуждаются возможные пути преодоления общечеловеческих проблем и предпринимаются усилия по координации деятельности мирового сообщества в этом направлении.

Основной вклад в поиск политических путей решения глобальных проблем вносит ООН. Глобальная проблематика занимает важное место в повестке дня Генеральных Ассамблей ООН, в деятельности ее специальных учреждений, таких как, ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и некоторые другие.

Для осмысления и изучения политических аспектов глобальных проблем современности по инициативе ООН были созданы несколько авторитетных комиссий, которые представили свои заключительные доклады на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций.

Так, одним из результатов Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стало создание Комиссии по сбалансированному развитию – межправительственного органа в составе 52 членов, превратившего сейчас в системе ООН в центр согласования и координации программ, осуществляемых различными учреждениями ООН. Но Комиссию не следует рассматривать просто как административный координирующий орган. Она существует для обеспечения общего политического руководства в сфере сбалансированного развития, в частности в выполнении Программы-21 (Программы XXI в.), принятой в Рио. В самом общем виде рекомендации этой программы можно свести к нескольким генеральным направлениям: борьба с бедностью; снижение ресурсопотребления современной техносферой; сохранение устойчивости биосферы; учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.

Многие ученые-глобалисты полагают, что ослабление и разрешение общечеловеческих проблем будет тесно связано не только с политическими действиями в данном направлении, но и с явлением гораздо большего масштаба во всемирно-историческом развитии человечества. Это явление называют «цивилизационным сдвигом», т.е. переходом к цивилизации нового типа, качественно отличающейся от современной цивилизации

 

Заключение

 

 

 

Мне кажется, в моей работе мне удалось выполнить поставленную цель, я проанализировал глобальные проблемы современности и рассмотрел политические пути их решения.

Анализ глобальных проблем современности показывает наличие сложной и разветвленной системы причинно-следственных связей между ними. Наиболее крупные проблемы и их группы в той или иной мере сопряжены и переплетены между собой. А любая ключевая и крупная проблема может состоять из множества частных, но не менее важных по своей злободневности, проблем.

Политические методы решения глобальных проблем одни из самых важных. Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Информация о работе Глобальные проблемы современности и пути их решения