Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:52, контрольная работа
Социологическая концепция определения понятия государства выделяет три его признака: а/ совокупность людей – народ; б/ господствующую над ними власть; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в единстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.
1. Признаки, функции и формы государства……………………………………
2. Правовое государство: принципы, исторический опыт его становления…………………………………………………………………………….
3. Задание № 14, стр. 34 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)\
14. Американский общественный деятель Х. Манн писал: "Единственный путь к нашему спасению в политике - образование; это ковчег среди потопа".
Осуществима ли данная установка, по Вашему мнению? Что мешает этому в наши дни?........................................................................................................
1. Признаки, функции и
формы государства…………………………………
2. Правовое государство:
принципы, исторический опыт его становле
3. Задание № 14, стр. 34 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)\
14. Американский общественный
Осуществима ли данная установка, по Вашему мнению?
Что мешает этому в наши дни?..........................
2
10
13
1. Признаки, функции и формы государства.
Признаки: 1) Отделение публичной власти
от общества, ее несовпадение организацией
всего населения, появление слоя профессиональных
управленцев 2) Территория, ограниченная
четко-определенной границей. 3) Суверенитет,
т.е. наличие верховной власти государственных
органов на данной территории. 4) Монополия
на легальное применение силы и физическое
принуждение. 5) Право взимания налогов
и сборов с населения 6) Обязательность
гражданства 7) Претензия на представительство
общества как целого и на защиту общих
интересов и общего блага.
Функции государства: 1) Политическая 2)
Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая
Существует 2 концепции по признакам государства: 1/ социологическая; 2/ марксистская.
Социологическая концепция определения понятия государства выделяет три его признака: а/ совокупность людей – народ; б/ господствующую над ними власть; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в единстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.
Марксистская
концепция рассматривает
Чтобы полнее
раскрыть специфику
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах: ,,Происхождение семьи, частной собственности и государства “, «варварство и цивилизация».
Итак, государство – это сложное социальное образование, которое можно познать путём абстракции. Ему присущи признаки, указанные на рисунке 1
Признаки государства
Основные |
Дополнительные |
население |
единый государственный язык |
публичная власть | |
право |
единая транспортная система |
правоохранительные органы | |
армия |
единая денежная единица |
государственный суверенитет | |
территория |
единая информационная система |
налоги |
Рисунок 1 – Признаки государства
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы). Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суше , водному и воздушному пространству, континентальному шельфу и т.д. На территории государства проживает население, где в полной мере действует власть политическая.
Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как ,, подданный “, ,, гражданин “, ,, лицо без гражданства “, ,, иностранец “.
Население , т.е. человеческое общество , проживающее на территории государства.
Население и народ (нация ).Народ (нация) - это социальная группа , члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа “ равноправия и самоопределения народов ”.
Публичная власть. Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать её подвластным , осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и слоем людей, которая им управляет (чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.)
Власть политической элиты имеет институализированный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в единую иерархическую систему. Власть в государстве должна быть всеобщной, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию , на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.
Легитимность власти означает : а/ её законность ; б/ её поддержка населением ; в/ её международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти , среди которых многопартийность , выборы , уход в отставку , референдум и др.
Право – в современной науке система общеобязательных социальных норм, охраняемых слой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. С появлением государства, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем,чтобы направить поведение масс в определённое русло.
Правоохранительные органы. Это установленная государством деятельность специальных органов, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленных законом норм и при обязательном соблюдении установленного им порядка. В эту часть государственного аппарата входят: судебные органы прокуратура , милиция , органы безопасности , внешней разведки , налоговая полиция , таможенные органы и т.д. С помощью правоохранительных органов, возможно применение принудительных мер, предусмотренных правовой системой к населению. Особенно характер и объём принуждения возрастает, если власть, нелегитимна и сопротивление ей, как правило, велико.
Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами. Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства.
Налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, они необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов , армии , для поддержания социальной сферы (образования , науки , культуры , здравоохранения и т.д.) , создания резервов на случай чрезвычайных происшествий , бедствий , а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате.
Государственный суверенитет Государственная власть юридически стоит над властью других учреждений , партий , находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. Бывает внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это полная независимость во внешних делах. На внутренний суверенитет может влиять давление со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Внешний суверенитет также подвергается давлению со стороны мирового сообщества и сужает его с большой скоростью , чем
внутренний.
Функции государства
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
Внешние функции:
Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.
Информация о работе Государство и право в политической системе